N°122
11 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  11.07.2002
Критики подводят итоги таетрально сезона
версия для печати
На этот раз мы решили предложить театральным обозревателям ведущих изданий сразу два опроса, условно назвав их «рейтинг» и «антирейтинг». Попросту говоря, надо было выбрать не только лучшее (и лучших) в минувшем сезоне, но и худшее (худших). Первое, что бросается в глаза, -- с «лучшим» у всех получилось лучше. Понятнее. Определеннее. На все вопросы нашлись ответы. И это вовсе не означает, что «лучшего» у нас много, а «худшего» мало. Это означает ровно обратное. Небольшой островок театрального искусства существует в разливанном море театральной макулатуры. О том, кто именно плавает в этом море, высказываются самые разные суждения. В том, кто проживает на острове, критики более или менее едины.

Итак, основные итоги опроса.

Хорошенького -- понемногу

Среди событий сезона многие называют не спектакли, а проекты. В первую очередь появление в Москве фестиваля «Новая драма» (как почти все вокруг нас, его организовала ассоциация «Золотая маска») и возникновение «Театра.doc», занимающегося промоушеном современной драматургии. По мнению одного из обозревателей, именно благодаря этим проектам «театр стал, наконец, восприниматься как часть актуального искусства, им заинтересовались люди, которые читают книги и ходят в кино». Событиями названы также возрождение МХАТа, предпринятое Олегом Табаковым, и реанимация Театра им. Пушкина, худруком которого стал в начале сезона Роман Козак. Табаков и Козак возглавили и список лучших менеджеров (sic!). То, что почетное место в этом списке занимают продюсеры мюзикла «Норд-Ост» и директор «Маски» вездесущий и неутомимый Эдуард Бояков, -- неудивительно. То, что репертуарные гробницы, на которые критики и театральные власти в какой-то момент уже махнули рукой, обретают, судя по всему, новое дыхание, -- стоит отметить особо. Оказывается, цивилизованный менеджмент возможен и в рамках государственной структуры. Раньше казалось, что только на стороне.

Другой «прорыв» -- проявление на театральном небосклоне новых имен. «Персонами сезона» -- помимо мэтров Камы Гинкаса с «Дамой с собачкой» и Петра Фоменко с «Безумной из Шайо» и уже почти мэтра Евгения Гришковца с «Дредноутами» -- неоднократно назван недавний выпускник Петра Фоменко Миндаугас Карбаускис, поставивший в этом сезоне сразу три удачных спектакля («Старосветских помещиков» во МХАТе, «Долгий рождественский обед» и «Лицедея» в «Табакерке»). Его тонкая и умная режиссура рассчитана на тех, кто любит метафорический театр Эймунтаса Някрошюса и лицедейский Петра Фоменко.

Взглянув на список «персон», несложно убедиться: в нашем театре нет представителей среднего поколения. То есть физически они, конечно, есть, но театральное лицо Москвы определяют мэтры и молодежь (в качестве «персоны», правда, только один раз, упомянуты еще и дебютанты Василий Сенин и Нина Чусова, а в графе «спектакль, созвучный времени» наибольшее число раз названы «Откровенные полароидные снимки» молодого и технологичного Кирилла Серебренникова в филиале Театра им. Пушкина). Этот поколенческий провал, пришедшийся на перестроечное и постперестроечное межвременье, -- одна из болевых точек нашего театра. Так что нынешней молодой режиссуре придется отдуваться за два поколения. И то хорошо. Ведь еще совсем недавно театральные критики чувствовали себя сущими геронтофилами -- как не спросят про любимого режиссера, всякий раз приходится называть тех, кому за шестьдесят.

Из интересных спектаклей, оказавшихся в тени, по два раза упомянуты «Странники и гусары» Юрия Погребничко и «Облом off» Михаила Угарова в Центре драматургии и режиссуры (последнее не вполне справедливо, если учесть, что именно Угарову достался один из главных призов на фестивале «Новая драма»). И, наконец, абсолютный лидер опроса в номинации «Выдающаяся актерская работа» -- Константин Райкин в спектакле «Синьор Тодеро Хозяин» Роберта Стуруа. В спину Райкину дышит Андрей Смоляков из «Лицедея» Карбаускиса, но Райкин все же первый. Этот постаревший и почерневший душой Труффальдино из Бергамо так безудержно и неистово выясняет отношения с собственными конечностями, что поневоле приходится признать: подобных гуттаперчевых злодеев наша сцена еще не видела.

...А плохого -- ешь не хочу

Итак, с рейтингом все более или менее понятно. И предсказуемо. С антирейтингом сложнее. Газетные площади (и газетный стиль) не позволяют воспроизвести все те комментарии, которыми сопровождалось предложение определить «клюкву» сезона или «актерскую халтуру». «Этого (существительное опускалось, но подразумевалось) столько, что уж и не знаем, кого и назвать», -- сокрушались опрашиваемые. Правда, антиперсону сезона все же удалось выявить. Ею с большим отрывом от прочих нелюбимцев критики стал новый худрук Театра на Малой Бронной Андрей Житинкин. Спрашивается, неужели хуже спектаклей Житинкина ничего на свете нет? Есть, есть. Собственными глазами видела. Но Житинкин оказался нарушителем границы. Из звезды антрепризной разлюли-малины он превратился в худрука солидного столичного театра, в котором к тому же на беду для Житинкина когда-то работал Анатолий Эфрос. И общественность этого не снесла. Новоиспеченного худрука заклеймили чуть ли не во всех антирейтинговых графах. Прямо даже жалко человека. Чего ему в антрепризе не сиделось?

Другой антиперсоной, правда, несколько меньшего калибра оказался Виктор Шамиров, поставивший спектакль «Трактирщица» со сборной командой звезд (Татьяна Васильева, Валерий Гаркалин, Виктор Раков), признанный самой выдающейся театральной халтурой. Опять же -- чего так накинулись на режиссера? Объясняю. В Москве больше двухсот театров, и идет там бог знает что, но в большую часть из этих театров нога критика вообще не ступает. Да их туда никто и не зовет. Эта городская полусамодеятельность не может попасть ни в рейтинг, ни в антирейтинг, ни на экраны телевизоров, ни в обзоры сезона. Шамиров может. На него возлагали надежды, его держали за профессионала, его спектакль не увезли стыдливо в какую-нибудь глухомань, а всеми возможными способами анонсировали и рекламировали. И что же! «Я могу, конечно, и по-другому, -- как бы говорит нам Шамиров, -- но для вас-то зачем стараться».

Иными словами, это тоже нарушение конвенций («чес» должен знать свое место), и то, что оно вызывает такую нешуточную реакцию критики, только радует. А что еще можно противопоставить невообразимому напору театральной пошлости, несущейся со скоростью урагана по театральным сценам страны?

И не стоит думать, что так дело обстоит везде. Не везде. Ни немецкий, ни польский, ни английский артист с именем не будет играть в очевидном отстое в надежде срубить побольше деньжат. В добротном буржуазном спектакле -- да. Но в низкопробной пошлятине -- все же нет. Он дорожит своим реноме. Да и солидный театр дорожит. Он не позволит, чтобы в его репертуаре завелись спектакли вроде «Укрощения укротителей».

Нельзя сказать, что минувший сезон открыл для нас эту истину. Он скорее еще раз подтвердил ее. Грань между театральной попсой и театральным искусством (не эстетически, разумеется, но географически) стирается. Еще недавно казалось, что на сцене Ленкома или Театра на Малой Бронной такое появиться не может. Анахронизм (см. соответствующую графу опроса) может, халтура и чес -- никогда. Теперь мы знаем точно -- границы пали. И это печальный итог минувшего сезона. Впрочем, как свидетельствует первый (рейтинговый) опрос, если пореже заплывать в море и почаще бродить по острову -- хорошего тоже сыщешь немало.Ложка меда: российские театральные критики о приятном
Событие сезона Спектакль, который удивил в хорошем смысле Персона сезона Выдающаяся актерская работа Интересный спектакль, оставшийся в тени Лучшие гастроли сезона Лучший театральный менеджмент Спектакль, созвучный времени
Дина Годер, «Еженедельный журнал» Событиями стали не спектакли, а фестивали -- NET, «Золотая маска», «Новая драма». Интересные спектакли -- «Дама с собачкой» Камы Гинкаса, «Дредноуты» и «Планета» Евгения Гришковца «Макбет. The bloody pit of horror» Владимира Епифанцева Евгений Гришковец Александр Семчев («Старосветские помещики»), Отар Мегвинетухуцеси («Антигона»), Константин Райкин («Синьор Тодеро Хозяин»), Александр Калягин («Король Убю»), Константин Хабенский («Утиная охота», Галина Тюнина («Безумная из Шайо») Этого нынче не бывает. Все на свету «Огнеликий» Оскараса Коршуноваса, «Чайка» и «Московский хор» Малого драматического театра СПб Продюсеры мюзикла «Норд-Ост», худрук МХАТа Олег Табаков, Елена Гремина (проект «Театр.doc.») «Дама с собачкой» Камы Гинкаса, «Безумная из Шайо» Петра Фоменко, «Откровенные полароидные снимки» Кирилла Серебренникова
Марина Давыдова, «Время новостей» Появление фестиваля «Новая драма» и проекта «Театр doc». Из спектаклей «Дама с собачкой» Камы Гинкаса, «Дредноуты» Евгения Гришковца, «Уроки русского» Михаила Жванецкого, «Пролетный гусь» во МХАТе Евгений Гришковец, Миндаугас Карбаускис, Петр Фоменко, чьи ученики делают теперь «погоду» в театре Константин Райкин («Синьор Тодеро Хозяин»), Андрей Смоляков («Лицедей»), Виктор Гвоздицкий («Арто и его двойник») «Странники и гусары» Юрия Погребничко «Кавказский меловой круг» Роберта Стуруа, «Огнеликий» Осмкараса Коршуноваса, «Арто и Гитлер в Романском кафе» Берлинер Ансамбль, «Китеж» Мариинки, «Московский хор» Малого драматического театра СПб С большим отрывом -- Эдуард Бояков, а также возглавивший Театр Пушкина Роман Козак, худрук МХАТа Олег Табаков, продюсеры «Норд-Оста» «Откровенные полароидные снимки» Кирилла Серебренникова, «Облом-off» Михаила Угарова, «Лиликанский музей театральных идей» театра «Тень»
Роман Должанский, «Коммерсант» «Дредноуты» Евгения Гришковца, «Музей лиликанских идей» театра «Тень» «Пролетный гусь» во МХАТе, «Король Убю» в калягинском театре, «Академия смеха» в Театре им. Пушкина Режиссеры-дебютанты: Миндаугас Карбаускис, Василий Сенин, Нина Чусова; новый худрук Театра Пушкина Роман Козак; Алексей Казанцев, подвижнически тянущий Центр драматургии и режиссуры Константин Райкин («Синьор Тодеро Хозяин»), Андрей Смоляков («Лицедей»), Александр Калягин («Король Убю») «Дредноуты» Гришковца и продолжение проекта «Лиликанский музей театральных идей» «Московский хор» МДТ и «Кавказский меловой круг» Театра Руставели Совокупность проектов «Золотой маски», театр «Сатирикон», МХАТ имени Чехова «Откровенные полароидные снимки» Кирилла Серебренникова
Олег Зинцов, «Ведомости» Фестиваль "Новая драма" и проект "Театр.doc". Из спектаклей -- "Макбетт" Юрия Бутусова и "Дама с собачкой" Камы Гинкаса. "Подсолнухи" Тенесси Уильямса в постановке Бориса Юхананова, мюзикл «Норд-Ост» Персоны, определившей весь сезон, пожалуй, не было Виктор Гвоздицкий и Лия Ахеджакова в "Подсолнухах" Увы, «Подсолнухи» "Чайка" Льва Додина и "Ромео и Джульетта" Николая Коляды на "Золотой маске" Руководитель МХАТа и «Табакерки» Олег Табаков, хотя образцом театрального менеджера по-прежнему остается Эдуард Бояков По-прежнему редкость, несмотря на "Новую драму" и "Театр.doc"
Марина Зайонц, «Итоги» "Синьор Тодеро Хозяин" Роберта Стуруа, "Безумная из Шайо" Петра Фоменко, «Дредноуты» Евгения Гришковца, "Старосветские помещики", "Лицедей" Миндаугаса Карбаускиса "Облом off" Михаила Угарова и "Уроки русского" Михаила Левитина Миндаугас Карбаускис, Евгений Цыганов, сыгравший Раскольникова во мхатовском "Преступлении и наказании" Константин Райкин в "Синьоре Тодеро", Андрей Смоляков в "Лицедее", Александр Калягин в «Короле Убю», Галина Тюнина в «Безумной из Шайо» "Геда Габлер" Нины Чусовой, "Странники и гусары" Юрия Погребничко "Московский хор" Малого драматического театра СПб Роман Козак, умело начавший жизнь главрежа в театре им. Пушкина,
продюсеры мюзикла «Норд-Ост» Спектакли молодых -- М. Карбаускиса, Н. Чусовой, К. Серебренникова и В. Сенина
Елена Ковальская, «Афиша» Появление «Театр.doc» «Лицедей» Миндаугаса Корбаускиса в «Табакерке» Евгений Гришковец, Миндаугас Карбаускис Константин Райкин («Синьор Тодеро Хозяин») Гастроли Театра им. Шота Руставели со спектаклями Роберта Стуруа Взаимные гастроли Мариинки и Большого, ассоциация «Золотая маска», ее проекты «Новая драма» и «Пасхальный фестиваль» Созвучным времени эстетически оказался жанр фарса («Король Убю», «Герой» и «Макбет»), идейно и эстетически -- спектакль «Облом off»
Павел Руднев, «Ваш досуг» Возрождение МХАТ им. Чехова "Пролетный гусь" во МХАТе им. Чехова, "Король-олень" в РАМТе "Коллективное лицо" дебютантов: Дарья Мороз, Егор Бероев, Евгений Цыганов, Ирина Пегова, Петр Красилов, Тимофей Трибунцев Константин Райкин («Синьор Тодеро Хозяин») "Иванов" в Малом театре, "Вечность и еще один день" во МХАТе им. Чехова, "А в Конго есть тигры?" в «Табакерке» "Московский хор" МДТ, "Арто и Гитлер в Романском кафе" Берлинер Ансамбль, оперные гастроли Мариинского театра ("Семен Котко" и "Китеж") Эдуард Бояков "Дредноуты" Евгения Гришковца
Глеб Ситковский, «Алфавит» «Безумная из Шайо» Петра Фоменко, «Дама с собачкой» Камы Гинкаса. «Лицедей» и «Старосветские помещики» Миндаугаса Карбаускиса, «Герой» Нины Чусовой, «Роберто Зукко» Василия Сенина «Король Убю» в театре Et cetera
Режиссеры-дебютанты Нина Чусова, Василий Сенин, Миндаугас Карбаускис Константин Райкин («Синьор Тодеро Хозяин»), Андрей Смоляков («Лицедей»), Николай Фоменко и Андрей Панин («Академия смеха»), Галина Тюнина («Безумная из Шайо», «Отравленная туника») «Облом off» в Центре драматургии и режиссуры Московский хор» Малого драматического театра СПб Худрук МХАТа Олег Табаков
Марина Тимашева, Радио «Свобода» «Дредноуты» Евгения Гришковца «Азазель» Алексея Бородина (РАМТ) Петр Фоменко и Кама Гинкас Сергей Маковецкий («Ревизор»), Александр Калягин («Король Убю») О "Короле-олене" в РАМТе или "Герое"( там же) написано меньше, чем о спектаклях " старших" режиссеров, что, впрочем, вполне естественно Гастроли Тбилисского театра имени Шота Руставели, в первую очередь "Кавказский меловой круг" Роберта Стуруа Директор музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Урин, директор "Золотой маски" Эдуард Бояков, директор Театра оперетты Владимир Тартаковский, продюсеры мюзикла "Норд-Ост" "Ревизор" Римаса Туминаса, "Безумная из Шайо" Петра Фоменко и "Дама с собачкой Камы Гинкаса
Алексей Филиппов, «Известия» Реанимация Театра им. Пушкина «Серебряный век» в Театре им. Моссовета Миндаугас Карбаускис Андрей Смоляков («Лицедей») «Облом-off» Михаила Угарова «Арто и Гитлер в Романском кафе» Берлинер Ансамбль Олег Табаков «Макбетт» Юрия Бутусова в «Сатириконе»
Бочка дегтя: российские театральные критики о неприятном
«Клюква» сезона Спектакль, который вас удивил в плохом смысле Антиперсона сезона Выдающаяся актерская халтура Малоинтересный спектакль, вызвавший широкий резонанс Худшие гастроли Бестолковый менеджмент Анахронизм сезона
Дина Годер, «Еженедельный журнал» «Лулу» Андрея Житинкина, «Укрощение укротителей» Романа Самгина в «Ленкоме» «Моя fair леди» и «Король Убю» в Et Cetera, «Ревизор» Римаса Туминаса в Вахтанговском Тех, кто делает плохие спектакли называть антиперсоной - слишком много чести Ужасные актерские работы из «Укрощения укротителей» и «Моя fair леди» отношу на счет режиссеров Резонанс вызывает все, что хоть как-то промотируется. Большая часть этого - дрянь Очень много Если он вообще есть, в подавляющем большинстве случаев - бестолков. «Кабала святош» во МХАТ им. Чехова
Марина Давыдова, «Время новостей» «Лулу» Андрея Житинкина, "Моя fair леди" в театре Калягина, «Укрощение укротителей» в Ленкоме, «Трактирщица» Виктора Шамирова «Ревизор» Римаса Туминаса, «Мастер и Маргарита» Романа Виктюка Андрей Житинкин, Виктор Шамиров Актерский ансамбль в «Трактирщица» Почти обо всех премьерах МХАТа и «Табакерки» говорят больше, чем они того заслуживают. Но это, видимо, и есть часть грамотного менеджмента «Анна Каренина-II» Таллиннской Русской драмы Продюсеры спектакля «Подсолнухи», оставшегося несмотря на звездные имена артистов и громкое имя режиссера (Борис Юхананов) в тени Спектакли Театра Сатиры «Время и семья Конвей» и «Игра», «Ночь игуаны» в Театре Вахтангова
Роман Должанский «Коммерсантъ» Соревнование! Подавляющее большинство антреприз работает именно в жанре «клюквы» «Ревизор» Римаса Туминаса Андрей Житинкин Соревнование! Один из лидеров - «Трактирщица» Виктора Шамирова Соревнование! Среди лидеров «Прощай, Марлен, здравствуй» Доронинские «Униженные и оскорбленные» и весь МХАТ имени Горького. Но имя таким театрам -- легион...
Олег Зинцов, «Ведомости» Проще всего вспомнить спектакли Андрея Житинкина, но это рядовая клюква, куда забавнее - дичайшая "Ночь игуаны" в Театре Вахтангова. "Роберто Зукко" Василия Сенина Житинкин-худрук, конечно, анекдот, но на антиперсону тоже, в общем, не тянет Выбрать трудно - подавляет количество "Кабала святош" во МХАТе «Московский хор" МДТ. Восторг, с которым этот спектакль был принят в Москве, меня сильно удивил В подавляющем большинстве московских театров он бестолков Решение экспертного совета "Золотой маски" не включать в список номинантов "Чайку" Андрея Жолдака - демонстративная глухота к тому, что созвучно времени. А спектаклей-анахронизмов - пруд пруди.
Марина Зайонц, «Итоги» Не могу выбрать "Моя fair леди" в театре Et Cetera Андрей Житинкин "Портрет Дориана Грея" Андрея Житинкина Директор театра на Малой Бронной Илья Коган Всего этого слишком много
Елена Ковальская, «Афиша» Не знаю «Утиная охота» в МХАТе им. Чехова Зарвавшийся талантливый режиссер Виктор Шамиров Весь актерский состав спектакля «Трактирщица» Продюсер спектакля «Подсолнухи» Бориса Юхананова Спектакль «Бедный Пьеро» Семена Спивака в Театре Станиславского
Павел Руднев, «Ваш досуг» Первый сезон Андрея Житинкина в Театре на М. Бронной: четыре премьеры как четыре степени падения "Начиталась..." Гарольда Стрелкова в театре "АпАрте» Министр культуры как телешоумен Владимир Стеклов, Анатолий Васильев, Юрий Кузьменков - "Мужчины по выходным" (Театр им. Моссовета) "Нотр Дам де Пари" (Московская оперетта) "Черствые именины" - Такой театр, Санкт-Петербург "Школа драматического искусства" А. Васильева и "Мастерская П. Фоменко" именно по причине бестолкового менеджмента нарвались в этом году на скандалы и конфликты "Благодарю вас навсегда..." по пьесе Е. Евтушенко (Театр им. Ермоловой)
Глеб Ситковский, «Алфавит» «Портрет Дориана Грея» в постановке Андрея Житинкина «Мастер и Маргарита» Романа Виктюка. «Арто и его двойник» Валерия Фокина Андрей Житинкин Бывшие актеры Анатолия Эфроса, кривляющиеся в спектаклях Андрея Житинкина «Игроки» Олега Меньшикова
Марина Тимашева, Радио «Свобода» Мюзикл московского Театра
"Луны" "Губы" по "Камере Обскуре" В Набокова Директор театра на Малой Бронной Илья Коган, пригласивший Андрея Житинкина на должность главного Режиссера. Кирилл Серебренников, поставивший «Откровенные полароидные снимки» Марка Равенхилла. Никогда не буду обвинять артистов. За их спиной прячутся режиссеры, с них - и спрос. Таких много. Но в первую очередь - "Портрет Дориана Грея" все в том же Театре на
Малой Бронной. Бесконечные однодневные антрепризы, Но их - как тараканов Все плохие спектакли - анахронизм
Алексей Филиппов, «Известия» «Трактирщица» Виктора Шамирова «Трактирщица» Виктора Шамирова Виктор Шамиров В антрепризе вся халтура выдающаяся «Священный огонь» Светланы Враговой во МХАТе Менеджмент Союза театральных деятелей Съезд Союза театральных деятелей
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  11.07.2002
На этот раз мы решили предложить театральным обозревателям ведущих изданий сразу два опроса, условно назвав их «рейтинг» и «антирейтинг». Попросту говоря, надо было выбрать не только лучшее (и лучших) в минувшем сезоне, но и худшее (худших). Первое, что бросается в глаза, -- с «лучшим» у всех получилось лучше. Понятнее. Определеннее. На все вопросы нашлись ответы. И это вовсе не означает, что «лучшего» у нас много, а «худшего» мало. Это означает ровно обратное. Небольшой островок театрального искусства существует в разливанном море театральной макулатуры. О том, кто именно плавает в этом море, высказываются самые разные суждения. В том, кто проживает на острове, критики более или менее едины... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика