N°132
25 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  25.07.2002
Сто дней после детства
«Призрачный мир» на экранах Москвы

версия для печати
«Призрачный мир» -- это не про то, что призрачно все в этом мире бушующем. И уж совсем не про «я вижу мертвецов». Это призрачность совсем другого рода, которую можно ощутить вечером в провинциальном городке, когда любая трещина в стене видавшего виды дома, кажется, ведет в параллельную реальность, а за каждым окном с желтенькой занавеской -- другая вселенная. Это та призрачность, которую мы чувствуем, очутившись в новом и непривычном месте, которое вдруг покажется странно знакомым. Или наоборот. Когда мы меняемся -- взрослеем, стареем, переживаем какой-то новый опыт, и мир вокруг нас вдруг теряет четкость очертаний. Или, наоборот, обретает ее. Так что «Призрачный мир» -- это даже и не про «отречемся от старого мира», хотя речь идет о взрослении героини, которая перерастает отведенные ей жизнью рамки. Ибо в дни перемен непонятно, кто более призрачен -- окружающий мир или ты сам, бродящий по нему неприкаянной тенью.

Вот так бы я ответил на вопрос, о чем снял свой игровой дебют известный американский документалист Терри Цвигофф. Из уважения к читателям добавим несколько слов о сюжете и сопутствующих обстоятельствах. «Призрачный мир» создан по мотивам, как ни странно, комикса Дэниела Клоуза (он выступил и как соавтор сценария) о двух оканчивающих школу подружках. В фильме одну из них -- черноволосую девушку с готической внешностью, острым языком, вызывающим поведением и красивым именем Инид (ударение на первый слог) -- играет Тора Берч, дочка Кевина Спейси из «Красоты по-американски». Собственно, фильм можно было назвать тинейджерской версией «Красоты...» Вместо кризиса среднего возраста -- послешкольная летняя маета, занятия на курсах по современному искусству у продвинутого апостола политкорректности в исполнении Иллеаны Дуглас и далеко не безобидный розыгрыш, перерастающий в первое серьезное романтическое увлечение... Инид решает приколоться и пригласить на свидание какого-то фрика, давшего смешное объявление в раздел знакомств. Фрик оказывается культовым актером независимого американского кино Стивом Бушеми, а по фильму -- Сеймуром, который днем отдает свой долг глобальному капитализму, работая винтиком-менеджером, а вечером молится на редкие пластинки старых исполнителей, имена которых известны лишь избранным коллекционерам, таким же фрикам, как и он сам. «Он -- полная противоположность всему тому, что я ненавижу в людях», -- говорит о нем Инид. Вполне достаточная причина для того, чтобы влюбиться, даже если твой избранник почти в три раза тебя старше и у него редкие зубы.

«Призрачный мир» -- типичное американское независимое кино со всеми его достоинствами и недостатками: отличным сценарием, язвительными диалогами, в меру аутсайдерскими героями, которые конечно же в итоге оказываются милыми и пушистыми. Кое-что (а пожалуй, и многое) в фильме сделано слишком просто, слишком гладко. Все-таки Стив Бушеми в роли урода-изгоя со скромным обаянием неиспорченной души -- это слишком очевидное решение. А автобус, которого вот уж несколько лет ждет на заброшенной остановке одинокий старик и который в финале в обязательном порядке увезет героиню к новым горизонтам, и вовсе попахивает худшими образцами советского молодежного кино.

И все-таки баланс в итоге положителен -- в пользу фильма. Отдельное спасибо за это Торе Берч. Потому что в ней в отличие от героя Кевина Спейси есть какая-то всегдашняя правота молодости. Она, молодость, может мыкаться от безделья, долго и нудно решать, чего же она на самом деле хочет, несмешно шутить, выдавать нелепые философские откровения, метать бисер перед свиньями и плевать на все. И при этом непостижимым образом оказаться правой. И заработать себе счастье и дивный новый мир. Настоящий, не призрачный.
Алексей МЕДВЕДЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  25.07.2002
«Призрачный мир» на экранах Москвы
«Призрачный мир» -- это не про то, что призрачно все в этом мире бушующем. И уж совсем не про «я вижу мертвецов». Это призрачность совсем другого рода, которую можно ощутить вечером в провинциальном городке, когда любая трещина в стене видавшего виды дома, кажется, ведет в параллельную реальность, а за каждым окном с желтенькой занавеской -- другая вселенная. Это та призрачность, которую мы чувствуем, очутившись в новом и непривычном месте, которое вдруг покажется странно знакомым. Или наоборот. Когда мы меняемся -- взрослеем, стареем, переживаем какой-то новый опыт, и мир вокруг нас вдруг теряет четкость очертаний. Или, наоборот, обретает ее. Так что «Призрачный мир» -- это даже и не про «отречемся от старого мира», хотя речь идет о взрослении героини, которая перерастает отведенные ей жизнью рамки. Ибо в дни перемен непонятно, кто более призрачен -- окружающий мир или ты сам, бродящий по нему неприкаянной тенью... >>
  • //  25.07.2002
К семидесятипятилетию Зары Минц
Зары Григорьевны Минц нет на земле уже почти двенадцать лет. За эти годы многое переменилось -- и в ныне независимой Эстонии, где прошла большая часть жизни преподавателя (позднее -- профессора) Тартуского университета, и в России, где она родилась, училась, познакомилась с будущим мужем -- Юрием Михайловичем Лотманом, в той России, без которой просто не было бы Зары Григорьевны. Изменилось многое, но для тех, кто знал З.Г. (лично или умея слышать сокровенную мелодию ее научных трудов), для тех, кто однажды (и навсегда) ощутил ее солнечное обаяние, чувство личной утраты, кажется, остается столь же щемящим, как в октябрьские дни 1990 года, когда в Тарту, Москву, Питер пришла весть из Италии: умерла Зара Григорьевна... >>
  • //  25.07.2002
Вчера на 94-м году жизни скончалась актриса Московского академического театра имени Маяковского, народная артистка России Нина Тер-Осипян. В 1925 году она была принята в труппу Театра Революции (впоследствии переименованного в Театр Маяковского). Всю свою жизнь Нина Мамиконовна посвятила этому театру и выходила на сцену до последних лет, оставаясь в прекрасной творческой и физической форме. Она работала с Мейерхольдом, Диким, Охлопковым. Играла в таких спектаклях, как «Фронт», «Обыкновенный человек», «Гроза», «Легенда о любви», «Дядюшкин сон», «Дети Ванюшина», «Закат», «Забавы Дон Жуана». В «Забавах Дон Жуана» Тер-Осипян, уже разменяв десятый десяток, танцевала на сцене испанский танец. Зал регулярно устраивал ей овацию. Это прекрасно, что до последних дней она была окружена любовью и уважением публики и коллег... >>
  • //  25.07.2002
На выставке Сергея Чиликова в Московском Доме фотографии
Сергей Чиликов -- философ среди фотографов и фотограф среди философов -- известен как большой оригинал, автор множества странных фотографий и еще более странных философских сочинений. Новостью его творчество считать трудно, поскольку фотографирует Чиликов подольше, чем некоторые живут, да и сам не мальчик -- почти пятьдесят. Но образ странствующего философа из Йошкар-Олы настолько колоритен, что от него поневоле ожидают чего-то особенного. Тем более что совсем недавно Чиликов успешно поучаствовал в престижном фотографическом фестивале в Арле, а весной произвел фурор на последней Фотобиеннале. Злые языки утверждают, что в Арле запомнился Чиликов не только своим оригинальным творчеством, но и широкой душой, то есть полным соответствием заграничным представлениям о русском человеке -- много выпивал и даже падал в фонтан. Предпоследнее выступление Чиликова в Москве весной на биеннале также вызвало небольшой скандал. Фотографии простецких обнаженных теток, позирующих в смелых эротических позах в привычной антисанитарной обстановке то ли сарая, то ли барака, на слабонервных и неподготовленных зрителей производили впечатление посильнее книжек Сорокина... >>
  • //  25.07.2002
В папском дворце Авиньона сыграли NoBody Саши Вальц
Бывают художники радикальные. Звезда современной хореографии Саша Вальц -- отважный художник. Предельные состояния человека -- основное поле ее театральных исследований, но в отличие от многих своих коллег передать их на сцене она умудряется так, что это вызывает не физиологическую и не примитивную человеческую (может, «скорую помощь» позвать?), а исключительно эстетическую реакцию... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика