N°79
08 мая 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  08.05.2001
Пей, сынок, томатный сок
Эксперты ожидают значительного роста продаж

версия для печати
Российский рынок соков в этом году растет рекордными темпами, однако сокам приходится всерьез конкурировать с дешевыми сильногазированными безалкогольными напитками.

Соки и другие виды холодных напитков -- продукт сезонный. Пик продаж обычно приходится на период зимних праздников и на лето: по данным маркетинговых компаний, «летние» продажи обычно на 15--20% больше «зимних».

После кризиса продажи соков начали расти только в январе 1999 года. Темпы роста этого рынка были заметно ниже, чем, например, рынка минеральной воды, но все же и они довольно существенны: в начале 2001 года продажи соков и сокосодержащих напитков, по данным маркетинговой компании ACNielsen, превысили показатели начала 1999 года в среднем на 20%. За прошлый год розничный рынок соков в Москве увеличился в среднем на 40%, и розничные продажи середины этой зимы уже были сравнимы с продажами летнего максимума прошлого года.

Абсолютным лидером на столичном рынке, по данным ACNielsen, является компания Wimm Bill Dann (бренды J7, Golden Premium), в Санкт-Петербурге -- «Мултон» (бренды Nico, «Добрый сок»). В Москве также прочны позиции Nico и Лебедянского комбината («Я», «Тонус», «Фруктовый сад» и др.). Эти три производителя контролируют примерно 75% рынка соков в Москве.

Объемы своих продаж компании предпочитают не называть, однако крупные производители заявляют, что докризисный уровень продаж уже достигнут. «Оптимистичный прогноз роста рынка -- 12% в этом году», -- сообщил руководитель торгового отдела "Чемпион-Фудс-М" (московское представительство новосибирского «Нидана») Алексей Новиков. Основная причина роста продаж, по мнению экспертов, -- улучшение общего уровня жизни россиян.

Кроме того, участники рынка говорят о все большем внимании потребителей к здоровому образу жизни. «В мире стремятся потреблять только то, что полезно для организма. Там на первом месте по потреблению минеральная вода, затем соки, -- говорит руководитель отдела маркетинга компании Parmalat Ирина Соловьева. -- Но, с другой стороны, нужно отметить поиск производителями новых ниш -- производство более дешевых сокосодержащих, витаминизированных напитков. При этом постоянно появляются новые напитки: на основе зеленого чая, молока».

Другая интересная тенденция -- возникновение низкокалорийных продуктов. Это уже заметно на рынке молочных продуктов и безалкогольных напитков. На соковом рынке это сделала пока только компания Parmalat, выпустив на рынок нектар с пониженным содержанием калорий Santal Light. Однако значительный рост продаж напитков, пропагандирующих здоровый образ жизни, в России пока только ожидается.

Вместе с тем участники рынка говорят об уже сложившейся жесткой структуре рынка соков.

«Я не думаю, что сегодня возможно значительное перетекание объемов между соседними ценовыми сегментами, -- сказал Алексей Новиков. -- Потребитель, который приобретает соковую продукцию класса premium, возможно, купит сок класса middle (например, вследствие агрессивной рекламы), но вряд ли этот потребитель купит соковую продукцию класса low».

Однако среди производителей верхнего и нижнего ценового сегментов возможности для жесткой конкуренции пока остаются: «Наш сок Santal относится к сегменту premium, -- говорит Ирина Соловьева. -- Здесь нет жесткой конкуренции. В основном на рынке представлены импортные соки, объем продаж которых значительно сократился после кризиса. Многие иностранные производители ушли с рынка и так и не вернулись. Для российских же производителей это очень дорогое удовольствие, да и спрос на эту продукцию гораздо ниже».

Максимально насыщена брендами, по словам ведущего специалиста отдела маркетинга московского комбината «Черкизовский» Анны Симочкиной, средняя ценовая категория. «В нижнем сегменте конкурирует в основном продукция без марок, -- сообщила она. -- Но крупным производителям за эту нишу бороться невыгодно. Главная тенденция сейчас -- делать сок более полезным, а это значит -- повышать качество и, следовательно, себестоимость».

Такой же точки зрения придерживаются и представители компании Wimm Bill Dann: «Рынок уже сегментирован по ценам, за исключением самого низкого сегмента сокосодержащих напитков в пластиковых бутылках, где ценообразование несколько хаотично ввиду сезонности этой группы товаров», -- говорит пресс-секретарь компании Юлия Белова.

Однако при всем разнообразии выбора, по мнению производителей соков, до сих пор прослеживается «кризисная психология» потребителя, когда он покупает продукт исходя из цены, а не из качества. «Поэтому московский рынок просто заполнен региональной продукцией. Новые бренды появляются чуть ли не каждый день. Мелкие производители из Молдавии, с Украины, с юга России пытаются выйти и на московский рынок», -- сказала Ирина Соловьева.

В конце прошлого года эксперты заговорили о том, что крупные региональные производители начали активно продвигаться на московский рынок. Атаку начали питерская компания «Мултон» и новосибирская «Нидан», приступив к розливу своих продуктов на московских молокозаводах. По информации ACNielsen, за прошлый год продажи «регионалов» в Москве выросли почти вдвое -- с 14,5% до 24%.

При всех показателях роста в прошлом году уровень потребления соков в России по сравнению с Европой все еще остается достаточно низким -- около 4 л в год на душу населения (тогда как средний немецкий потребитель ежегодно выпивает 42 л, британский -- 19 л).

Среди холодных напитков в России продолжают лидировать безалкогольные сильногазированные напитки. «Именно они остаются основным конкурентом соков. И если производителям соков удастся привлечь этого потребителя, то рынок соков заметно вырастет», -- считает г-жа Симочкина.
Анфиса ВОРОНИНА

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  08.05.2001
Новая банковская лицензия обошлась «Газпрому» в 2,5 млрд рублей
Банк «Компания по проектному финансированию» (КОПФ), последние годы занимавший верхние строчки «черных списков» кредитных организаций с наибольшим размером отрицательного капитала (-2,152 млрд руб. на 1 марта 2001 года), близок к тому, чтобы окончательно урегулировать свой долг перед крупнейшим кредитором. В конце прошлого года в счет погашения долга банк передал «Газпрому» свои конвертируемые облигации на 2,536 млрд руб, которые будут обменены на акции новой эмиссии банка, проспект которой находится на регистрации в ЦБ. Если все пройдет как задумано, КОПФ сможет возобновить банковские операции, а «Газпром» -- обменять (пусть и с большим дисконтом) проблемный актив на контрольный пакет акций «чистого» банка, за лицензию которого он может выручить на вторичном рынке от 1 млн до 5 млн долл. Пикантность этому событию придает то обстоятельство, что бессменным председателем правления КОПФ со дня его регистрации был один из влиятельнейших российских бизнесменов Александр Мамут, пересевший в июле 1999 года в кресло председателя совета директоров МДМ-банка. Правда, к урегулированию долга перед «Газпромом» прямого отношения он, по-видимому, не имел. Во всяком случае, в КОПФ говорят, что г-н Мамут полностью отошел от дел банка, а в МДМ-банке отрицают наличие каких-то особых отношений с КОПФ. >>
  • //  08.05.2001
ТНК победила "Югранефть"
Министерство по антимонопольной политике проиграло вчера в Арбитражном суде Москвы дело против компании «ТНК-Нижневартовск», которая не согласилась с февральским предписанием МАП, заставлявшим ее принимать в свою трубу сильно обводненное сырье «Корпорации «Югранефть». Две компании разрабатывают соседние месторождения, соединенные с магистральным трубопроводом «Транснефти» трубой, принадлежащей ТНК. Так как «Югранефть» не имела узла учета и подготовки нефти, то тюменцы в одностороннем порядке отказались принимать нефть, ухудшавшую качество ее собственной. «Югра» пожаловалась в МАП, и министерство ее поддержало. А ТНК решила действовать через суд, где и добилась успеха. >>
  • //  08.05.2001
Вокруг акций «Тагмета» разгорается новый скандал
Городской суд Таганрога наложил арест на 4,7% акций Таганрогского металлургического завода («Тагмет»), принадлежащих ООО «Т и П». Три года назад таганрогская фирма «Т и П» приобрела этот пакет у местного чекового фонда «Темп-инвест», но теперь законность той сделки оспаривается. Воцарившийся было на «Тагмете» мир снова под угрозой. Нынешние судебные разбирательства вполне могут спровоцировать новую битву за бумаги «Тагмета» между главными акционерами завода -- столичной «Альфа-Эко» и группой собственников, которые консолидировались вокруг гендиректора Таганрогского металлургического Сергея Бидаша. >>
  • //  08.05.2001
Российские авиационные власти вычеркнули 4 мая «Красноярские авиалинии» (KrasAir) из списка компаний, уполномоченных совершать чартерные рейсы в Испанию. Так лицензионная комиссия Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) наказала KrasAir за испорченный майский отпуск нескольких сотен российских туристов. >>
  • //  08.05.2001
Эксперты ожидают значительного роста продаж
Российский рынок соков в этом году растет рекордными темпами, однако сокам приходится всерьез конкурировать с дешевыми сильногазированными безалкогольными напитками, которые продолжают лидировать среди холодных напитков в России. >>
  • //  08.05.2001
Тарифная политика Тулеева загоняет «Кузбассэнерго» в угол
Cовет директоров «Кузбассэнерго» оценил на прошлой неделе работу компании в первом квартале как неудовлетворительную. Энергетики собрали только 94% от начисленной потребителям платы за тепло и электроэнергию, хотя отопительный период традиционно считается у энергетиков «кормильцем». Если учесть, что месячный объем продаж «Кузбассэнерго» составляет около 1,2 млрд руб., недовольство акционеров понятно: каждый процент недобора -- огромные деньги. По мнению Андрея Вагнера, члена совета директоров «Кузбассэнерго» и начальника департамента электростанций РАО «ЕЭС России» (главный акционер «Кузбассэнерго»), причина низкой собираемости денег -- в первую очередь политическая, так как в других регионах губернаторы уже поняли, что «энергосистемы «опускать» дальше нельзя», и стали активно содействовать погашению энергетических долгов и укреплению дисциплины расчетов. В Кузбассе же, по оценке г-на Вагнера, «отсутствует контроль властей над бюджетными потребителями за должным уровнем оплаты» тепла и света. >>
  • //  08.05.2001
Нефтяники форсируют программу малой энергетики
«Сургутнефтегаз», одна из трех крупнейших нефтяных компаний России, сократит на четверть закупки электроэнергии у РАО «ЕЭС России» за счет строительства мини-электростанций непосредственно на нефтяных месторождениях в Западной Сибири. К 2003 году компания намерена построить семь собственных электростанций на попутном газе, что, по ее расчетам, позволит ежегодно экономить на электричестве более 1 млрд руб. >>
  • //  08.05.2001
В борьбе за контроль на ОАО "Фосфорит", которую ведут «Группа МДМ», Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) и ряд компаний Ленинградской области, появились первые пострадавшие. Им оказался сам «Фосфорит». Завод, производящий десятую часть всех российских фосфатных удобрений, на 25--30% снизил объемы производства из-за прекращения отгрузки апатитового концентрата Ковдорским горно-обогатительным комбинатом, контролируемым «Группой МДМ»... >>
  • //  08.05.2001
Продолжается ценовая война на рынке процессоров
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика