N°53
27 марта 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  27.03.2001
Ночь картонных ножей
Сегодня в Санкт-Петербурге - премьера фильма Олега Ковалова «Темная ночь»

версия для печати
Олега Ковалова принято считать одним из самых образованных режиссеров России. В его киноведческом прошлом были и блистательные исследования творчества ФЭКСов и Эйзенштейна, и ставшие легендарными лекции в киноклубе «Спартак». Монтажные, а затем игровые фильмы Ковалова стали продолжением его культурологических штудий. Применять слово «режиссура» по отношению к его работам не совсем точно, скорее это научное конструирование кадров, сцен и диалогов.

Фильмы Ковалова, как правило, исследовали тоталитарное сознание через культурные архетипы эпохи. «Темная ночь» -- его вторая игровая картина -- не несет в этом смысле принципиально нового. Но если раньше анализировалось сознание, уже деформированное страхом и пропагандой, то «Темная ночь» пытается запечатлеть сам момент деформации -- действие ее отнесено в Германию 1931 года, когда, по словам режиссера, «народ уже был заражен бациллой нацизма», но катастрофа еще не наступила. Германия в картине весьма условна. Как и в своем первом игровом фильме «Концерт для крысы», Ковалов конструировал абстрактный образ тоталитаризма, синтезирующий черты его советской и немецкой моделей.

Вслед за Эрихом Фроммом режиссер вроде бы декларирует намерение исследовать нацизм через призму репрессированной сексуальности. Фотограф-эмигрант Имант (Илья Шакунов) находится в непонятных отношениях с девочкой Мартой (Лариса Жаркова). Хозяина фотоателье, где работает Имант, убивают, и герой оказывается под подозрением. Имант впадает в депрессию, объявляет себя Зигфридом и предлагает Марте отправиться с ним на Луну, где проживают нибелунги. Новоиспеченному маньяку противостоит группа малолетних штурмовиков, которые ведут себя так, словно детство закончилось в день рождения. Далее следуют трагический финал и песенка «Лили Марлен» в исполнении Елены Камбуровой (впервые -- по-русски) на фоне кадров горящего Берлина.

Сюжет, придуманный Коваловым и сценаристкой Натальей Скороход, можно трактовать так: индивидуальные сексуальные мании, пусть даже рассматриваемые обществом как порочные, все же не так опасны, как подавляющее их «правильное» большинство. Фашизм рождается, когда на место одиноких безумцев, напоминающих не то маньяка из ланговского «М», не то Гумберта Гумберта, приходит коллективный убийца без желаний, слабостей и сомнений.

Велик соблазн искать в «Темной ночи» черную кошку. Но ее там нет. Как нет и сексуальных мотивировок поступков героя. Экранное пространство почти стерильно: пару раз камера начинает сладострастно скользить по голым ножкам Марты, но режиссер тут же обрывает кадр. То же и с насилием: оно либо прячется за кадром, либо просто картонно. В этом асексуальном мире нет и не может быть никакой репрессивности, поскольку репрессировать нечего -- страдания героя приобретают комичный оттенок.

Гнетущая атмосфера, которая якобы оказывает губительное воздействие на душу героя, также отсутствует. Фашизм основан на власти толпы, и показ этой власти немыслим без массовых сцен. Но на массовые сцены не было денег, а потому Ковалов заменил их кадрами нацистской кинохроники. В итоге хроникальные фрагменты дискредитируют игровые эпизоды.

Нацизм входил в жизнь Германии стремительно и шумно, с факельными шествиями, кострами из книг и экстатическими завываниями фюрера, не случайно названного позднее «первой рок-звездой». Хроника запечатлела эту мрачную энергетику. В документальных кадрах пышнотелые блондинки упоенно отплясывают со штурмовиками, тысячи рук слаженно выбрасываются в нацистском приветствии, под восхищенные взгляды девушек маршируют бравые молодцы со свастикой. От этого мира веет агрессивной вульгарностью и самодовольством, но не вялостью и апатией. А именно таковы игровые сцены «Темной ночи». Герои сомнамбулически перемещаются из одного угла кадра в другой, как в трансе, произносят вымученные монологи, а чаще просто молчат, уставившись в пустоту, словно вспоминая забытый текст.

Ковалов предлагает зрителю принять на веру, что где-то за обшарпанными стенами, в которых заперты его персонажи, есть черная пропасть, затягивающая в себя нацию, но сам не решается заглянуть в нее. Но нельзя снимать фильм про ведьм и оборотней и при этом ежеминутно креститься и повторять «чур меня!». Нельзя делать фильм о природе нацизма и бояться называть вещи, из которых эта природа произрастает. Заглядывающий в пропасть должен быть готов к тому, что пропасть также заглянет в него. А если страшно -- не нужно заглядывать. В конце концов, быть кинокритиком тоже почетное дело.
Анжелика АРТЮХ, Дмитрий КОММ, Санкт-Петербург

  КУЛЬТУРА  
  • //  27.03.2001
Определены лучшие и худшие фильмы года
Вот и дождались: все пять картин, претендовавшие на «Оскара» в главной номинации «Лучший фильм», к моменту начала 73-й оскаровской церемонии успели выйти в российский прокат. Мы уже посмотрели «Шоколад», «Крадущегося тигра, невидимого дракона», «Эрин Брокович» и «Гладиатора». Успел даже «Траффик» Стивена Содерберга, премьера которого состоялась в оскаровскую ночь в кинотеатре «Ролан» за несколько часов до объявления победителей. >>
  • //  27.03.2001
Номинация "новация" на фестивале "Золотая маска"
Недавно к нам приезжал и пел представитель сатанинской металлической традиции плохой парень Мэрилин Мэнсон. И вот теперь на "Золотой маске" мы узнали, что у нас есть свое театральное подполье, очень напоминающее преисподнюю. Оба спектакля, выдвинутые в номинации "новация" от драматического театра, явно проходят по ведомству сатанизма, если, разумеется, трактовать это понятие в самом широком смысле. >>
  • //  27.03.2001
Сегодня в Санкт-Петербурге - премьера фильма Олега Ковалова «Темная ночь»
Олега Ковалова принято считать одним из самых образованных режиссеров России. В его киноведческом прошлом были и блистательные исследования творчества ФЭКСов и Эйзенштейна, и ставшие легендарными лекции в киноклубе «Спартак». Монтажные, а затем игровые фильмы Ковалова стали продолжением его культурологических штудий. Применять слово «режиссура» по отношению к его работам не совсем точно, скорее это научное конструирование кадров, сцен и диалогов. >>
  • //  27.03.2001
В Петербурге открылась выставка «Сказка в России»
Выставка "Сказка в России", открывшаяся в корпусе Бенуа Русского музея накануне школьных каникул, предназначена, естественно, для детей, причем младшего школьного возраста. Цветастое, местами забавное и не претендующее на серьезность зрелище из 300 экспонатов, большинство которых - иллюстрации к сказкам или произведения народных промыслов >>
  • //  27.03.2001
В 1978 году таллинское издательство "Ээсти раамат" выпустило сборник "Эстонская молодая проза". Черный томик производил ошеломляющее по тем временам впечатление: эстетическая цензура, не допускавшая в московских изданиях каких-либо отклонений от жестких жанровых и стилистических канонов, в данном случае оказалась бессильна. Таким же (в смысле чужеродности) гостем выглядит на сегодняшнем книжном рынке выпущенный издательством "Иностранка" двухтомник "Новая японская проза". >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика