N°67
16 апреля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  16.04.2001
Победитель дракона
Исполняется сто лет со дня рождения Николая Акимова

версия для печати
В режиссеры чаще всего приходят из артистов. Акимов по своей первой профессии был художником -- талантливым книжным графиком, выдающимся мастером театрального плаката, теоретиком декорационного искусства. Он учился в петербургской Новой художественной мастерской (1916--1918), потом во ВХУТЕМАСе (1922), где преподавали М. Добужинский, А. Яковлев, В. Шухаев, потом оформлял спектакли художников "левого" направления. Именно это во многом и обусловило особенности его театральной судьбы.

Перечисляя вещи, послужившие для него школой режиссуры, Акимов упоминает русскую икону, крепостных художников, Боттичелли, Пинтуриккио, Домье, Ван Гога, кинематографистов и классиков европейской литературы. Такой ренессансной всеохватностью могли похвастать далеко не все выдающиеся мастера сцены, но интереснее другое -- ни одного театрального деятеля в этом длинном списке нет. В отличие от Мейерхольда, с которым из всех классиков режиссуры у Акимова было вроде бы больше всего точек соприкосновения, его интересовала не история театральных стилей, а история культурных эпох. Искусство сцены не казалось ему самодостаточным, оно не только подпитывалось другими видами искусства, но в известном смысле складывалось из них. Спектакли были для него в первую очередь движущимися картинками (причем нарисованными в отнюдь не реалистическом ключе), а самые смелые театральные концепции -- результатом литературоведческих штудий.

Даже к первой своей работе в качестве театрального режиссера -- скандально знаменитому "Гамлету", поставленному в 1932 году в Театре им. Вахтангова, -- Акимов подошел во всеоружии ученого. Он с головой погрузился в шекспироведение и написал целое исследование, доказывающее правоту своей концепции, согласно которой рефлексирующий датский принц (его играл толстый и лысый Анатолий Горюнов) подавался как банальный охотник за короной. Художники левого направления необходимости в таком обосновании обычно не испытывали. Они вслед за Мейерхольдом были уверены в праве режиссера творить по театральным законам, им самим над собой поставленным. Акимов мог искренне заблуждаться относительно намерений автора, но сознательно поперек этих намерений не пошел бы. Иными словами, при всей любви к яркой театральной форме театроцентричен он не был. Его сверхвнимательному отношению к литературному первоисточнику в немалой степени способствовала тесная дружба с блестящим переводчиком Михаилом Лозинским, ставшим для режиссера Вергилием в мире западноевропейской драматургии.

Стоит ли говорить, что все эти качества прекрасно сочеталась у Акимова с умением работать с артистами. Труппу Театра Комедии он подбирал, как опытный дизайнер букет. Здесь работали Елена Юнгер, Людмила Сухаревская, Борис Тенин, Эраст Гарин, Сергей Филиппов.

Другой особенностью Акимова было особое отношение к жанру комедии. Можно сказать, что он освоил этот жанр во всех его модификациях. В 1932 году поставил как комедию великую шекспировскую трагедию. С 1933 года, работая главным режиссером Ленинградского мюзик-холла, осваивал комедию музыкальную. В 1935-м фактически создал ленинградский Театр Комедии (именно так, с большой буквы стало писаться это слово при Акимове), в котором поставил самые разные спектакли -- от высокой комедии испанского "золотого века" ("Собака на сене" и "Валенсианская вдова") до фарсово-лирической -- английского Возрождения ("Двенадцатая ночь") и едкой -- эпохи Реставрации ("Школа злословия" Шеридана). А также произведения Шкваркина, Зощенко, Арбузова. В конце 50-х он создаст литературное объединение, ставшее лабораторией современной комедии. (Именно оттуда выйдут самые репертуарные авторы эпохи застоя Б. Рацер и В. Константинов.) А в период между 1949 и 1956 годами, когда «за формализм и западничество» был отстранен от руководства Театром Комедии, уже на сцене Театра им. Ленсовета Акимов создаст свои знаменитые сатиры -- «Дело» Сухово-Кобылина и «Тени» Салтыкова-Щедрина.

Но главным комедиографом всех времен и народов, конечно же, был для Акимова Евгений Шварц. Его возвращение в Театр Комедии в 1956 году ознаменовалась постановкой "Обыкновенного чуда", а "Дракона" он поставил еще в 1944-м (спектакль был запрещен цензурой и возобновлен лишь в 1962-м). После ХХ съезда партии обличение абсурдно-бюрократического уклада советской жизни, угодничества и двойной морали станет для советского театра делом привычным и почти рутинным, но Акимов попытался сделать это задолго до оттепели, "Современника" и "Таганки". Да к тому же не в бытовом, а в заостренно-гротескном ключе. Пьесы Шварца, этого Аристофана и Мольера советских времен, выявили самые сильные стороны его режиссуры -- живописно-стилизаторский дар, умение придумывать яркие сценические характеры, а главное -- спрятанный за вроде бы легким юмором неизбывный сарказм. Однако основное отличие Акимова от страстных и наивных борцов за хорошую советскую власть, именуемых нынче шестидесятниками, заключалось даже не в том, что он начал борьбу раньше их, а в том, что умел бороться с драконом не только вовне, но и внутри себя. То, с какой последовательностью он сохранял верность своим эстетическим принципам в самые страшные годы, заставляет предположить, что в случае с Акимовым капитуляция этого страшного огнедышащего зверя была безоговорочной.
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  16.04.2001
В Вене проходит фестиваль «Пасхальный звон»
Вена, никогда не страдавшая от недостатка культурных событий, сейчас переживает настоящий культурный бум. В течение Страстной недели и Пасхи афиши города пестрят заманчивыми названиями выставок, концертов, спектаклей. Высокие материи Страстной недели не исключают простых радостей жизни, и в зале Национальной библиотеки оркестр венской Volksoper наяривает вальсы и польки Штрауса, а в театре An der Wien триумфально завершает сезон нашумевший мюзикл «Моцарт!». >>
  • //  16.04.2001
Михаил Швыдкой сбрасывает балласт
Три дня все российские СМИ бурно обсуждали приказ Владимира Путина о назначении на должность гендиректора музеев Кремля - самого главного отечественного музея - Елены Гагариной, дочери первого космонавта. Три дня министр культуры Михаил Швыдкой, ведомству которого подчиняется музей, оправдывался, что назначение Гагариной - это никакой не подарок родным Юрия Алексеевича к Дню космонавтики, а случайное совпадение... >>
  • //  16.04.2001
Михаил Плетнев дебютировал в качестве оперного дирижера
Концертное исполнение единственной оперы Сергея Танеева «Орестея» (1895) попало в программу фестиваля, посвященного столетию Большого зала Московской консерватории, довольно случайно - просто осуществление этой давней мечты музыкального руководителя проекта Михаила Плетнева перенеслось с января на апрель по техническим причинам. Тем не менее обрусевшая и омузыкаленная трагедия Эсхила оказалась почти идеальным примером юбилейного приношения. >>
  • //  16.04.2001
Исполняется сто лет со дня рождения Николая Акимова
В режиссеры чаще всего приходят из артистов. Акимов по своей первой профессии был художником - талантливым книжным графиком, выдающимся мастером театрального плаката, теоретиком декорационного искусства. >>
  • //  16.04.2001
Студия Артемия Лебедева показывает свои работы
На выставке Artografika, открывшейся в Московском доме фотографии, представлены работы самой модной в Москве веб-дизайнерской студии Артемия Лебедева. Все они исполнены в технике трансфографии - компьютерной обработки фотографических снимков, в результате которой картинка по-прежнему выглядит реальной, но только абсолютно неправдоподобной. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика