|
|
N°72, 23 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нижнее белье как верхняя одежда
В Москве открылась еще одна выставка трусов и лифчиков. На сей раз британских
Прежде всего я хотел бы извиниться перед читателями, ибо снова пишу про выставку нижнего белья (на прошлой неделе советского, теперь -- британского) и третий раз подряд (начиная с рецензии на выставку Александра Дейнеки) иллюстрирую статью соответствующими фотографиями. Но что ж поделать, если именно эти экспозиции стали главными арт-событиями.
Итак, в Московском центре искусств на Неглинной открылась выставка "Inside Out. Нижнее белье и стиль в Великобритании". Устроитель -- Британский совет, традиционно занимающийся пропагандой культуры Соединенного Королевства. В июне прошлого года выставка была показана в Лондоне, а затем отправилась в мировое турне: Германия, Франция, Израиль, Ливан, Австралия, Китай и т.д. Главная идея проекта -- показать, что и в цивилизованной Британии с бельем тоже не всегда было все OK (крупнейшая фирма Marks & Spencer когда-то выпускала белье прочное и комфортное, но непривлекательное и немодное) и что британцы смогли эту ситуацию изменить и даже совершить революцию в моде. Экспонаты соответствующие: немножко старого и много нового -- трусики и лифчики, изготовленные ведущими британскими дизайнерами, с именами которых сегодня ассоциируется мировая мода вообще. Среди них -- Вивьен Вествуд, Джон Гальяно (дом Christian Dior), Александр Макквин (до недавнего времени работал на Givenchy), Стелла Маккартни и Хуссейн Чалаян.
Интересен не только сам материал, но и его подача. Выставка демонстрирует недоступное и непонятное нам отношение к устройству экспозиции. Казалось бы, зачем что-то придумывать и искать деньги на специальное оборудование, когда фотографию трусов можно просто повесить на стену, а сами трусы положить в готовую витрину? А вот британцам нужно! Белье выставлено на манекенах (прозрачных и надувных), а еще -- внутри гигантских прозрачных ног, в прозрачных же коробках и на бельевых веревках (опять же в прозрачных упаковках). В шикарные золоченые рамы вставлены фотографии или даже поворачивающие конструкции, как на рекламных билдбордах. Работает и примерочная, хотя в Москве она воспринимается скорее как инсталляция.
Единственный недостаток -- на выставке очень тесно. Но выбирать особенно не приходится: а где еще можно было бы показать такое -- не в Третьяковке же! Впрочем, место известно -- Центральный Дом художника на Крымском валу, где площадей немерено. Во всяком случае именно там одновременно с британской проходит наша выставка "Память тела", посвященная советскому нижнему белью.
Сравнивать выставки, может, и не следовало бы, но раз уж они столкнулись, то почему бы и нет. Концепции похожи: дать современную интерпретацию старым вещам. Но если русские кураторы порефлексировать на заданную тему предложили актуальным художникам, то британские -- современным дизайнерам моды. Отсюда и качественное различие результатов.
Русские кураторы подчеркивают стыдливость советского человека. Нижнее белье, даже лямочка лифчика, ни в коем случае не должно быть видно (а то ведь будут пальцами показывать!), отсюда -- преодоление стереотипов и гордость за то, что удалось показать табуированный материал. Британцам совсем не стыдно, белье они воспринимают как элегантную одежду, которую нужно не скрывать, а выставлять напоказ, или же как инженерную проблему. Лучший проект "Памяти тела" -- видео Дмитрия Гутова "Как я провел лето". Это фильм про то, как художник, подобно старому ловеласу и вуайеру, подглядывал девушкам под юбки. На британской выставке крутятся другие видеофильмы. Например, такой: женщины (совсем топлес) занимаются бегом, а затем демонстрируют разные модели бюстгальтеров, созданных с учетом новых технологий (так называемая "биоформа"). А на видео про один из магазинов белья диктор поставленным голосом сообщает: "Здесь вашу грудь примут и окружат нежной заботой..." Затем показывается процедура обмера груди.
"Советская" выставка очень идеологична (идеология претендует, естественно, на левацкую) и литературна. Что привело кураторов к брезгливости по отношению к материалу. Британская -- посвящена буржуазному консюмеризму и практичности. Но в результате -- любование, даже восхищение вещами. Что для выставки, безусловно, полезнее. У нас демонстрируются достижения отечественного актуального искусства. У них -- мода.
Разница очевидна, существенна и явно не в нашу пользу. А ведь еще полгода назад "Память тела" многим казалась продвинутым проектом. Зрителям рекомендуем сначала идти на "советскую" выставку, а уже потом -- на британскую. Градус, как известно, нельзя понижать.
Николай МОЛОК