N°80
11 мая 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  11.05.2001
Канн, блеск, красота
54-й кинофестиваль открылся французским канканом

версия для печати
Лучшего открытия для 54-го Каннского кинофестиваля, чем фильм «Мулен Руж», и придумать было нельзя. Фильм с голливудским бюджетом (50 млн долларов), интернациональным актерским составом, сюжетом о любви нищего поэта к прекрасной куртизанке, мечтающей стать актрисой, Парижем эпохи fin de siecle в качестве места действия, да к тому же снятый австралийским режиссером нонконформистом Базом Лурманом, которого Канн «открыл» еще в 1992 году, когда в рамках фестиваля состоялась премьера его дебюта «Только в фестивальном зале».

Канну был нужен блеск, и он его получил: Николь Кидман и Юэн Макгрегор (в компании с Копполой, который представит на фестивале полную отреставрированную версию «Апокалипсиса сегодня») объявили фестиваль открытым (церемонию вела Шарлотта Рэмплинг), а первые 15 минут фильма, представляющие собой стремительный клип из жизни парижской богемы, увенчанный канканом, поразили даже скептиков, которых, впрочем, оказалось немало. Забавный момент: когда герой Макгрегора впервые пробует абсент, куртизанка Сатин (Кидман) предстает перед ним в виде феи, слетевшей с бутылочной этикетки и роняющей золотые блестки на пораженного в самое сердце поэта. По стилю этот эпизод почти неотличим от фестивальной заставки (летящий ввысь сверкающий кристалл, осыпающийся золотой мишурой). Так что возвышенный китч Лурмана пришелся ко двору.

Приобщиться к блеску не так уж сложно -- достаточно раздобыть приглашение на вечерний просмотр и приобрести обязательный галстук-«бабочку», чтобы в считанные секунды стать похожим на официанта из ресторана «Арагви». Увы, «бабочка» -- лишь отблеск былого величия. Качество фильмов и уровень организации, конечно, не снижаются, но прежнего ажиотажа в Канне уже нет. Внимание европейской аудитории отдано американским коммерческим премьерам, а не фестивальному артхаусу. Так что если вместо положенного смокинга вы наденете к пресловутой «бабочке» черные джинсы и пиджак с сомнительной брусничной искрой, пошитый фабрикой «Большевичка» из чичиковского сукна, никто вам слова не скажет.

Сомнителен и блеск лурмановского фильма. В «Мулен Руж» нет и следа того целостного эмоционального настроения, которое удерживало от распада пеструю «Ромео и Джульетту», разыгранную на гавайском пляже. Комедийные сцены, в которых Кидман откровенно дурачится, выдержаны в том же непристойном духе, что и фильмы братьев Фарелли, но без их свободы и невозмутимости, а головокружительное начало, в котором, кажется, нет ни одного кадра длинее двух секунд, хоть и поражает воображение, но оставляет у зрителя неприятное чувство неудовлетворенности, словно все постановочное великолепие у тебя на глазах ухнуло в какую-то черную дыру забвения. Когда в сцене танцев в «Мулен Руж» в кадре всего на четверть секунды появляются два обнаженных по пояс морячка, расписанные умопомрачительными татуировками (несколько часов работы гримера-профессионала), хочется попросить киномеханика поставить кадр на паузу, чтобы хоть что-то осталось в памяти.

Конечно, сказочный компьютерный Париж, в котором герои Кидман и Макгрегора под улыбающейся мельесовской луной исполняют собственными голосами попурри из популярных love songs последних десятилетий, от Beatles до U2, забыть невозможно. Но лишь в немногие моменты фильма становится понятно, к чему Лурману понадобилось снимать этот нетвердо стоящий на ногах колосс. Кажется, он хотел создать гимн массовой культуре, ее величию и пафосу, и в отдельных сценах ему это удалось -- например, когда замечательный английский актер Джим Броудбент (приз Венецианского фестиваля лучшему актеру за роль в «Переполохе» Майка Ли) сначала исполняет совершенно дикую разухабистую кавер-версию Like a Virgin Мадонны, а потом с надрывным трагизмом городского романса голосит Show Must Go On, на глаза наворачиваются слезы чистого восторга.

В этом году фильм открытия участвует и в конкурсе. В первые дни фестиваля, как правило, показывают картины любопытные, но не претендующие на призы. «Мулен Руж» сыграл свою роль, подарив организаторам удачную тему для вечеринки по поводу открытия (без канкана, сами понимаете, не обошлось), но награды ему едва ли достанутся. О фильмах, с большим основанием претендующих на Золотую пальмовую ветвь, читайте в нашем следующем репортаже.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Канны

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  11.05.2001
Вчера в московский прокат вышел фильм ужасов «Дом ночных призраков»
Что за дом притих, погружен во мрак? Добро пожаловать в психиатрическую клинику для преступников доктора Ричарда Бенджамина Ваннагута. Когда-то безумный профессор проводил тут зверские опыты над своими пациентами-узниками -- до тех пор, пока безумцы не вырвались на волю, отобрали у обслуживающего персонала хирургические инструменты и не решили посмотреть, что у доктора внутри. Полвека спустя именно это здание выбрал для празднования дня рождения своей стервозной жены господин Стивен Прайс (Джеффри Раш) -- оригинал и эксцентрик, сколотивший мультимиллионное состояние на парках пугающих аттракционов, комнатах ужасов и саморазрушающихся американских горках... >>
  • //  11.05.2001
54-й кинофестиваль открылся французским канканом
Лучшего открытия для 54-го Каннского кинофестиваля, чем фильм «Мулен Руж», и придумать было нельзя. Фильм с голливудским бюджетом (50 млн долларов), интернациональным актерским составом, сюжетом о любви нищего поэта к прекрасной куртизанке, мечтающей стать актрисой, Парижем эпохи fin de siecle в качестве места действия, да к тому же снятый австралийским режиссером нонконформистом Базом Лурманом, которого Канн «открыл» еще в 1992 году, когда в рамках фестиваля состоялась премьера его дебюта «Только в фестивальном зале» - Канну был нужен блеск, и он его получил... >>
  • //  11.05.2001
В "Школе современной пьесы" поставили "Чайку" Б. Акунина
Главное в детективном жанре -- умение пустить читателя по ложному следу. То есть обмануть его ожидания. В "Чайке" -- сиквеле чеховской драмы, расследующем убийство (а вы думали самоубийство?) Константина Треплева, -- Б. Акунин обманывает ожидания виртуозно... >>
  • //  11.05.2001
В центре «Дом» выступил Петр Мамонов
Каждое выступление Мамонова -- сюрприз. В данном случае сюрпризы начались еще в дверях «Дома», когда выяснилось, что Петр Николаевич отменил все аккредитации журналистов. «Ему реклама не нужна, -- объяснила мне женщина при входе. -- Ему деньги нужны. У него детей знаете сколько? Могу вот билет со скидкой продать»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика