N°45 15 марта 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Бал взбесившихся слонов Современный танец в «Москве»
Название этого балета переводят по-разному. The Rogue Tool -- это и «отмычка», и «проказник» и даже «бешеный слон». На иврит в известной израильской Batsheva Dance Company, где нидерландский танцовщик и хореограф Пол Селвин Нортон впервые поставил спектакль, название перевели как «Демонический ключик». В театре «Русский камерный балет «Москва», где Нортон сделал The Rogue Tool всего за месяц, предпочли другое название -- «Взлом». Учитывая, очевидно, обстоятельства, при которых постановка вообще стала возможной. Год назад, после «Золотой маски», в рамках которой Пол Селвин Нортон давал мастер-классы по конструированию движения, танцовщики балета «Москва» буквально за руку привели голландца к своему директору и объявили, что хотят иметь в репертуаре что-нибудь действительно современное и радикальное. То есть Нортона.
Медик по образованию, Нортон пришел в танец только в 24 года. Его манера двигаться абсолютно индивидуальна, хотя и напоминает многим о стиле знаменитого конструктивиста Уильяма Форсайта, в труппе которого Нортон действительно работал, но не как исполнитель, а как участник импровизационного проекта, в котором каждый мог создавать собственную хореографию. Визуально танец Нортона выглядит как смесь брейка, классики и контактной импровизации, но о влияниях с ним говорить опасно. Телесная автономия для Нортона понятие священное. Как, впрочем, и для всех представителей новой генерации танцовщиков contemporary dance, по большей части самородков и индивидуалистов. Не задержавшийся ни в одной крупной компании, свободолюбивый Нортон живет от проекта к проекту, для каждого из которых сам находит и артистов-единомышленников, и композиторов, и спонсоров. Его философия движения проста в декларациях, но в практическом использовании невероятно сложна. Как и искусство японской бумажной техники оригами, принципами которой Нортон руководствовался в создании балета The Rogue Tool. В этом спектакле об аутсайдерах и манипуляторах, навеянном детскими воспоминаниями о фотосафари в Африке, где Нортон родился, у каждого из одиннадцати танцовщиков есть шанс «свернуть тело» в уникальную форму. «Как взбесившийся слон изгоняется из своего стада из-за непредсказуемого и опасного поведения, так каждый исполнитель в балете изгоняется массой из общего движения и вынуждается к танцу в радикально иной пластике», -- поясняет Нортон. Почти пустое пространство сцены представляет собой некий условный сад, в котором вместо деревьев «растут» металлические спицы да «гуляют» дымчатые, сделанные из бумаги слоны-оригами. Этот сюрреалистический пейзаж кажется безжизненным и плоским только поначалу. Постепенно он насыщается живой энергией сменяющих друг друга танцовщиков -- их тела закручиваются в синхронные спирали, взаимодействуют в сложнейших сплетениях, солируют, как клетки под микроскопом. Периодически, как в детской игре «море волнуется -- раз», артисты замирают, раскладывая тела на спицах-подставках. Приблизительно так, как размещают скелеты вымерших животных в музейных экспозициях. Кульминация этого сумасшедшего дансинга -- почти десятиминутное соло человека-хамелеона, в руках которого то ли милицейский жезл, то ли волшебная палочка, то ли чаплинская трость. Он сам себе раб и хозяин, творец и исполнитель. Сам себя строит и сам себя разрушает, на немыслимой скорости примеряя мимику, повадки, пластику самых разных культурных героев -- от площадного шпагоглотателя до киношного Чарли Чаплина. «Я взял эту идею из психоаналитики, -- поясняет Нортон. -- Есть такая болезнь, когда человек имитирует все, что видит. Есть история о женщине-бомже, которая впитывала до 50--60 образов. Чтобы избавиться от них, она принимала самые разные обличья. Эта женщина стала своеобразным «бешеным слоном» в Нью-Йорке. Я решил экстраполировать эту идею в соло. Это быстрый, комичный, но в то же время жестокий и трагичный танец». Это соло Нортон, как правило, исполняет сам. Удивительно, что в Москве он нашел артиста, способного принимать самые разные телесные обличья с не меньшей виртуозностью. Ошеломил, впрочем, не только Роман Андрейкин, исполнитель соло человека-хамелеона, но и вся труппа, как по мановению волшебной палочки преобразившаяся из сборища бывших гимнастов, циркачей и балетных пенсионеров (таков уж имидж балета «Москва») в крепкую команду высококлассных профессионалов. Проблема теперь в том, как «содержать» в репертуаре этот совершенно маргинальный спектакль. В пару часовому балету Нортона пока нечего поставить. После дивертисмента из нафталинных миниатюр, идущих в первом отделении, часть публики благополучно испаряется. Не подозревая, что после антракта их и ждет тот самый интеллектуальный и одновременно зрелищный современный танец, о котором много говорят, но который мало кто видел -- живьем и на родине.
Открылась ярмарка «Книги России» Национальная ярмарка «Книги России» проходит в четвертый раз. У весеннего слета книгоиздателей и книгопродавцев нет «вселенских» (год от года все более комичных) амбиций осенней Московской международной книжной ярмарки и интеллектуальных претензий зимней Non fiction, хотя состав основных фигурантов на этих форумах примерно один и тот же. >>
Спектакль бывших студентов Марка Захарова вышел на профессиональную сцену В ежедневной прессе не писали про спектакль «Мастер и Маргарита» в постановке Сергея Алдонина. Скорее всего потому, что его появление на сцене Театра имени Станиславского не было воспринято как премьера (студенческий спектакль примерно с теми же участниками существовал уже несколько лет). Тем не менее спектакль, за два месяца прошедший всего раза три, не просто пользуется вниманием публики, но и стал предметом обсуждения в среде театральной молодежи. >>
15 июня в Монреале начнется мировое турне британской поп-группы Depeche Mode. Об этом участники знаменитого трио сообщили во вторник на пресс-конференции в Гамбурге. Exciter Tour - под таким названием пройдут концерты в 25 странах мира, первое длительное турне группы за последние три года. >>
Современный танец в «Москве» Название этого балета переводят по-разному. The Rogue Tool - это и «отмычка», и «проказник» и даже «бешеный слон». На иврит в известной израильской Batsheva Dance Company, где нидерландский танцовщик и хореограф Пол Селвин Нортон впервые поставил спектакль, название перевели как «Демонический ключик». В театре «Русский камерный балет «Москва», где Нортон сделал The Rogue Tool всего за месяц, предпочли другое название - «Взлом». >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|