N°108
21 июня 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  21.06.2002
Переход Евросоюза через Альпы
версия для печати
Конфликт с ЕС относительно транзита -- прерогатива не только России. «Дорожно-транспортные споры» многие годы являются одной из наиболее сложных областей отношений между Швейцарией и ЕС. Из соображений экологии швейцарские власти всячески пытаются ограничить транзит транспорта через Альпы из стран Евросоюза. В 90-е годы споры между сторонами периодически достигали такой остроты, что Италия всерьез опасалась быть отрезанной «альпийским заслоном» от общеевропейского рынка. Давление на конфедерацию оказывали Франция и Австрия -- ограничения приводили к нежелательному росту транзита через эти страны. В результате труднейших переговоров Брюссель и Берн подписали «Транзитный договор», вступивший в силу в 1993 году и заставивший транспорт ЕС руководствоваться действующими в Швейцарии законодательными актами. По швейцарской территории могут следовать грузовики из ЕС весом не более 28 тонн (в ЕС лимит 40 тонн). В Швейцарии запрещены ночные рейсы грузовиков, а также поездки в воскресные и праздничные дни. В ответ Швейцария приняла на себя обязательство содействовать расширению железнодорожных и комбинированных перевозок.

Спор разгорелся с новой силой, когда в 1994 году швейцарцы на референдуме высказались в пользу «Инициативы по защите Альп». Согласно этому документу в конституцию была включена статья, предписывающая необходимость перевода трансальпийского транзита на железную дорогу. Это привело к резкому ухудшению отношений между Швейцарией и ЕС. До сих пор продолжается тяжба о размерах ежегодного сбора, который приходится выкладывать европейским транзитникам, следующим через швейцарские Альпы.

Переговоры между другой альпийской страной, Австрией, и Европейским экономическим сообществом (ЕЭС) о транзитных перевозках в свое время заняли почти шесть лет. Австрия ограничивала свободный транспортный поток через свою территорию, поскольку в этом случае резко возрастет «нагрузка на человека и окружающую среду». Евросообщество настаивало на беспрепятственном транзите. Австрия стремилась к решению, которое позволило бы постепенно, шаг за шагом снижать дополнительные экологические нагрузки. После многолетних мучительных переговоров стороны пришли к решению, которое в конечном счете основывалось на базовых принципах австрийской политики в области транспорта. Была принята «система экологических пунктов», которая предусматривает как снижение вредных выбросов на 60% до 2003 года, так и соответствующее ограничение числа транзитных поездок по сравнению с 1991 годом. Транзитный договор между Австрией и ЕС вступил в силу с 1 января 1993 года.

В ходе дальнейших переговоров о вступлении Вены в ЕС Брюссель поначалу поставил под сомнение условия транзитного договора, т.к. этот «особый статус» не соответствовал общим либерализированным принципам грузоперевозок по территории ЕС. Однако Австрии и при вступлении в Евросоюз удалось отстоять свои принципы, несмотря на активные протесты со стороны всех заинтересованных в неограниченном транзите стран Евросоюза. Таким образом, Австрия в качестве первого и пока единственного члена ЕС добилась долгосрочного соглашения, регулирующего экологические нормы в транзите через свою территорию.
Юрий ШПАКОВ, Берлин

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  21.06.2002
Берлинский транзит: с визой, за большие деньги и под контролем Штази
В качестве примера того, как можно было бы решить калининградский вопрос, российское руководство часто приводит транзитные автобаны, соединявшие Западный Берлин и Западную Германию в годы «железного занавеса». Корреспондент газеты «Время новостей» Юрий ШПАКОВ много лет проработал в ГДР и делится личными воспоминаниями о том, как функционировала эта система в немецком «государстве рабочих и крестьян»... >>
  • //  21.06.2002
Калининград стал полигоном первого конфликта Москвы и Евросоюза
Сегодня в испанской Севилье открывается очередной саммит Евросоюза, который обсудит два главных вопроса: иммиграцию и расширение ЕС. Оба носят принципиальный характер для будущего Единой Европы. Фактически решается вопрос о том, кто сможет жить на «континенте процветания». Еще недавно казалось, что России, которая не планирует вступать в ЕС, внутренние коллизии их интеграции не касаются. Пусть, мол, разберутся друг с другом, а потом поговорим на действительно важные темы: торговля, энергоносители и т.д. Теперь выяснилось, что это не так. Сам президент Путин жестко поставил все отношения с Европой в зависимость от решения проблемы Калининградского эксклава, который окажется в кольце ЕС после вступления Варшавы и Вильнюса. Это увязано и с миграцией. Ведь данную проблему решают на базе Шенгенского договора, а именно он препятствует безвизовому проезду россиян через Литву и Польшу, чего ультимативно требует Москва. Пару лет назад, когда проблема эксклава еще не стояла так остро, и в Москве, и в Брюсселе любили говорить о том, что Калининградская область должна стать лабораторией или полигоном, где будут испытываться принципы сотрудничества России и ЕС. Учитывая нынешний накал страстей, сравнение с полигоном представляется более уместным... >>
  • //  21.06.2002
Конфликт с ЕС относительно транзита -- прерогатива не только России. «Дорожно-транспортные споры» многие годы являются одной из наиболее сложных областей отношений между Швейцарией и ЕС. Из соображений экологии швейцарские власти всячески пытаются ограничить транзит транспорта через Альпы из стран Евросоюза. В 90-е годы споры между сторонами периодически достигали такой остроты, что Италия всерьез опасалась быть отрезанной «альпийским заслоном» от общеевропейского рынка. Давление на конфедерацию оказывали Франция и Австрия -- ограничения приводили к нежелательному росту транзита через эти страны. В результате труднейших переговоров Брюссель и Берн подписали «Транзитный договор», вступивший в силу в 1993 году и заставивший транспорт ЕС руководствоваться действующими в Швейцарии законодательными актами. По швейцарской территории могут следовать грузовики из ЕС весом не более 28 тонн (в ЕС лимит 40 тонн). В Швейцарии запрещены ночные рейсы грузовиков, а также поездки в воскресные и праздничные дни. В ответ Швейцария приняла на себя обязательство содействовать расширению железнодорожных и комбинированных перевозок... >>
  • //  21.06.2002
Передела границ не планируется
Не иначе как «провокацией» называют в Литве инициативу депутатов российской Госдумы Виктора Алксниса и Анатолия Чехоева принять резолюцию, в которой оспаривается передача Литве на основе пакта Молотова--Риббентропа 1939 года Вильнюсского края, находившегося под управлением Польши. Г-н Чехоев не скрывает, что цель демарша -- склонить Литву и Польшу отказаться от намерения ввести визы для проезда через их территории жителей Калининградской области... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика