N°100 06 июня 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Ни людей, ни мышей Евгений Панфилов привез на «Рампу Москвы» подновленного «Щелкунчика»
У Евгения Панфилова земля убежала из-под ног. Была -- и нету. Пятнадцать лет назад, когда он основал в Перми свой театр (первая независимая танцевальная труппа в России), казалось, что хореограф настолько опередил время, что его не догонит никто и никогда. На фоне недвижно замороженных классических трупп вызывающие, яркие, часто непредсказуемые и всегда искренние танцы Панфилова с их истерической клоунадой и интонацией русского разговора по душам отвечали потребностям оттаивающего времени. Панфилова любили как Ельцина -- неразумно и благодарно.
Но время меняется. А он ставит все так же. Все так же балансирует на грани классики. Набирает танцовщиков из балетных училищ, периодически ставит девиц на пуанты. Вписывает в текст туры в воздухе и большие пируэты. И отличается теперь от больших театров, также освоивших экзистенциальные драмы и манерные трагедии, только меньшей выучкой труппы. И сам это понимает. И оттого спектакли его, всегда отличавшиеся открытостью эмоций, дышат нынче такой безысходной тоской. "Щелкунчик", показанный во вторник на фестивале "Рампа Москвы", самый яркий тому пример. Премьера была год назад. И тогда произвела неслабое впечатление: почти в пустом пространстве (первый акт -- только у черного задника барная стойка с высокими стульями, второй -- и ее нет) переваливший за тридцатник крепко сбитый Щелкунчик (Сергей Райник) существовал между парой высоченных мышей (Ксения Копылова и Алексей Расторгуев) и полудетским дуэтом Принца (Алексей Колбин) и Маши (Мария Тихонова). Всякие подробности вроде елки, игрушек, превращений были опущены: фонограмма с музыкой Чайковского лишь подчеркивала эмоциональные схемы. Работала схема оберегания: Щелкунчик все время старался прикрыть юную парочку. На нее, впрочем, никто вроде бы не нападал. Мыши ходили вокруг походкой манекенщиков, посматривали на Машу и Принца надменно, "подавали себя" залу. На них были костюмы в стиле SM-кабаре: вроде бы немецкие мундиры, но при этом с затянутыми сеткой черными фигурными вырезами на спинах. При этом они не просто чувствовали себя хозяевами жизни -- они ими были, потому что были увереннее вечно напряженного Щелкунчика и сильнее безмятежной юной парочки. Собственно, в спектакле не было развития темы, была лишь предъявлена ситуация, без начала и без конца, без отчаяния и без надежды, -- и это трогало сердце. За год Панфилов спектакль переделал. Мир, и до того мрачный, перешел некую грань. Добавились новые персонажи -- безымянные уродцы, завернутые в белую пленку. Они появляются после дуэтов, трио, ансамблей и как уборочная машина сметают всех на своем пути -- и мышей, и людей. Структура спектакля разрушилась -- но так это и было задумано: Панфилов всегда работает с самыми прямыми метафорами. И если чувствует, что все развалилось, -- то так прямо и говорит.
Фестиваль «Новая драма» закрылся «Московским хором» Режиссура Льва Додина (а именно он значится в программке художественным руководителем этой постановки; режиссер -- Игорь Коняев) -- квинтэссенция и одновременно акме русско-советского театрального стиля. Именно русско-советского. Ибо все фирменные достоинства отечественной театральной школы: тонкий и глубокий психологизм, умение воссоздать течение жизни во всех ее подробностях и т.д. -- Додин с удивительным упорством использует для исследования феномена «социализма» в разных его преломлениях и модификациях -- от некрофильского большевизма («Чевенгур») и колхозного крепостничества («Дом» и «Братья и сестры» по Федору Абрамову) до бесовских размышлений интеллигенции (инсценировка соответствующего романа Достоевского) и жизненного уклада гомо советикусов эпохи застоя («Клаустрофобия»). Теперь вот появился «Московский хор»... >>
Евгений Панфилов привез на «Рампу Москвы» подновленного «Щелкунчика» У Евгения Панфилова земля убежала из-под ног. Была -- и нету. Пятнадцать лет назад, когда он основал в Перми свой театр (первая независимая танцевальная труппа в России), казалось, что хореограф настолько опередил время, что его не догонит никто и никогда. На фоне недвижно замороженных классических трупп вызывающие, яркие, часто непредсказуемые и всегда искренние танцы Панфилова с их истерической клоунадой и интонацией русского разговора по душам отвечали потребностям оттаивающего времени. Панфилова любили как Ельцина -- неразумно и благодарно... >>
«40 дней, 40 ночей» на столичных экранах Джош Хартентт -- это очередное доказательство безграничной силы природы, как кавказские долгожители и маленький Моцарт. На сегодня Хартентт -- единственная нимфетка, дожившая до двадцати четырех лет, не утратив набоковского очарования. После того как Леонардо Ди Каприо, потерявший с возрастом дар безусловного обаяния, сошел с дистанции, а Ивэн Макгрегор оброс бородой и залопотал по-джедайски, остался только Хартентт. Он сражался в «Перл-Харборе» с японской авиацией, высаживался в Могадишо вместе с «Черным ястребом», укрывался одной шинелькой с Беном Аффлеком, но так и остался нимфеткой из «Факультета» -- нимфеткой, рвущей на части недозрелые и перезрелые женские сердца... >>
Мировая премьера новой программы Дмитрия Хворостовского Судя по пресс-релизу, у звезды театров «Ковент-Гарден» и «Метрополитен-Опера» Дмитрия Хворостовского с камерным оркестром Константина Орбеляна -- «давний творческий контакт». Проще -- дружба. Уже вышел их совместный диск «Неаполитанские страсти», готов еще один (русские романсы), летом пишется третий -- с песнями военных лет. По нашим сведениям, запланирована дружба минимум на три года, в течение которых Хворостовский вместе с оркестром будет знакомить мир с новой программой, только что представленной в Москве. Дальше -- Петербург, Париж, Нью-Йорк. Проблема в том, что несомненной в художественном отношении репутацией орбеляновский оркестр не обладает... >>
Журнал «Пинакотека» почтил себя выставкой и конференцией Конференция, посвященная выходу очередного тома журнала «Пинакотека», и приуроченная к ней выставка в Третьяковской галерее -- событие двойное. И странным оно оказалось вдвойне. Главная странность - выставка четырнадцати работ жившего в Париже русского художника Андрея Ланского. Художник был замечательный: можно было показать все двадцать две его автолитографии из серии «Книга Бытия», подаренные Третьяковке художником Валерием Волковым, -- и не в холле и не один день. Зато в афишке обозначили аж двух кураторов, что свидетельствует разом о высокой ценности «звания» и полном непонимании смысла этого слова. Конференция без программы казалась встречей милых друзей за чаем. Но без чая... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|