N°6
17 января 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  17.01.2001
Назло прадедушке
версия для печати
Министр культуры РФ Михаил Швыдкой назначил директором Государственного музея Толстого на Пречистенке Виталия Ремизова, в свою пору работавшего заместителем директора музея Толстого в Ясной Поляне. Нынешний яснополянский директор Владимир Толстой выразил неудовольствие этим решением. Он считает, что протеже министра нанес Ясной Поляне ущерб и недолжным образом использовал рукописи научных работ, хранившиеся в музее до назначения Владимира Толстого и отставки Ремизова (апрель 1994). Владимир Толстой находит целесообразным объединить -- под своим руководством -- московский и яснополянский музеи. Выражая мнение всех потомков великого писателя, он намерен резко протестовать (петиции, митинги и т. п.), а также прервать сотрудничество с московским («ремизовским») музеем -- в частности, отменить толстовскую выставку, что должна была отправиться в Италию и Шотландию. Конфликт уже получил международную огласку -- 16 января о нем сообщила The Gardian, кратко пересказав заметку «Известий» от 15 января.

Возможно, что претензии к Ремизову основательны. Но коли тот некогда нанес ущерб и нарушил чьи-то авторские права, резонно было бы обратиться в суд. И не через шесть лет после этих печальных событий. Имей место судебное разбирательство, министру пришлось бы крепко задуматься перед «новым назначением». Но и тогда он был бы волен в своем решении: покуда толстовский музей является государственным, его кадровые вопросы будут решаться министром культуры. Для того, в частности, Минкульт и существует.

Есть у этого сюжета и другой изгиб. Сколь бы скверен ни был г-н Ремизов (что не доказано), это не основание для объединения музеев. Такие решения не могут приниматься «вдруг». Это и при нормальной жизни дело сложное, а при нашей нищете -- тем паче. Быть может, в «объединительном» варианте есть свои плюсы. Но есть и минус. Имя ему -- монополия.

«Семейная монополия на Льва Толстого» -- это особенно впечатляет. Не в правовом плане (после семидесятилетнего владычества большевиков проблемы «наследования» чего-либо кем-либо оказались, в сущности, неразрешимыми), а в плане культуры. Речь-то идет о Толстом, чьи взгляды на собственность (в том числе -- интеллектуальную) хорошо известны. Никто не призывает «жить по Толстому», которого бы возмутил сам факт существования музеев, не только что споров о директорстве. Но как-то соизмеряться с толстовским духом, наверно, стоило бы.

Впрочем, яснополянский дом (в котором Толстой так мучился и из которого в конце концов ушел) давно -- задолго до появления на свет нынешних конфликтующих сторон -- стал музеем не столько Толстого, сколько графини Софьи Андреевны и всей славной семьи. Как и московский музей. Что поделать: быт русского дворянства («как люди жили») привлекательнее, чем мысль и душа Льва Толстого («чем люди живы»). Боюсь, что эта проблема (для кого -- «отвлеченная», а для кого -- куда более важная, чем вопрос об очередном директоре) так или иначе заявит о себе еще не раз. Как вылезла она в решении о толстовской выставке. Мальчик назло бабушке грозит себе уши отморозить. Владимир Толстой действует назло не Швыдкому и Ремизову, а... прадедушке. Правда, «уши» не только свои (ведь важно директору Ясной Поляны показать толстовские экспонаты за рубежом!), но и «итальянско-шотландские».
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  17.01.2001
Фестиваль «Лики любви» на полпути
Любимая тема дискуссий вокруг «Ликов любви» - (не)соответствие программы названию. О любви ли кино или просто о жизни, стоит ли показывать на «Ликах» фильмы о любви однополой, где граница, отделяющая картину о любви от порнографического фильма, - все эти вопросы неизменно ставятся критиками и заинтересованными зрителями. >>
  • //  17.01.2001
Совершенно бесплатно
В рамках Федеральной государственной программы Министерства культуры РФ «Ступень к киномастерству» в Москве создаются современно оснащенные киномастерские для обучения школьников. О наборе первой группы старшеклассников в «Анима-класс» рассказывает директор Детского центра киноискусства «КиТенок» (Кино и Телевидение - детям) Александр ТИТОВ. >>
  • //  17.01.2001
В Симеизе пройдет объединенный фестиваль актуальных искусств
С 1 по 12 мая в рамках Второго международного ялтинского телекинофорума «Вместе - в третьем тысячелетии» состоится молодежный кинофестиваль «Полуостров Крым-2001». Он будет проходить в Симеизе - самой южной точке Крыма, на территории двух вилл начала века: «Ксения» и «Мечта». Организаторы обещают, что «активная творческая молодежь» получит возможность приобщиться ко всем видам актуальных искусств. >>
  • //  17.01.2001
Пока на деньги иностранных спонсоров, но с отечественным энтузиазмом
Санкт-Петербург, город бедный, но из-за этого отнюдь не лишившийся культурных амбиций, по сей день претендует на звание "самого европейского в России" и не утратил способность генерировать культурологические идеи. Каковые облекаются в подходящие к случаю формы при помощи иностранных покровителей. >>
  • //  17.01.2001
Министр культуры РФ Михаил Швыдкой назначил директором Государственного музея Толстого на Пречистенке Виталия Ремизова, в свою пору работавшего заместителем директора музея Толстого в Ясной Поляне. Нынешний яснополянский директор Владимир Толстой выразил неудовольствие этим решением. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика