N°72
23 апреля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  23.04.2001
На одном дыхании
Александр Сокуров сделает фильм об Эрмитаже

версия для печати
В Эрмитаже готовятся к киносъемкам. Действие, в котором примут участие десятки актеров (в ролях исторических персонажей) и реальных людей («в ролях» самих себя), а также тысячная массовка, развернется в залах музея. Камеру включат один раз -- и выключат через полтора часа.

Сценарий сочинили Александр Сокуров и Анатолий Никифоров. Оператор -- Тильман Бюттнер, снявший культовый фильм «Беги, Лола, беги». Производство осуществляют студия «Эрмитажный мост» (продюсер Андрей Дерябин) и EGOLI FILMS (Германия, продюсеры Йенс Мойрер, Карстен Штеттер). Копродюсер -- Мартин Скорсезе/Cappa Productions. Телеканал WRD/ARTE получил право премьерного показа. В проекте участвуют Министерство культуры РФ и «Ленфильм». Рабочее название проекта -- «Ватерлоо» -- придумал Дерябин, вспомнив о битве, в которой европейские державы объединились ради общей победы. О будущем фильме нашему корреспонденту Ольге ШЕРВУД рассказывают режиссер Александр СОКУРОВ, директор Эрмитажа Михаил ПИОТРОВСКИЙ и продюсер Андрей ДЕРЯБИН.

Александр Сокуров:

-- Примерно два года назад Андрей Дерябин предложил мне сделать серьезную картину, опираясь на собрание Эрмитажа. Моя идея -- фильм «на одном дыхании», снятый одним кадром в один день. Камера включится -- и через полтора часа выключится. Естественно, камера не может обеспечить съемку такой продолжительности, поэтому требуется современная техника электронной записи изображения.

Войдя в Эрмитаж, мы оказываемся на балу -- среди двух тысяч гостей, встречаемся с Петром, присутствуем при постановке Екатериной спектакля в Эрмитажном театре, при вручении верительных грамот Николаю I... Мы встретимся с академиком Орбели, с Пиотровским-старшим, «пройдем» через блокадный эпизод... «Поговорим» с Рембрандтом -- то есть с картинами, как с живыми... Это должно быть соединение истории, искусства, политики, музыки, танцев...

Съемка пройдет в двадцатых числах декабря. Бюджет, к сожалению, весьма ограничен... Я призываю продюсеров не экономить. Если уж устраивать восхождение на Гималаи -- амуниция должна быть самого высокого класса. Проект требует, чтобы люди оставили все и занимались только им. При этом проект неблагодарный. Тут много важных мелочей и заурядной трудной работы. Риск большой. Ударят в декабре морозы -- не будем знать, как доставить людей к месту съемки, где их разместить.

Не скрою, я очень хочу снять этот фильм. Это потрясающая профессиональная перспектива. Никто в мире не знает, как такое делать. Если мы эту формулу «прощупаем», то можно будет и в павильоне за один день снимать фильм. На одном дыхании, вдохнул -- и прыгнул с двадцатиметровой вышки -- разобьешься? нет? выплывешь? нет?..

Это эксперимент и для телепродюсеров, такой фильм нельзя прерывать рекламой, поскольку каждый разрыв -- как монтажный стык.

Российское телевидение не проявляет к проекту интереса. Впрочем, ни у одного нашего канала нет к культуре интереса вообще. Они все говорят: «У нас в сетке нет такой ячейки». Не тот, мол, формат.

Я очень благодарен Михаилу Борисовичу Пиотровскому за поддержку моей идеи. Он понимает, что никто никогда ничего подобного не делал. Но он чувствует, что музею надо придать динамики, усилить его визуальную поддержку. Пиотровский совершает поступок. Опасности для Эрмитажа нет -- если будет надежная охрана, ничего не произойдет. Прошли точку съемки -- все, закрывай зал, организованно выводи людей. Там, где предполагаются массовые сцены, на стенах ничего не висит. Там, где есть ценности, среди статистов будут стоять охранники, переодетые в гвардейцев. И гвардеец может сделать замечание в кадре: пойдите прочь...

Есть еще несколько идей, связанных с Эрмитажем, помимо кино... Но некому их реализовывать. Пиотровский -- директор, а не продюсер. Городу все это безразлично... Безликая администрация, бессмысленная. Банки -- бедные. При этом все затаились: вот-вот Питер станет столицей! А с чего? Хотя лучшие театры -- здесь, лучшие музыкальные коллективы, грандиозные музеи, но обстановка подавленная...

Михаил Пиотровский:

-- Я нарушаю правило, которое ввел сам: кино в Эрмитаже не снимать. Но я готов, потому что это Сокуров и потрясающая идея. Когда мы начинали проекты с IBM, я говорил их представителям: как бы нам сделать так, чтобы Эрмитаж ожил? Мне казалось, что при помощи компьютера в каждом зале могут появиться люди, которые там прежде бывали. Из этой идеи родились наши совместные программы и лучший вебсайт на свете... Но оживления Эрмитажа не случилось. Если не сработали новейшие технологии, попробуем традиционную -- кино и режиссер... Вот тут-то оживление Эрмитажа и произойдет. Будет что-то необыкновенное. И мы убедимся: «обыкновенный» человеческий талант сильнее новейших технологий.

Конечно, я в полном ужасе и, честно говоря, не верю, что это пройдет всего за один день. Это ужас человека, идущего по краю пропасти -- но в хорошее место... Страшно, но есть уверенность: никуда не свалимся. Потому что мы работаем с Сокуровым.

У службы безопасности есть набор требований, очень строгих. Их надо выполнять. Иначе не будет фильма. Это не так, как Бондарчук снимал в Зимнем Дворце -- в результате там черт те что было, все поломали... Конечно, музей -- не место для киносъемок. Когда здесь что-то снимали, мы служили только декорацией. А теперь Эрмитаж -- не декорация, а герой фильма.

Идея Сокурова развивает музейную традицию. Нас учили, что искусство должно принадлежать народу. В данном случае мы сделаем Эрмитаж доступным для широких масс, для тех, кто не может приехать в Петербург. В Эрмитаже живет история. Лувр тоже из дворца стал музеем. Но там, как они ни стараются, духа живой истории нет. Эрмитаж -- музей с великими вещами, но абсолютно все персонажи, которыми Сокуров «набьет» музей, -- это воплощение духов, которые в нем живут.

Андрей Дерябин:

-- Обеспечить техническую сторону замысла Александра Сокурова может только специальная цифровая камера SONY High Definition Cam, которая дает качество, сравнимое с кинопленкой. Изображение будет доведено до конечного результата на специальной станции, разработанной американской компанией AVID. С ее помощью можно сразу осуществлять так называемый чистовой монтаж фильма, производить корректировку изображения. Можем добавить зажженные свечи в Эрмитаже, можем -- облака над Невой... Цифровая технология создает максимальный комфорт режиссеру: реализуются самые фантастические идеи. Это будет первый российский фильм в формате High Definition. Важно, что станция дает возможность в итоге получить изображение в любом варианте -- на кино- и видеопленке, на DVD, в виде файла, пригодного для «жизни» в Интернете.
Беседовала Ольга ШЕРВУД

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  23.04.2001
Открытие Театральной олимпиады на Театральной площади поразило москвичей и гостей столицы в двух смыслах. С одной стороны, отрадно, что уличное представление с фейерверками, фонтанами и летающими барабанщиками вообще состоялось. С другой - муниципальные власти проявили характерную "совковую" глупость, решив, что на уличное представление могут смотреть лишь избранные с пригласительными билетами. >>
  • //  23.04.2001
Театральная олимпиада открылась спектаклем Джорджо Стрелера "Арлекин, слуга двух господ"
Пьесу Гольдони "Слуга двух господ" русский зритель знает по фильму "Труффальдино из Бергамо", в котором роль ловкого, но беспечного слуги блестяще сыграл Константин Райкин. Вряд ли этот зритель сразу поверил бы, что в основе популярной киноленты и представления, открывшего Театральную олимпиаду в Москве, лежит одно и то же произведение. Поскольку фильм - это добротно состряпанная комедия характеров и положений. А спектакль итальянцев - гениально воскрешенная комедия дель арте. >>
  • //  23.04.2001
Российский национальный оркестр дал концерт в память жертв Чернобыля
Концерты в память жертв Чернобыля Российский национальный оркестр при поддержке компании «Шеврон Нефтегаз» проводит каждую весну во Врубелевском зале Третьяковки. Исправно, год за годом зал заполняют одни и те же люди... Это не только родственники погибших в Чернобыле, но и воспитанники детских домов-интернатов, художественных и музыкальных училищ. >>
  • //  23.04.2001
В Москве открылась еще одна выставка трусов и лифчиков. На сей раз британских
в Московском центре искусств на Неглинной открылась выставка "Inside Out. Нижнее белье и стиль в Великобритании". Устроитель - Британский совет, традиционно занимающийся пропагандой культуры Соединенного Королевства. В июне прошлого года выставка была показана в Лондоне, а затем отправилась в мировое турне: Германия, Франция, Израиль, Ливан, Австралия, Китай и т.д. Главная идея проекта - показать, что и в цивилизованной Британии с бельем тоже не всегда было все OK. >>
  • //  23.04.2001
Александр Сокуров сделает фильм об Эрмитаже
В Эрмитаже готовятся к киносъемкам. Действие, в котором примут участие десятки актеров (в ролях исторических персонажей) и реальных людей («в ролях» самих себя), а также тысячная массовка, развернется в залах музея. Камеру включат один раз - и выключат через полтора часа. будущем фильме рассказывают режиссер Александр СОКУРОВ, директор Эрмитажа Михаил ПИОТРОВСКИЙ и продюсер Андрей ДЕРЯБИН. >>
  • //  23.04.2001
Юрий Поляков возглавил «Литературную газету»
Последние номера «Литературной газеты» подписывал в печать и.о. главного редактора Анатолий Друзенко. Было ясно, что главный редактор Лев Гущин «Литературку» оставляет - то ли из-за некоторого своеволия, противоречащего интересам инвесторов, то ли как не совладавший с материальными трудностями... Недоумения разрешились в четверг - Гущин освобожден от должности по личной просьбе (но остается членом совета директоров «Метрополиса»), на его место совет директоров назначает Юрия Полякова. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика