N°38
02 марта 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  02.03.2001
Противогазы поцелуям не помеха
Фильм «Друзья Яны» на московских экранах

версия для печати
Сняв в России несколько документальных и телевизионных короткометражек («Иммигранты», «Одно безнаказанное преступление»), московский режиссер Арик Каплун вновь вернулся в Израиль, где он когда-то закончил режиссерский факультет, и дебютировал с фильмом «Соло для тубы». Первая полнометражная игровая картина Каплуна «Друзья Яны», снятая в Израиле в 1999 году, сразу же перевела его из разряда «подающих надежды молодых режиссеров» в разряд признанных мастеров. Фильм получил главный приз на международном кинофестивале в Карловых Варах, призы израильской Киноакадемии по 10 номинациям, золотую медаль Международного кинофестиваля в Хьюстоне.

Действие этой комедийной мелодрамы разворачивается в среде российских иммигрантов, оказавшихся в Земле Обетованной как раз во время войны в Персидском заливе. Брошенная так и не освоившимся в новых реалиях мужем, беременная Яна (Эвелин Каплун -- жена режиссера) избавляется от нежеланного теперь ребенка и под сирены воздушной тревоги ищет утешения в объятиях соседа по квартире Эли (Нир Леви) -- местного героя-любовника, ни на минуту не расстающегося с видеокамерой. В это время в соседней квартире другое семейство ведет бесконечные истерические споры относительно того, насколько этично выставлять старого деда-паралитика, ветерана второй мировой войны, в инвалидном кресле на улицу для сбора подаяния. Пока не выясняется, что зловредная и нетерпимая к иммигрантам хозяйка Роза, сдающая Яне квартиру, когда-то была любовницей старичка и до сих пор самоотверженно его любит. Именно эта «любовная» линия в основном отвечает ожиданиям тех зрителей, которые рассчитывали встретить в картине «добрый еврейский юмор». Так, выслушивая радостное кудахтанье Розы: «Я никогда, никогда тебя не забывала», паралитик вдруг открывает рот и впервые за много лет произносит членораздельную фразу: «Не забывала, не забывала, а глазки всем строила!».

Выдержанный в духе рязановского кино 80-х, стиль картины не кажется пресным или архаичным -- в канву сюжета весьма органично включены некоторые эстетские вкрапления. Так, еврейский юноша Эли своей потребностью абсолютно все снимать на камеру напоминает героев Вендерса. А любовные ласки в противогазах во время бомбежки и навязчивый образ инвалидной коляски, выкатывающейся на проезжую часть или под обрыв, настраивает на тревожный лад. В итоге коляска падает-таки на землю, однако вместо того, чтобы разбиться, паралитик встает и делает несколько неуверенных шагов. Это финал, но он вовсе не вызывает ощущения приторности: и улыбается старичок как-то уж слишком счастливо, и идет почему-то не к ожидающим его изумленным родственникам, а в противоположную сторону.

Успех этой мелодрамы, аккуратно обходящей острые националистические и политические углы, вполне объясним. Расчет режиссера и сценариста безупречен: фильм способен вызвать любую положительную реакцию, от сентиментального восторга до легкого умиления, а может не вызвать никакой, однако в силу своей обезоруживающей беззлобности он застрахован от критики или раздражения. Именно этот фильм в своем интервью газете «Время новостей» привел в пример Отар Иоселиани, говоря, что те немногие «не хулиганские» картины, которые делают сейчас российские режиссеры, появляются, к сожалению, только за границей.
Анна СТАРОБИНЕЦ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  02.03.2001
В Большом зале Консерватории прошел авторский вечер Тихона Хренникова
Бессменный и всесильный руководитель Союза композиторов СССР, любимый консерваторский педагог и заботливый советский депутат, в свои восемьдесят семь Тихон Хренников не теряет связи с жизнью, пишет мюзиклы и балеты, патронирует конкурс Чайковского и поддерживает новые таланты. Концерт его музыки в Большом зале Консерватории задумывался как сиквел легендарного вечера в Колонном зале, прошедшего в 1986 году с участием юных Жени Кисина, Вадима Репина и Максима Венгерова. >>
  • //  02.03.2001
Пьесу Ростана в Театре им. Вахтангова поставил один из самых модных режиссеров Москвы Владимир Мирзоев. Это не первая его постановка в академических стенах Вахтанговского театра - предыдущий спектакль «Амфитрион» с тем же Максимом Сухановым в главной роли, Владимиром Симоновым и Юлией Рутберг до сих пор пользуется большим успехом. >>
  • //  02.03.2001
Фильм «Друзья Яны» на московских экранах
Сняв в России несколько короткометражек, московский режиссер Арик Каплун вновь вернулся в Израиль, где он когда-то закончил режиссерский факультет, и дебютировал с фильмом «Соло для тубы». Первая полнометражная игровая картина Каплуна «Друзья Яны», снятая в Израиле в 1999 году, сразу же перевела его из разряда «подающих надежды молодых режиссеров» в разряд признанных мастеров. >>
  • //  02.03.2001
Потерпел фиаско очередной проект "детектива для умных"
Законы жанра газетной рецензии на книгу требуют пересказа ее сюжета. Правила хорошего тона, напротив, не рекомендуют пишущему о детективном романе подробно касаться сюжета. Поэтому буду совсем краток: в городе на Неве произошла кража, похищена имеющая коммерческую ценность православная святыня, расследование поручено двум сыщикам - Багатуру Лобо и Богдану Оуянцеву-Сю, в финале злоумышленники найдены и частично наказаны... Все, приличия соблюдены, тема обозначена, перейдем к сути дела. >>
  • //  02.03.2001
«Первый российский мюзикл» -- такое смелое определение было дано мюзиклу «Норд-Ост», премьера которого состоится осенью этого года в Москве. Российский - потому что за основу спектакля взят роман Каверина «Два капитана». Мюзикл - потому что работа проходит под тщательным присмотром британской фирмы Cameron Mackintosh, которой принадлежит честь создания таких суперпопулярных в мире мюзиклов, как «Призрак оперы», «Кошки», «Оливер!» и др. >>
  • //  02.03.2001
С 10 по 17 марта в Москве пройдет конкурс молодых кинематографистов «Святая Анна»
Новый председатель экспертного жюри конкурса молодых кинематографистов «Святая Анна» Владимир Хотиненко заявил на пресс-конференции, что постарается посмотреть абсолютно все работы - в противном случае не сможет спокойно спать. Чтобы застраховать себя от бессонницы, режиссеру придется увидеть 199 фильмов из России, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана и Украины. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика