N°46
16 марта 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  16.03.2001
Слушая классику
версия для печати
Игорь Стравинский. Лирическая сказка «Соловей». Натали Дессей (сопрано), Мария Маклохлин (сопрано), Виолета Урмана (меццо-сопрано), Всеволод Гривнов (тенор), Альберт Шагидуллин (баритон) и др. Хор и оркестр Парижской национальной оперы. Дирижер -- Джеймс Конлон. EMI Classics

«Соловей» -- одно из самых интересных сочинений Стравинского «русского периода». На премьере в Москве в 1914 году лирическая сказка торжественно провалилась -- ни публика, ни критика не оценили иронии и гротеска Стравинского. Лишь Равель, позже услышавший «Соловья» в Париже, с восторгом писал о смелости гармонического языка, самобытности тем этого произведения. Во второй половине двадцатого века «Соловей» стал любимым произведением для знаменитых колоратурных сопрано: в партии Соловья, услаждающего слух китайского императора, примадонны могут блеснуть своей блестящей пассажной техникой и ослепительными верхними нотами. Новая запись «Соловья», сделанная под руководством одного из самых многообещающих оперных дирижеров молодого поколения Джеймса Конлона, -- триумф француженки Натали Дессей, выдающей совершенно неправдоподобные соловьиные трели с легкостью волшебницы. Российский слушатель наверняка оценит и хороший русский язык Дессей. В целом это одна из самых удачных записей русской классики за последние годы -- наконец-то на Западе появился человек, способный составить конкуренцию Валерию Гергиеву по части русской оперы.

И.-С. Бах. Кантаты №№55, 82, арии из кантат. Йен Бостридж (тенор), камерный оркестр Europa Galante. Дирижер Фабио Бьонди. Virgin Veritas

Когда мы говорим об исполнении кантат Баха, мы имеем в виду прежде всего немецкое исполнение -- такое, какое нам демонстрировали Хельмут Риллинг или Петер Шрайер на прошлогоднем баховском фестивале. Поклонники строгого и размеренного немецкого Баха могут пройти мимо этой записи без малейших угрызений совести. Йен Бостридж, молодой английский тенор, своей трактовкой никак не удовлетворяет требованиям консерваторов -- он ни с того ни с сего срывается на невротичные оперные интонации, обнаруживая полнейшее презрение к традиционной барочной фразировке, чеканит каждый слог так, как это могут делать только иностранцы. В общем, делает все поперек правил. Не отстает от него и Europa Galante, славящийся на всю Европу своей «вкусовщиной», -- такой Бах, наделенный букетом сочных тембровых красок, может звучать в какой-нибудь венецианской церкви, разукрашенной цветами, с невероятно пышным убранством. И все же это очень красиво -- в холодном полумраке баховской музыки есть какой-то неизъяснимый «аромат», который нынешние исполнители прочувствовали безошибочно.

Людвиг ван Бетховен. Девятая соната («Крейцерова») для скрипки и фортепиано. Сезар Франк Соната для скрипки и фортепиано. Ицхак Перльман (скрипка), Марта Аргерих (фортепиано)

Это уникальный диск -- уникален он прежде всего для музыкантов, его записавших. Дело в том, что Аргерих и Перльман очень больные люди, с каждым годом выступающие на публике все реже и реже. Их поклонники обладают ангельским терпением -- покупая билет на концерт своих любимцев, они знают, что скорее всего концерта не будет и билет придется сдать. Возможно, кому-то, кто купит этот диск, захочется потом вернуть его в магазин -- это не образцовое исполнение классических камерных опусов Бетховена и Франка. Все огрехи, случающиеся в трансляционной записи (а эта трансляция из Performing Arts Center в Саратоге, США), тут как тут -- в исполнении периодически проскальзывают не те ноты, оба музыканта гонят что есть силы к заветному финалу и сквозь бурные кульминации «Крейцеровой» сонаты слышно их тяжелое дыхание. Для Перльмана, играющего эти сочинения по тысячному разу, все удовольствие от музыки уже потеряно -- он медленно, но верно идет к концу своей карьеры и не стесняется своего «пережатого» звука, грубых окончаний фраз. Иное дело -- Аргерих, поражающая роскошью звуковой палитры, масштабом страстей и бурным, оставшимся еще с конкурсных лет, темпераментом. Но несмотря на все мои придирки, поклонники двух легендарных артистов все равно будут рады этому диску. Тем, кто себя таковыми не считает, могу посоветовать более ранние записи бетховенских скрипичных сонат: Аргерих с Гидоном Кремером (Deutsche Grammophon) и Перльман с Даниэлем Баренбоймом (EMI Classics).

Эти диски можно приобрести в магазинах «Пурпурный легион» (Новокузнецкая ул., 1), «Союз» (ЦУМ, 6-й этаж), «Мелодия» (Новый Арбат, 21).
Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  16.03.2001
Александр Сокуров отказался судить своего героя, заставив публику сожалеть о его участи
Сегодня в Доме кино состоится московская премьера фильма Александра Сокурова «Телец». В прокат он выйдет 22 апреля в кинотеатре «Ролан», где на днях прошел закрытый показ для избранного числа гостей. Показ устраивал Сергей Шолохов для съемок своей программы «Тихий дом». >>
  • //  16.03.2001
В Англии обнаружено неизвестное сочинение великого композитора
О знаменательной находке сообщили в четверг все английские газеты. Собственно, это не оригинальное произведение Моцарта - композитор сделал обработку генделевской оратории «Иуда Маккавей», добавив в партитуру по моде времени дополнительные партии духовых инструментов. >>
  • //  16.03.2001
Наследие концептуальной группы «Коммунизм» стало доступно на компакт-дисках
Вот она, «Благодать»! Появление антологии «Коммунизма» на компактах само по себе кажется самостоятельным концептуальным актом. И дело не столько в потенциальном расширении аудитории - те, кто во времена оны не могли слушать «Непобедимого» или «Историю одного захоронения» на малодоступных магнитопленках, вряд ли станут делать это и сегодня. >>
  • //  16.03.2001
Записи классической музыки на компакт-дисках. В сегодняшнем обзоре: лирическая сказка «Соловей» Игоря Стравинского, кантаты Баха, Крейцерова соната. >>
  • //  16.03.2001
«Вторая жизнь» французского режиссера Патрика Брауде (он же сыграл в картине главную роль) - характерный образец так называемой комедии «с фантастическим допущением». Главное правило жанра: в начале с героем приключается что-нибудь невероятное (над головой появляется нимб, он начинает слышать чужие мысли, ни с того ни с сего переносится в будущее или в прошлое...), а потом на протяжении всего фильма ему приходится с этим самым допущением мучительно разбираться. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама