N°72
23 апреля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  23.04.2001
Нижнее белье как верхняя одежда
В Москве открылась еще одна выставка трусов и лифчиков. На сей раз британских

версия для печати
Прежде всего я хотел бы извиниться перед читателями, ибо снова пишу про выставку нижнего белья (на прошлой неделе советского, теперь -- британского) и третий раз подряд (начиная с рецензии на выставку Александра Дейнеки) иллюстрирую статью соответствующими фотографиями. Но что ж поделать, если именно эти экспозиции стали главными арт-событиями.

Итак, в Московском центре искусств на Неглинной открылась выставка "Inside Out. Нижнее белье и стиль в Великобритании". Устроитель -- Британский совет, традиционно занимающийся пропагандой культуры Соединенного Королевства. В июне прошлого года выставка была показана в Лондоне, а затем отправилась в мировое турне: Германия, Франция, Израиль, Ливан, Австралия, Китай и т.д. Главная идея проекта -- показать, что и в цивилизованной Британии с бельем тоже не всегда было все OK (крупнейшая фирма Marks & Spencer когда-то выпускала белье прочное и комфортное, но непривлекательное и немодное) и что британцы смогли эту ситуацию изменить и даже совершить революцию в моде. Экспонаты соответствующие: немножко старого и много нового -- трусики и лифчики, изготовленные ведущими британскими дизайнерами, с именами которых сегодня ассоциируется мировая мода вообще. Среди них -- Вивьен Вествуд, Джон Гальяно (дом Christian Dior), Александр Макквин (до недавнего времени работал на Givenchy), Стелла Маккартни и Хуссейн Чалаян.

Интересен не только сам материал, но и его подача. Выставка демонстрирует недоступное и непонятное нам отношение к устройству экспозиции. Казалось бы, зачем что-то придумывать и искать деньги на специальное оборудование, когда фотографию трусов можно просто повесить на стену, а сами трусы положить в готовую витрину? А вот британцам нужно! Белье выставлено на манекенах (прозрачных и надувных), а еще -- внутри гигантских прозрачных ног, в прозрачных же коробках и на бельевых веревках (опять же в прозрачных упаковках). В шикарные золоченые рамы вставлены фотографии или даже поворачивающие конструкции, как на рекламных билдбордах. Работает и примерочная, хотя в Москве она воспринимается скорее как инсталляция.

Единственный недостаток -- на выставке очень тесно. Но выбирать особенно не приходится: а где еще можно было бы показать такое -- не в Третьяковке же! Впрочем, место известно -- Центральный Дом художника на Крымском валу, где площадей немерено. Во всяком случае именно там одновременно с британской проходит наша выставка "Память тела", посвященная советскому нижнему белью.

Сравнивать выставки, может, и не следовало бы, но раз уж они столкнулись, то почему бы и нет. Концепции похожи: дать современную интерпретацию старым вещам. Но если русские кураторы порефлексировать на заданную тему предложили актуальным художникам, то британские -- современным дизайнерам моды. Отсюда и качественное различие результатов.

Русские кураторы подчеркивают стыдливость советского человека. Нижнее белье, даже лямочка лифчика, ни в коем случае не должно быть видно (а то ведь будут пальцами показывать!), отсюда -- преодоление стереотипов и гордость за то, что удалось показать табуированный материал. Британцам совсем не стыдно, белье они воспринимают как элегантную одежду, которую нужно не скрывать, а выставлять напоказ, или же как инженерную проблему. Лучший проект "Памяти тела" -- видео Дмитрия Гутова "Как я провел лето". Это фильм про то, как художник, подобно старому ловеласу и вуайеру, подглядывал девушкам под юбки. На британской выставке крутятся другие видеофильмы. Например, такой: женщины (совсем топлес) занимаются бегом, а затем демонстрируют разные модели бюстгальтеров, созданных с учетом новых технологий (так называемая "биоформа"). А на видео про один из магазинов белья диктор поставленным голосом сообщает: "Здесь вашу грудь примут и окружат нежной заботой..." Затем показывается процедура обмера груди.

"Советская" выставка очень идеологична (идеология претендует, естественно, на левацкую) и литературна. Что привело кураторов к брезгливости по отношению к материалу. Британская -- посвящена буржуазному консюмеризму и практичности. Но в результате -- любование, даже восхищение вещами. Что для выставки, безусловно, полезнее. У нас демонстрируются достижения отечественного актуального искусства. У них -- мода.

Разница очевидна, существенна и явно не в нашу пользу. А ведь еще полгода назад "Память тела" многим казалась продвинутым проектом. Зрителям рекомендуем сначала идти на "советскую" выставку, а уже потом -- на британскую. Градус, как известно, нельзя понижать.
Николай МОЛОК

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  23.04.2001
Открытие Театральной олимпиады на Театральной площади поразило москвичей и гостей столицы в двух смыслах. С одной стороны, отрадно, что уличное представление с фейерверками, фонтанами и летающими барабанщиками вообще состоялось. С другой - муниципальные власти проявили характерную "совковую" глупость, решив, что на уличное представление могут смотреть лишь избранные с пригласительными билетами. >>
  • //  23.04.2001
Театральная олимпиада открылась спектаклем Джорджо Стрелера "Арлекин, слуга двух господ"
Пьесу Гольдони "Слуга двух господ" русский зритель знает по фильму "Труффальдино из Бергамо", в котором роль ловкого, но беспечного слуги блестяще сыграл Константин Райкин. Вряд ли этот зритель сразу поверил бы, что в основе популярной киноленты и представления, открывшего Театральную олимпиаду в Москве, лежит одно и то же произведение. Поскольку фильм - это добротно состряпанная комедия характеров и положений. А спектакль итальянцев - гениально воскрешенная комедия дель арте. >>
  • //  23.04.2001
Российский национальный оркестр дал концерт в память жертв Чернобыля
Концерты в память жертв Чернобыля Российский национальный оркестр при поддержке компании «Шеврон Нефтегаз» проводит каждую весну во Врубелевском зале Третьяковки. Исправно, год за годом зал заполняют одни и те же люди... Это не только родственники погибших в Чернобыле, но и воспитанники детских домов-интернатов, художественных и музыкальных училищ. >>
  • //  23.04.2001
В Москве открылась еще одна выставка трусов и лифчиков. На сей раз британских
в Московском центре искусств на Неглинной открылась выставка "Inside Out. Нижнее белье и стиль в Великобритании". Устроитель - Британский совет, традиционно занимающийся пропагандой культуры Соединенного Королевства. В июне прошлого года выставка была показана в Лондоне, а затем отправилась в мировое турне: Германия, Франция, Израиль, Ливан, Австралия, Китай и т.д. Главная идея проекта - показать, что и в цивилизованной Британии с бельем тоже не всегда было все OK. >>
  • //  23.04.2001
Александр Сокуров сделает фильм об Эрмитаже
В Эрмитаже готовятся к киносъемкам. Действие, в котором примут участие десятки актеров (в ролях исторических персонажей) и реальных людей («в ролях» самих себя), а также тысячная массовка, развернется в залах музея. Камеру включат один раз - и выключат через полтора часа. будущем фильме рассказывают режиссер Александр СОКУРОВ, директор Эрмитажа Михаил ПИОТРОВСКИЙ и продюсер Андрей ДЕРЯБИН. >>
  • //  23.04.2001
Юрий Поляков возглавил «Литературную газету»
Последние номера «Литературной газеты» подписывал в печать и.о. главного редактора Анатолий Друзенко. Было ясно, что главный редактор Лев Гущин «Литературку» оставляет - то ли из-за некоторого своеволия, противоречащего интересам инвесторов, то ли как не совладавший с материальными трудностями... Недоумения разрешились в четверг - Гущин освобожден от должности по личной просьбе (но остается членом совета директоров «Метрополиса»), на его место совет директоров назначает Юрия Полякова. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика