N°46 16 марта 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Несусветные щедроты бытия Наследие концептуальной группы «Коммунизм» стало доступно на компакт-дисках
Вот она, «Благодать»! Появление антологии «Коммунизма» на компактах само по себе кажется самостоятельным концептуальным актом. И дело не столько в потенциальном расширении аудитории -- те, кто во времена оны не могли слушать «Непобедимого» или «Историю одного захоронения» на малодоступных магнитопленках, вряд ли станут делать это и сегодня. Но попав на безупречно оформленный компакт, композиции «Коммунизма» как минимум стали овеществленным явлением современного искусства. Теперь хотя бы невозможно сделать вид, что всего этого никогда не было. Было. «Имеющий уши слышать -- да слышит».
«Коммунизм» основали сибирские музыканты Егор Летов, Константин Рябинов и Олег Судаков, имена которых в первую очередь вызывают ассоциации с «сибирским панком» -- едва ли не самым интересным направлением отечественного рока в середине восьмидесятых годов. Но ничуть не менее обоснованно «Коммунизм» может считаться наследником и продолжателем идей московской концептуальной школы 80-х, в первую очередь легендарных коллективов «Мухоморы» и «ДК», активно применявших в своем творчестве метод звукового коллажа, радиотеатра, использование чужих фонограмм. В своем программном манифесте «Концептуализм внутри» Летов и Рябинов отрицали прямое влияние москвичей на придуманный ими «коммунизм-арт», не преминув, однако, заметить: «Есть смысл говорить о параллельной разработке общего изначального материала». Под этим материалом подразумевалась «сама реальность -- ее объекты и проявления, произведения народной и музыкальной культур, конкретная музыка и т.п.» Но подходы к ней и вправду были принципиально различными. Если у москвичей главенствовала отстраненная ирония по отношению к миру и его ценностям (в диапазоне от беззлобной пародии до мизантропическего сарказма), то сибирские концептуалисты в первую очередь наслаждались бытием как таковым. Во всех возможных его проявлениях. По их мнению, абсурдность и кошмарность человеческого существования неизменно сопровождает игривость -- пусть зачастую в экстремальных, непривычных уху и мозгу проявлениях. Участники «Коммунизма» искренне и беззаветно любили реальность -- и реальность неизменно отвечала им тем же, представая в самых чарующих и волшебных видах. В «Дневнике Сатаны» Леонид Андреев (автор, необычайно почитаемый и неоднократно цитируемый членами «Коммунизма») заставил заглавного героя признаться: «Меня пугает необходимость умолкать, когда я дохожу до необыкновенного, которое невыразимо». «Коммунизм» подобная необходимость привела к активному самовыражению. И оказалось, что необыкновенное не просто возможно выразить -- оно само уже давно обитает в окружающем мире, остается только его найти, заметить, зафиксировать. На «Благодати» (являющей собой сборник «коммунистических» композиций 1988-1992 годов, позднее реставрированных и пересведенных) положенные на музыку высказывания Максима Горького соседствуют с афоризмами Василия Розанова, песня о Ворошилове на слова народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского -- с «Песней о китайском народном добровольце» вьетнамца Те Рен Чура, фрагмент из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого -- со стихотворением Константина Рябинова «Самоискрящийся черный галун» (творчество самих участников «Коммунизма» тоже является частью реальности, а следовательно и объектом для «коммунизм-арта»). Впечатление -- поразительное. Воспринимать что-либо в привычном виде после прослушивания, скажем, «Песни гвоздя» (в которой Олег Судаков, по его собственному признанию, попытался передать ощущения куска железа, вгоняемого в дерево) решительно невозможно. Она не становится хуже, лучше или яснее, она просто становится другой. И обретает свои, в сущности, подлинные, до поры до времени скрытые от замылившегося восприятия очертания -- совсем не обязательно комфортные. Один из сильнейших моментов сборника -- народный «Черный ворон», негромко и очень спокойно спетый Летовым на фоне невообразимой звуковой какофонии, перегруженных частот и пущенных задом наперед воплей. Это на самом деле жутко -- кажется, что так должен был ощущать себя солдат первой мировой, отравленный ипритом. Но оторваться, выключить, сделать потише -- нельзя. Потому что происходит нечто невероятно важное. С по-настоящему грандиозной, страшной и гибельной песни облетает шелуха привычных застольно-кинематографических аллюзий, и она предстает в своем подлинном величии. Теперь ты уже не скажешь этой песне «до свиданья». Она не расстанется с тобой -- как ни старайся. В мире, где не осталось почти ничего настоящего, даже три с половиной минуты абсолютной подлинности -- невероятная ценность. «Благодать» состоит из четырех дисков. Хватит, чтобы продержаться еще некоторое время. |
Александр Сокуров отказался судить своего героя, заставив публику сожалеть о его участи Сегодня в Доме кино состоится московская премьера фильма Александра Сокурова «Телец». В прокат он выйдет 22 апреля в кинотеатре «Ролан», где на днях прошел закрытый показ для избранного числа гостей. Показ устраивал Сергей Шолохов для съемок своей программы «Тихий дом». >>
В Англии обнаружено неизвестное сочинение великого композитора О знаменательной находке сообщили в четверг все английские газеты. Собственно, это не оригинальное произведение Моцарта - композитор сделал обработку генделевской оратории «Иуда Маккавей», добавив в партитуру по моде времени дополнительные партии духовых инструментов. >>
Наследие концептуальной группы «Коммунизм» стало доступно на компакт-дисках Вот она, «Благодать»! Появление антологии «Коммунизма» на компактах само по себе кажется самостоятельным концептуальным актом. И дело не столько в потенциальном расширении аудитории - те, кто во времена оны не могли слушать «Непобедимого» или «Историю одного захоронения» на малодоступных магнитопленках, вряд ли станут делать это и сегодня. >>
Записи классической музыки на компакт-дисках. В сегодняшнем обзоре: лирическая сказка «Соловей» Игоря Стравинского, кантаты Баха, Крейцерова соната. >>
«Вторая жизнь» французского режиссера Патрика Брауде (он же сыграл в картине главную роль) - характерный образец так называемой комедии «с фантастическим допущением». Главное правило жанра: в начале с героем приключается что-нибудь невероятное (над головой появляется нимб, он начинает слышать чужие мысли, ни с того ни с сего переносится в будущее или в прошлое...), а потом на протяжении всего фильма ему приходится с этим самым допущением мучительно разбираться. >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|