|
|
N°108, 21 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Переход Евросоюза через Альпы
Конфликт с ЕС относительно транзита -- прерогатива не только России. «Дорожно-транспортные споры» многие годы являются одной из наиболее сложных областей отношений между Швейцарией и ЕС. Из соображений экологии швейцарские власти всячески пытаются ограничить транзит транспорта через Альпы из стран Евросоюза. В 90-е годы споры между сторонами периодически достигали такой остроты, что Италия всерьез опасалась быть отрезанной «альпийским заслоном» от общеевропейского рынка. Давление на конфедерацию оказывали Франция и Австрия -- ограничения приводили к нежелательному росту транзита через эти страны. В результате труднейших переговоров Брюссель и Берн подписали «Транзитный договор», вступивший в силу в 1993 году и заставивший транспорт ЕС руководствоваться действующими в Швейцарии законодательными актами. По швейцарской территории могут следовать грузовики из ЕС весом не более 28 тонн (в ЕС лимит 40 тонн). В Швейцарии запрещены ночные рейсы грузовиков, а также поездки в воскресные и праздничные дни. В ответ Швейцария приняла на себя обязательство содействовать расширению железнодорожных и комбинированных перевозок.
Спор разгорелся с новой силой, когда в 1994 году швейцарцы на референдуме высказались в пользу «Инициативы по защите Альп». Согласно этому документу в конституцию была включена статья, предписывающая необходимость перевода трансальпийского транзита на железную дорогу. Это привело к резкому ухудшению отношений между Швейцарией и ЕС. До сих пор продолжается тяжба о размерах ежегодного сбора, который приходится выкладывать европейским транзитникам, следующим через швейцарские Альпы.
Переговоры между другой альпийской страной, Австрией, и Европейским экономическим сообществом (ЕЭС) о транзитных перевозках в свое время заняли почти шесть лет. Австрия ограничивала свободный транспортный поток через свою территорию, поскольку в этом случае резко возрастет «нагрузка на человека и окружающую среду». Евросообщество настаивало на беспрепятственном транзите. Австрия стремилась к решению, которое позволило бы постепенно, шаг за шагом снижать дополнительные экологические нагрузки. После многолетних мучительных переговоров стороны пришли к решению, которое в конечном счете основывалось на базовых принципах австрийской политики в области транспорта. Была принята «система экологических пунктов», которая предусматривает как снижение вредных выбросов на 60% до 2003 года, так и соответствующее ограничение числа транзитных поездок по сравнению с 1991 годом. Транзитный договор между Австрией и ЕС вступил в силу с 1 января 1993 года.
В ходе дальнейших переговоров о вступлении Вены в ЕС Брюссель поначалу поставил под сомнение условия транзитного договора, т.к. этот «особый статус» не соответствовал общим либерализированным принципам грузоперевозок по территории ЕС. Однако Австрии и при вступлении в Евросоюз удалось отстоять свои принципы, несмотря на активные протесты со стороны всех заинтересованных в неограниченном транзите стран Евросоюза. Таким образом, Австрия в качестве первого и пока единственного члена ЕС добилась долгосрочного соглашения, регулирующего экологические нормы в транзите через свою территорию.
Юрий ШПАКОВ, Берлин