|
|
N°46, 16 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слушая классику
Игорь Стравинский. Лирическая сказка «Соловей». Натали Дессей (сопрано), Мария Маклохлин (сопрано), Виолета Урмана (меццо-сопрано), Всеволод Гривнов (тенор), Альберт Шагидуллин (баритон) и др. Хор и оркестр Парижской национальной оперы. Дирижер -- Джеймс Конлон. EMI Classics
«Соловей» -- одно из самых интересных сочинений Стравинского «русского периода». На премьере в Москве в 1914 году лирическая сказка торжественно провалилась -- ни публика, ни критика не оценили иронии и гротеска Стравинского. Лишь Равель, позже услышавший «Соловья» в Париже, с восторгом писал о смелости гармонического языка, самобытности тем этого произведения. Во второй половине двадцатого века «Соловей» стал любимым произведением для знаменитых колоратурных сопрано: в партии Соловья, услаждающего слух китайского императора, примадонны могут блеснуть своей блестящей пассажной техникой и ослепительными верхними нотами. Новая запись «Соловья», сделанная под руководством одного из самых многообещающих оперных дирижеров молодого поколения Джеймса Конлона, -- триумф француженки Натали Дессей, выдающей совершенно неправдоподобные соловьиные трели с легкостью волшебницы. Российский слушатель наверняка оценит и хороший русский язык Дессей. В целом это одна из самых удачных записей русской классики за последние годы -- наконец-то на Западе появился человек, способный составить конкуренцию Валерию Гергиеву по части русской оперы.
И.-С. Бах. Кантаты №№55, 82, арии из кантат. Йен Бостридж (тенор), камерный оркестр Europa Galante. Дирижер Фабио Бьонди. Virgin Veritas
Когда мы говорим об исполнении кантат Баха, мы имеем в виду прежде всего немецкое исполнение -- такое, какое нам демонстрировали Хельмут Риллинг или Петер Шрайер на прошлогоднем баховском фестивале. Поклонники строгого и размеренного немецкого Баха могут пройти мимо этой записи без малейших угрызений совести. Йен Бостридж, молодой английский тенор, своей трактовкой никак не удовлетворяет требованиям консерваторов -- он ни с того ни с сего срывается на невротичные оперные интонации, обнаруживая полнейшее презрение к традиционной барочной фразировке, чеканит каждый слог так, как это могут делать только иностранцы. В общем, делает все поперек правил. Не отстает от него и Europa Galante, славящийся на всю Европу своей «вкусовщиной», -- такой Бах, наделенный букетом сочных тембровых красок, может звучать в какой-нибудь венецианской церкви, разукрашенной цветами, с невероятно пышным убранством. И все же это очень красиво -- в холодном полумраке баховской музыки есть какой-то неизъяснимый «аромат», который нынешние исполнители прочувствовали безошибочно.
Людвиг ван Бетховен. Девятая соната («Крейцерова») для скрипки и фортепиано. Сезар Франк Соната для скрипки и фортепиано. Ицхак Перльман (скрипка), Марта Аргерих (фортепиано)
Это уникальный диск -- уникален он прежде всего для музыкантов, его записавших. Дело в том, что Аргерих и Перльман очень больные люди, с каждым годом выступающие на публике все реже и реже. Их поклонники обладают ангельским терпением -- покупая билет на концерт своих любимцев, они знают, что скорее всего концерта не будет и билет придется сдать. Возможно, кому-то, кто купит этот диск, захочется потом вернуть его в магазин -- это не образцовое исполнение классических камерных опусов Бетховена и Франка. Все огрехи, случающиеся в трансляционной записи (а эта трансляция из Performing Arts Center в Саратоге, США), тут как тут -- в исполнении периодически проскальзывают не те ноты, оба музыканта гонят что есть силы к заветному финалу и сквозь бурные кульминации «Крейцеровой» сонаты слышно их тяжелое дыхание. Для Перльмана, играющего эти сочинения по тысячному разу, все удовольствие от музыки уже потеряно -- он медленно, но верно идет к концу своей карьеры и не стесняется своего «пережатого» звука, грубых окончаний фраз. Иное дело -- Аргерих, поражающая роскошью звуковой палитры, масштабом страстей и бурным, оставшимся еще с конкурсных лет, темпераментом. Но несмотря на все мои придирки, поклонники двух легендарных артистов все равно будут рады этому диску. Тем, кто себя таковыми не считает, могу посоветовать более ранние записи бетховенских скрипичных сонат: Аргерих с Гидоном Кремером (Deutsche Grammophon) и Перльман с Даниэлем Баренбоймом (EMI Classics).
Эти диски можно приобрести в магазинах «Пурпурный легион» (Новокузнецкая ул., 1), «Союз» (ЦУМ, 6-й этаж), «Мелодия» (Новый Арбат, 21).
Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ