N°85
18 мая 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  18.05.2001
Композитор-тяжеловес
Кшиштоф Пендерецкий продирижировал сам себя

версия для печати
Приезд Кшиштофа Пендерецкого подавался в числе главных событий проходящих сейчас в Москве Дней польской культуры. Один из отцов-основателей послевоенного авангарда, прославленный композитор вот уже четыре десятилетия занимает верхние строчки мирового рейтинга, являясь своего рода музыкальным тяжеловесом. Сейчас от таких фигур ждут не открытий, а подтверждения собственного авторитета. Именно этим Пендерецкий в последнее время и занимается, сочиняя виртуозные инструментальные концерты для известных исполнителей и эпические юбилейные приношения к разным круглым датам. Сам про себя он честно говорит, что «авангардистом можно быть только раз в жизни; когда был моложе, хотелось разрушать, но с годами это прошло».

Однако, похоже, звездные минуты Пендерецкого в России закончились вместе с финальными нотами хора «Слава Святому Даниилу, князю Московскому», написанному к 850-летию Москвы по заказу канала ТВ-6. Нынешний приезд, в ходе которого композитор сам встал за пульт Госоркестра, ажиотажа среди публики не вызвал. Большой зал Консерватории был наполовину пуст. Меж тем, прозвучали два сочинения Пендерецкого, никогда доселе в Москве не исполнявшиеся. Одно было получше, другое похуже.

Похуже -- то, что поновее: Второй скрипичный концерт, датированный серединой девяностых и в меру экспрессивно исполненный Григорием Жислиным. Фабульный драматизм, жанровые ритмические структуры и даже некоторые интонационные обороты будто списаны со струнных концертов Шостаковича, отчего ни мощи, ни свежести этому сочинению нисколько не прибавляется.

Значительно лучше -- оркестрово-хоровой Te Deum, написанный в честь избрания в 1978 году первого Папы-поляка, Иоанна Павла Второго. Законная гордость, переполняющая сердца всех его соотечественников, в сочинении Пендерецкого выразилась в трогательной польскоязычной цитате из старинного религиозного гимна -- «Перед алтарями приносим мольбу/ Отчизну, свободу, возврати нам, Боже». Красивый, простой и ясный хор разрезает строгий латинский текст и густую современную музыкальную ткань. Все складно и искренне. А про то, авангард это или нет, уже не думаешь.
Екатерина БИРЮКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  18.05.2001
И показал нам спектакль в стиле хай-тэк
Жители столицы не только постепенно приобщаются к современному театральному искусству, но и начинают его любить. Всего несколько лет назад на III Чеховском фестивале спектакль мэтра театрального авангарда Боба Уилсона «Персефона» (во всяком случае, первый его показ) прошел при полупустом зале. На этот раз московские театралы едва не снесли двери МХАТа им. Чехова, в котором давали «Игру снов», поставленную маэстро в стокгольмском Городском театре. И вот теперь устроители Театральной олимпиады (она же IV Чеховский фестиваль) преподнесли подсевшим на холодноватую эстетику Уилсона еще один подарок в виде немецкого режиссера Хайнера Геббельса, кстати, получившего в этом году престижную европейскую премию «Новая театральная реальность». >>
  • //  18.05.2001
«15 минут славы» на экранах Москвы
В самом начале фильма Джона Херцфилда «15 минут славы» иной зритель может подумать, что ошибся залом, перепутал сеанс или пал жертвой халатности киномеханика, поставившего не ту пленку. Потому что вместо обещанного Де Ниро или на худой конец Эдварда Бернса на экране под сладостные разливы «Калинки» появляется самый настоящий Владимир Машков. Правда, все довольно быстро встает на свои места... >>
  • //  18.05.2001
Ансамбль Вячеслава Мещерина, «ЧайФ», «Чиж & С°», «Я и Друг Мой Грузовик»... >>
  • //  18.05.2001
Кшиштоф Пендерецкий продирижировал сам себя
Приезд Кшиштофа Пендерецкого подавался в числе главных событий проходящих сейчас в Москве Дней польской культуры. Один из отцов-основателей послевоенного авангарда, прославленный композитор вот уже четыре десятилетия занимает верхние строчки мирового рейтинга, являясь своего рода музыкальным тяжеловесом. Сейчас от таких фигур ждут не открытий, а подтверждения собственного авторитета. Именно этим Пендерецкий в последнее время и занимается, сочиняя виртуозные инструментальные концерты для известных исполнителей и эпические юбилейные приношения к разным круглым датам. Сам про себя он честно говорит, что «авангардистом можно быть только раз в жизни; когда был моложе, хотелось разрушать, но с годами это прошло»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика