N°108
21 июня 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  21.06.2002
Друзья сжимают кольцо
Калининград стал полигоном первого конфликта Москвы и Евросоюза

версия для печати
Сегодня в испанской Севилье открывается очередной саммит Евросоюза, который обсудит два главных вопроса: иммиграцию и расширение ЕС. Оба носят принципиальный характер для будущего Единой Европы. Фактически решается вопрос о том, кто сможет жить на «континенте процветания». Еще недавно казалось, что России, которая не планирует вступать в ЕС, внутренние коллизии их интеграции не касаются. Пусть, мол, разберутся друг с другом, а потом поговорим на действительно важные темы: торговля, энергоносители и т.д. Теперь выяснилось, что это не так. Сам президент Путин жестко поставил все отношения с Европой в зависимость от решения проблемы Калининградского эксклава, который окажется в кольце ЕС после вступления Варшавы и Вильнюса. Это увязано и с миграцией. Ведь данную проблему решают на базе Шенгенского договора, а именно он препятствует безвизовому проезду россиян через Литву и Польшу, чего ультимативно требует Москва. Пару лет назад, когда проблема эксклава еще не стояла так остро, и в Москве, и в Брюсселе любили говорить о том, что Калининградская область должна стать лабораторией или полигоном, где будут испытываться принципы сотрудничества России и ЕС. Учитывая нынешний накал страстей, сравнение с полигоном представляется более уместным.

Последние жесткие заявления высшего российского руководства, МИДа и Госдумы по калининградскому вопросу свидетельствуют о том, что в безоблачном небе российско-европейских отношений наконец-то грянул гром первого публичного конфликта. Скрытые противоречия между партнерами существовали давно. Это была и позиция России в югославском конфликте, и пренебрежение Брюсселя (Евросоюза) к ОБСЕ, которой Москва одно время отводила роль первостепенного механизма европейской безопасности, и дипломатическое противостояние России расширению НАТО, активно поддержанному большинством стран ЕС, наконец, торговые споры. Но такого явного конфликта, как сейчас, сторонам всегда удавалось избежать. При этом ЕС уже в 1997 году принял решение о начале переговоров по принятию Польши и Литвы, обозначив тем самым проблему Калининграда. Несмотря на это, российская сторона продолжала утверждать, что расширение ЕС на восток несет в себе исключительно благотворные для России последствия, в отличие от аналогичного процесса с НАТО.

Особенно радоваться долгожданному обострению отношений между Москвой и объединенной Европой не приходится. Но надо признать, что этот кризис нам нужен. Сложившаяся ситуация показала наличие по меньшей мере двух проблем национальной внешней политики, которые носят системный характер и способны серьезно осложнить жизнь России в будущем.

Во-первых, российская внешняя политика по-прежнему несовременно прямолинейна. На все домогательства Запада, который остается ее главным внешнеполитическим партнером, Москва либо говорит безоговорочное «да», либо такое же однозначное «нет». При этом «судебная перспектива» конкретного «дела» во внимание не принимается. Так было с борьбой против расширения НАТО и выхода США из Договора по ПРО. После того как Россия столько раз отступала от жесткой поначалу позиции, ее партнеры считают себя вправе запастись терпением и воспринимать все возражения с легким цинизмом. После периода жестких заявлений Москва, как правило, смягчает тон и начинается поиск средств спасения ее лица. При этом возможные промежуточные решения России более не предлагаются.

Во-вторых, конфликт с Евросоюзом вокруг Калининграда отразил общий правовой нигилизм российской политики, в данном случае внешней. Представление, что обо всем можно договориться (а уже существующие соглашения и правовые нормы -- это не более чем фиговый листок, прикрывающий сговор держав), прочно укоренилось в нашем внешнеполитическом мышлении. Для страны, где свобода передвижения граждан пока реально не обеспечивается даже внутри государства (вспомним приснопамятный порядок регистрации), такое небрежение конституционными нормами представляется вполне понятным. Для ЕС, все существование которого зависит о неукоснительного соблюдения Договора о Европейском Союзе -- квазиконституции, в которую прочно впаяны шенгенские правила, их нарушение невозможно в принципе.

Самое неприятное в сложившейся ситуации это то, что Россия теряет остатки драгоценного времени. Ведь после того, как пропагандистский шум вокруг «несправедливости» и «нарушения прав человека» утихнет, Москве придется искать практические решения в сложившейся ситуации. Если немедленно переходить к делу, у нас пока еще есть возможность урегулировать технические вопросы перемещения российских граждан через территорию Шенгенского соглашения. В первую очередь необходимо добиться юридического оформления упрощенного порядка получения долгосрочных транзитных виз гражданами РФ, заключить с Брюсселем договор о возвращении незаконных мигрантов, проникших в Европу с территории России, обеспечить гарантии помощи Евросоюза в деле обеспечения жителей эксклава загранпаспортами и открытии там новых консульств ЕС. (Заметим, что в соответствии с подписанным в 1993 году между Россией и Европейским Союзом Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (статья 14 СПС) транзит российских грузов через территорию ЕС осуществляется без взимания таможенных или других пошлин.) Эти и другие меры помогут России максимально достойно и даже с выгодой для себя решить «калининградскую проблему».

За последний год мы все увидели, как легко и грамотно высшее российское руководство способно решать унаследованные им фантомные проблемы внешней политики прежнего периода. На примере Калининграда нам предстоит узнать, насколько Москва способна решать действительно важные внешнеполитические задачи, в ряду которых стабильные и цивилизованные отношения с Единой Европой стоят на первом месте.
Тимофей БОРДАЧЕВ

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  21.06.2002
Берлинский транзит: с визой, за большие деньги и под контролем Штази
В качестве примера того, как можно было бы решить калининградский вопрос, российское руководство часто приводит транзитные автобаны, соединявшие Западный Берлин и Западную Германию в годы «железного занавеса». Корреспондент газеты «Время новостей» Юрий ШПАКОВ много лет проработал в ГДР и делится личными воспоминаниями о том, как функционировала эта система в немецком «государстве рабочих и крестьян»... >>
  • //  21.06.2002
Калининград стал полигоном первого конфликта Москвы и Евросоюза
Сегодня в испанской Севилье открывается очередной саммит Евросоюза, который обсудит два главных вопроса: иммиграцию и расширение ЕС. Оба носят принципиальный характер для будущего Единой Европы. Фактически решается вопрос о том, кто сможет жить на «континенте процветания». Еще недавно казалось, что России, которая не планирует вступать в ЕС, внутренние коллизии их интеграции не касаются. Пусть, мол, разберутся друг с другом, а потом поговорим на действительно важные темы: торговля, энергоносители и т.д. Теперь выяснилось, что это не так. Сам президент Путин жестко поставил все отношения с Европой в зависимость от решения проблемы Калининградского эксклава, который окажется в кольце ЕС после вступления Варшавы и Вильнюса. Это увязано и с миграцией. Ведь данную проблему решают на базе Шенгенского договора, а именно он препятствует безвизовому проезду россиян через Литву и Польшу, чего ультимативно требует Москва. Пару лет назад, когда проблема эксклава еще не стояла так остро, и в Москве, и в Брюсселе любили говорить о том, что Калининградская область должна стать лабораторией или полигоном, где будут испытываться принципы сотрудничества России и ЕС. Учитывая нынешний накал страстей, сравнение с полигоном представляется более уместным... >>
  • //  21.06.2002
Конфликт с ЕС относительно транзита -- прерогатива не только России. «Дорожно-транспортные споры» многие годы являются одной из наиболее сложных областей отношений между Швейцарией и ЕС. Из соображений экологии швейцарские власти всячески пытаются ограничить транзит транспорта через Альпы из стран Евросоюза. В 90-е годы споры между сторонами периодически достигали такой остроты, что Италия всерьез опасалась быть отрезанной «альпийским заслоном» от общеевропейского рынка. Давление на конфедерацию оказывали Франция и Австрия -- ограничения приводили к нежелательному росту транзита через эти страны. В результате труднейших переговоров Брюссель и Берн подписали «Транзитный договор», вступивший в силу в 1993 году и заставивший транспорт ЕС руководствоваться действующими в Швейцарии законодательными актами. По швейцарской территории могут следовать грузовики из ЕС весом не более 28 тонн (в ЕС лимит 40 тонн). В Швейцарии запрещены ночные рейсы грузовиков, а также поездки в воскресные и праздничные дни. В ответ Швейцария приняла на себя обязательство содействовать расширению железнодорожных и комбинированных перевозок... >>
  • //  21.06.2002
Передела границ не планируется
Не иначе как «провокацией» называют в Литве инициативу депутатов российской Госдумы Виктора Алксниса и Анатолия Чехоева принять резолюцию, в которой оспаривается передача Литве на основе пакта Молотова--Риббентропа 1939 года Вильнюсского края, находившегося под управлением Польши. Г-н Чехоев не скрывает, что цель демарша -- склонить Литву и Польшу отказаться от намерения ввести визы для проезда через их территории жителей Калининградской области... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика