N°44 14 марта 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Время оценивать камни Балетом «Драгоценности» на сцене Большого театра открылся фестиваль «Золотая маска»
Открытие оказалось сильно удаленным от основного фестивального марафона, который начнется только 23 марта и продлится до 8 апреля. Но дело, собственно, не в открытии, а в представившейся возможности показать на фестивале Мариинский балет. Сложные отношения между Большим театром и Мариинкой до сих пор не позволяли вывозить на «Маску» некоторые питерские спектакли -- вроде ранее номинировавшихся «Симфонии до-мажор» или прошлогодней «Спящей красавицы». Масштабные и многофигурные, они требовали особых сценических условий и особой рамы, имеющейся только в императорских театрах. Поэтому в программе они присутствовали, но смотрели их лишь члены жюри, специально командированные «Маской» в Питер.
В этом году компромисс вроде бы найден, но проблем и «дыр» в балетной программе не стало меньше. По непонятным причинам из афиши исчезли два номинированных спектакля: «Манон» той же Мариинки и многострадальная «падчерица» нового худрука Большого Геннадия Рождественского «Дочь фараона». По поводу «Манон» внятных объяснений не прозвучало. То ли этот спектакль -- по оценке критики, добропорядочный и скучный -- представлял ценность только как рама для Дианы Вишневой, лучшей, по общему мнению, исполнительницы главной партии, а потому в Мариинке решили не искушать жюри выбором между Вишневой-Манон и Вишневой в «Драгоценностях» (обе партии номинированы за лучшую женскую роль). То ли и впрямь «Манон» не может быть сыграна в Театре оперетты по техническим условиям (такова официальная версия). Правда, уверяют старожилы, с этими условиями прекрасно справился в свое время английский Королевский балет, показавший там ту же «Манон». История с «Дочерью фараона» и вовсе покрыта мраком. И сцена есть, и условия позволяют, но помешала ... погода в Египте, из-за которой театр не поехал на запланированные в марте гастроли, однако декорации-то начали упаковывать... В итоге в Египет не попали, но и распаковаться к фестивалю не успели. По крайней мере, именно так объяснили ситуацию в театре. Директор фестиваля «Золотая маска» комментировать эту аргументацию отказался. Другими словами: оба наших великих театра по-прежнему играют в свою, только им понятную игру. Ради чего они ее ведут -- жизнь покажет. Наверное, ради чего-то более престижного, чем национальная театральная премия. В результате «Драгоценности» оказались без конкурентов («Послеполуденный отдых фавна» и «Фауст» -- произведения совсем другого формата). Эксперты, сталкивая в одной программе два одноформатных спектакля, «Дочь фараона» и «Драгоценности», знали, что делали. В «Драгоценностях» поздняя, осовремененная Баланчиным классика осваивается в традициях Мариинки. «Дочь фараона» примеряет современные, постбаланчинские понятия ритма, тела и пространства к периоду Петипа. Но и в обоих случаях речь могла идти о современных методах реставрации с учетом выучки и психофизики российских артистов балета. К сожалению, драматургия получилась другая: «Драгоценности» поставлены в особые условия, вынесены из фестивального и российского контекста, а следовательно, куда более жесткие требования будут предъявлены к стилю «чистого» Баланчина. Насколько спектакль ему соответствует -- решит жюри. Пока оно не высказалось, от замечаний воздержимся. Тем более что Москва уже видела спектакль в прошлом году, а критики подробно его отрецензировали. Скажу только, что, вопреки ожиданиям, последняя часть спектакля, «Бриллианты», в которой Светлана Захарова заменила Ульяну Лопаткину в дуэте с Игорем Зеленским, заставила сожалеть о выборе номинантов на лучшую мужскую и женскую роль. Мягкий и элегантный Зеленский, равно как и безупречно станцевавшая свою партию Захарова, представили именно тот вариант «русского» Баланчина, в котором сентиментальность и механистичность ведут свой нескончаемый спор -- выживет классика благодаря пресловутой русской «душевности» или спасется не менее культовыми западными технологиями.
Балетом «Драгоценности» на сцене Большого театра открылся фестиваль «Золотая маска» Открытие «Золотой маски» оказалось сильно удаленным от основного фестивального марафона, который начнется только 23 марта и продлится до 8 апреля. Но дело, собственно, не в открытии, а в представившейся возможности показать на фестивале Мариинский балет. >>
Кремер и «Кремерата» выступили в Большом зале Консерватории Музыка, представленная в новой программе Гидона Кремера, была не совсем стара - хотя в нее затесались имена Шуберта и Листа. Но и не совсем нова - хотя там значились московские премьеры Канчели, Пярта и Десятникова. Делать из классиков современников, а из современников - классиков Кремер умеет как никто. >>
На «Улице ОГИ» открылась выставка Олега Кудряшова Решив открыть VIP-филиал клуба ОГИ, его хозяева, видимо, не просчитались: система интеллектуальных макдоналдсов, кажется, оправдала себя. «Улица ОГИ» - заведение для респектабельной публики; в основном это те новые богатые, которые, изменив жизнь, с удовольствием готовы иногда поностальгировать. И заплатить за эти воспоминания любые деньги. Получилась целая эстетика - бедно, но дорого. >>
Чехов в постановке Валерия Фокина на гастролях в Москве В Москву пожаловала чеховская "Свадьба", поставленная Валерием Фокиным в Театре им. Стефана Ярачи из города Лодзь. Все фирменные приемы Фокина последних лет - полуинфернальная атмосфера, выдержанная в мрачно-серых тонах сценография, неторопливый темп, гротескная массовка - представлены здесь в полном комплекте. >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|