N°45
15 марта 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  15.03.2001
Торгуй, пока торгуется
Открылась ярмарка «Книги России»

версия для печати
Национальная ярмарка «Книги России» проходит в четвертый раз. У весеннего слета книгоиздателей и книгопродавцев нет «вселенских» (год от года все более комичных) амбиций осенней Московской международной книжной ярмарки и интеллектуальных претензий зимней Non fiction, хотя состав основных фигурантов на этих форумах примерно один и тот же. Организаторы, разумеется, стремятся придать ярмарке масштаб государственного дела: на открытии прозвучало вполне протокольное приветствие премьера Михаила Касьянова (и странно было бы, случись иначе). Журналисты, специализирующиеся на делах книжных, разумеется, стремятся «накачать» мероприятие судьбоносными смыслами. (Здесь пальма первенства принадлежит «Книжному обозрению».) Сейчас, к примеру, активно муссируется сюжет «Франкфурт-2003» -- через два года Россия станет главным героем одного из самых престижных книжных смотров. Руководствуясь правилом «готовь сани летом», можно назначить нынешние «Книги России» важнейшим подготовительным этапом перед броском на мировую арену. Впрочем, про подготовку к Франкфурту будут гудеть и на двух грядущих ММКЯ, и на «Книгах России» 2002 года. Решат же, кто достоин представлять в далекой неметчине нашу книжную державу, как водится, в последний момент. Руководствуясь его, пока весьма гадательным, своеобразием.

До Франкфурта и 2003 года далеко, а жить надо, как известно, здесь и сейчас. То, что в России выходит немало хороших книг, давно стало бесспорным фактом. Но издать -- это полдела. А возможно, даже и треть, четверть, осьмушка. Куда труднее эти самые хорошие книги продать с выгодой для себя. Проблема распространения по-прежнему остается крайне болезненной. В Москве продается все, в Питере -- почти все, уже в губернских городах ситуация куда сумрачнее, а о глубине России и подумать страшно. При этом книги, выпущенные, скажем, в Екатеринбурге, Томске или Смоленске, добираются до столиц (вроде бы закормленных своими издателями!) легче, чем московские и питерские до провинции. Очень мило, что на «Книги России» прибыли более 800 участников из 85 отечественных регионов, а также из Белоруссии (их даже можно заметить), Украины, Молдавии и Словакии. Вопрос в том, сколько прибыло потенциальных оптовых покупателей. Именно ради встречи с оптовиками, что не имеют возможности постоянно гужеваться в Москве, и стоит проводить ярмарки. И ясно, что одной осенней ММКЯ для этого мало.

Вопрос о распространении -- это вопрос о сохранении российской читательской культуры. Или, если угодно, о поддержании рынка. Если изрядная часть населения годами отлучается от серьезных книг, то рано или поздно она начнет отказываться от них добровольно. Привычные соображения о том, что сейчас у провинциального читателя все равно нет денег, вызывают два возражения. Во-первых, считать чужие деньги -- занятие рискованное. Можно и просчитаться. Не всякого читателя удается приохотить исключительно к дешевому лоточному чтиву, каковое доставляется ныне и в самые что ни на есть «медвежьи углы». Тот, кто мог бы потратить свои деньги (пусть редко, после многомесячной экономии) на некую действительно нужную ему книгу, вовсе не обязательно выложит их за детектив, дамский роман или сборник кулинарных рецептов. Во-вторых, даже самым коммерчески ориентированным фирмам, победительным монстрам книжного рынка, надоедает гнать одно и то же. В конечном счете интересы издателей и читателей совпадают -- те и другие хотят разнообразия. Может быть, просто потому, что человеческой натуре претит монотония. Любая -- барабанно-идеологическая, попсовая, умиленно-духовная, утилитарная.

Показательно, что «великие и ужасные» производители бульварного чтива, вроде «ОЛМЫ», «АСТ» или «ЭКСМО», все настойчивее заявляют о своих интересах к классике, книгам по истории, современной словесности, поэзии всех времен и народов. Другое дело, что привычка к попсе (ярко, броско и с минимальными затратами) не лучшим образом сказывается на их продукции (это касается и сопроводительного аппарата, и корректуры, и оформления, и принципов отбора «престижных изданий»). При этом экспансия «монстров» в «культурные сферы» существенно колеблет позиции «средних» и «малых» издательств, до сих пор более или менее уютно располагающихся в этой нише и стремящихся (впрочем, не всегда успешно) держать качественный эдиционный уровень. Совсем не случайно известие о формировании Книжного союза (по сути, союза «книжных олигархов» -- «АСТ-Пресс», «РОСМЭН», «ЭКСМО», «ОЛМА», крупнейшие московские книжные магазины) вызвало, мягко говоря, противоречивую реакцию обычных издателей. Несмотря на заявления «олигархов» о том, что они-то как раз радеют об общей пользе.

Поживем -- увидим. Пока контуры Книжного союза не менее гадательны, чем облик «книжной России» во Франкфурте. Пока издатели зазывают оптовиков, а обычные посетители ярмарки с удовольствием покупают книги. Новые и не очень. От «Вагриуса» и от «АСТ», от «Слова» и от «Нового литературного обозрения», от «Русской книги» и «Детской литературы», от «Аграфа» и от «Изографа». И, конечно, от «Времени». Цены, как водится, ниже магазинных.

Ярмарка «Книги России» работает в павильоне №20 Всероссийского выставочного центра до 18 марта
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  15.03.2001
Открылась ярмарка «Книги России»
Национальная ярмарка «Книги России» проходит в четвертый раз. У весеннего слета книгоиздателей и книгопродавцев нет «вселенских» (год от года все более комичных) амбиций осенней Московской международной книжной ярмарки и интеллектуальных претензий зимней Non fiction, хотя состав основных фигурантов на этих форумах примерно один и тот же. >>
  • //  15.03.2001
Спектакль бывших студентов Марка Захарова вышел на профессиональную сцену
В ежедневной прессе не писали про спектакль «Мастер и Маргарита» в постановке Сергея Алдонина. Скорее всего потому, что его появление на сцене Театра имени Станиславского не было воспринято как премьера (студенческий спектакль примерно с теми же участниками существовал уже несколько лет). Тем не менее спектакль, за два месяца прошедший всего раза три, не просто пользуется вниманием публики, но и стал предметом обсуждения в среде театральной молодежи. >>
  • //  15.03.2001
15 июня в Монреале начнется мировое турне британской поп-группы Depeche Mode. Об этом участники знаменитого трио сообщили во вторник на пресс-конференции в Гамбурге. Exciter Tour - под таким названием пройдут концерты в 25 странах мира, первое длительное турне группы за последние три года. >>
  • //  15.03.2001
Современный танец в «Москве»
Название этого балета переводят по-разному. The Rogue Tool - это и «отмычка», и «проказник» и даже «бешеный слон». На иврит в известной израильской Batsheva Dance Company, где нидерландский танцовщик и хореограф Пол Селвин Нортон впервые поставил спектакль, название перевели как «Демонический ключик». В театре «Русский камерный балет «Москва», где Нортон сделал The Rogue Tool всего за месяц, предпочли другое название - «Взлом». >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика