N°93
30 мая 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  30.05.2001
Двоюродный дедушка
Русские художники признались в любви к Уорхолу

версия для печати
Энди Уорхол, один из самых знаменитых художников XX века, один из классиков поп-арта и один из кумиров американской тусовки, оказался столь популярен в России, что параллельно с привезенной из Питсбурга его выставкой в ГМИИ проводится целая Неделя Уорхола в Москве, в рамках которой -- показы фильмов, концерты и выставки. Откуда такая любовь, не очень понятно. Но свидетельствует она как минимум о том, что отечественное современное искусства настойчиво выстраивает свою историю. Ее начало и конец давно известны -- Малевич и Илья Кабаков. А в середине большой пропуск. Уорхол (пусть не русский, так хотя бы словак) лишь заполнил лакуну.

Кроме того, художественные стратегии и техники, которыми пользовался Уорхол, стали модными и у нас. Тут и пресловутая эпатажность, и работа с объектами массовой культуры, и тиражирование. Словом, было чему поучиться. И учились. Главное событие Недели Уорхола в Москве -- большая выставка «Warhol Connections (Энди Уорхол и русские художники)», как раз и посвященная тому, как отечественные художники изучали Уорхола, иногда буквально копируя, иногда цитируя, иногда лишь вдохновляясь.

По крайней мере с точки зрения представительности эта выставка даже лучше, чем экспозиция самого Уорхола в Пушкинском. Там -- второстепенные работы, лишь отсылающие к уорхоловским хитам (которых в питсбургском музее просто нет). Здесь -- сливки отечественного современного искусства, представившие если и не лучшие, то самые репрезентативные свои работы. Список художников столь велик (больше тридцати человек), что всех и не перечислишь. Здесь есть классики неофициального искусства московские концептуалисты и акционисты, питерские академисты, модные в Москве провинциалы и прочие. Работы старые (например, «Сертификат на продажу души Энди Уорхола» Комара & Меламида -- фрагмент одного из самых известных их проектов еще 1978 года) и не очень (документация не менее знаменитой «вандалистской» акции Александра Бренера, который четыре года назад в амстердамском Стеделийк-музее нарисовал на картине Малевича знак доллара), а также специально сделанные для выставки (очередная и, как всегда, очень красивая реалистическая картина Виноградова & Дубосарского «Уорхол в Москве»). Есть "Печаль Энди Уорхола" Тимура Новикова, "Любовь Орлова" Владислава Мамышева-Монро, "Узес под соснами" Семена Файбисовича и "Семья будущего" Олега Кулика.

Выставка оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, прекрасно продуманная акция, хорошая экспозиция, качественные работы (как-никак она устроена Галереей М. Гельмана, хотя и в помещении L-галереи). С другой -- выставка явно принижает собственные достижения представленных на ней художников. Скажем, соц-арт в свое время считался главным вкладом России (точнее, СССР) в современное искусство. Теперь оказалось, что любимые соц-артистами образы Ленина и Сталина ничем принципиально не отличаются от любимых Уорхолом Мерилин Монро или Кока-Колы -- и то и другое лишь фетиши массовой культуры. То есть никакой не «вклад», а повторение, пусть и на другом материале -- для другого потребителя.

Примерно об этом вся выставка. То есть русские художники фактически впервые публично признались в том, что являются лишь копиистами и эпигонами. Такими «уорхолесками» -- по аналогии с безвестными «джоттесками», подражавшими Джотто. Характерно, что Ильи Кабакова на выставке нет. Он-то войдет в историю под своим собственным именем.
Николай МОЛОК

  КУЛЬТУРА  
  • //  30.05.2001
В «Мастерской Петра Фоменко» поставили «Танцы на праздник урожая» Брайена Фрила
Наперекор одному из основных законов диалектики качество выпускаемых "Мастерской" постановок незаметно переросло в количество. В иных театрах и одну-то премьеру вымучивают весь сезон, фоменковцы же «радуют зрителей» хорошими спектаклями раз в квартал. "Танцы на праздник урожая" в этом смысле особенно показательны, ибо поставил их не входящий в обойму фоменковских режиссеров и неизвестный даже в узких театральных кругах эстонец Прийт Педаяс. >>
  • //  30.05.2001
Киевский продюсер Александр Роднянский рискнул предложить режиссеру свою помощь
Летом прошлого года было объявлено, что компания "Кино-Мост" приступила к съемкам 10-серийного фильма «Визит Воланда» по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Снимать картину взялся режиссер Владимир Бортко («Собачье сердце», «Бандитский Петербург»), он же написал сценарий и начал подбор актеров. В январе 2001 года актеры были найдены, но фильм законсервировали. Странная обреченность попыток экранизаций этого романа на русской почве снова возбудила разговоры о мистике. За разъяснениями по просьбе газеты «Время новостей» к Владимиру БОРТКО обратилась Ольга ШЕРВУД. >>
  • //  30.05.2001
Русские художники признались в любви к Уорхолу
Энди Уорхол, один из самых знаменитых художников XX века, один из классиков поп-арта и один из кумиров американской тусовки, оказался столь популярен в России, что параллельно с привезенной из Питсбурга его выставкой в ГМИИ проводится целая Неделя Уорхола в Москве, в рамках которой -- показы фильмов, концерты и выставки. Откуда такая любовь, не очень понятно. Но свидетельствует она как минимум о том, что отечественное современное искусство настойчиво выстраивает свою историю... >>
  • //  30.05.2001
Премьера «Перл Харбор» за рубежом и у нас
Наверное, пока лишь серьезно интересующиеся историей граждане смогут без запинки ответить на вопрос, что такое Перл Харбор. Пройдет немного времени, и это станет известно всем кинозрителям от мала до велика. В США и Канаде в минувшие выходные в широкий прокат вышел фильм, посвященный событиям 60-летней давности. В большинстве европейских стран «Перл Харбор» Майкла Бэя выйдет в середине и конце лета, а нам повезло: российская премьера состоится уже сегодня в новооткрывшемся кинотеатре «Алмаз» на Шаболовке. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика