N°38
02 марта 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  02.03.2001
Музыка для детей и юношества
В Большом зале Консерватории прошел авторский вечер Тихона Хренникова

версия для печати
Бессменный и всесильный руководитель Союза композиторов СССР, образцово-показательный автор огромного количества музыкальных произведений во всех дозволенных властью жанрах, искренний гонитель советского авангарда и не менее искренний друг престарелого Игоря Стравинского, любимый консерваторский педагог и заботливый советский депутат, в свои восемьдесят семь Тихон Хренников не теряет связи с жизнью, пишет мюзиклы и балеты, патронирует конкурс Чайковского и поддерживает новые таланты.

Концерт его музыки в Большом зале Консерватории задумывался как сиквел легендарного вечера в Колонном зале, прошедшего в 1986 году с участием юных Жени Кисина, Вадима Репина и Максима Венгерова. Их программу -- оба скрипичных концерта и Второй фортепианный -- и повторили под аккомпанемент Президентского оркестра учащиеся Центральной музыкальной школы -- пианист Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева и Хюк Чжу Квун, приехавший учиться в Москву из Южной Кореи. Возрастной рекорд был побит -- маленькому Никите оказалось еще меньше лет, чем в свое время Кисину. Но качества исполняемой музыке это не прибавило.

Музыка Хренникова -- это не советский китч, но и не бесспорная гениальность. В своем творчестве композитор счастливо проплыл мимо всех острых углов и неизбежных, казалось бы, влияний. Обогнул опасный трагизм Шостаковича, обошелся без американистых блюзов Дунаевского, не опустился до поощряемой безграмотной халтуры и избавил от всякого налета модерновости стиль своего высокомерного кумира Прокофьева. В результате получилась бодрая, ритмично-жанровая (то вальсок, то полька, а то вдруг и болеро проскочит) и, в общем, очень неплохая музыка, призванная демонстрировать советский оптимизм, советское композиторское качество и безграничные возможности советских исполнителей. Эта музыка -- благодатный материал для умного, вдумчивого специалиста, каким, к примеру, является знаток советских композиторских душ Владимир Федосеев (он-то и дирижировал на памятном вечере в Колонном зале). Но играть ее с детской простотой, на голубом глазу, как это произошло теперь, -- сущая бессмыслица.

Три вундеркинда с военной выправкой честно отщелкали каждый по концерту. Все нотки у них получились ровные, точные, одинаковые, как кондиционные мандарины. Военные -- те же дети -- тоже нигде не промазали, нигде не задумались. Оркестр, которому помимо концертов доверили еще три симфонических фрагмента из музыкально-театральных опусов Хренникова, будто демонстрировал звук в обратной перспективе: близких скрипок не слышно вовсе, зато находящаяся в арьергарде медь шпарит, как на плацу. Оглушительная барабанная дробь нагоняет страху, который вряд ли имелся автором в виду. Сомнительно также, чтобы Тихон Николаевич представлял свою музыку в виде ученического или военного рапорта. Открывать новые имена, конечно, приятное занятие. Но намного более лестно для композитора, если его творчество не попадет в унылую советскую рубрику «Музыка для детей и юношества».

Президентский оркестр -- наиболее приемлемое название для коллектива, базирующегося за кремлевскими стенами, обеспечивающего музыкальные нужды нашего президента и подчиняющегося ФСБ. Коллектив это давний (ему более шестидесяти лет) и серьезный -- под фраком его дирижера Павла Овсянникова скрываются полковничьи погоны. Костяк коллектива, его голубая косточка -- военный духовой оркестр. Лишь в последние годы он разросся до полного симфонического состава. В обязанности коллектива входит музыкальное оформление государственных встреч и приемов. Им записана официальная версия новейшего гимна, которая, по свидетельству Овсянникова, не имеет ничего общего с той электронной поделкой, что была пущена по телевидению на Новый год. У оркестра огромный и очень разноплановый репертуар. В свободное от президента время оркестр подыгрывает Кремлевскому балету (в афишах которого фигурирует балет Хренникова «Наполеон Бонапарт») и выступающим в Кремле поп- и рок-звездам. Президентский оркестр -- единственный оркестр, умеющий играть под фонограмму. Ведь качественную фонограмму сделать проще, чем качественное усиление, необходимое для эстрадных концертов. На сцене Большого зала Консерватории Президентский оркестр выступал впервые.
Екатерина БИРЮКОВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  02.03.2001
В Большом зале Консерватории прошел авторский вечер Тихона Хренникова
Бессменный и всесильный руководитель Союза композиторов СССР, любимый консерваторский педагог и заботливый советский депутат, в свои восемьдесят семь Тихон Хренников не теряет связи с жизнью, пишет мюзиклы и балеты, патронирует конкурс Чайковского и поддерживает новые таланты. Концерт его музыки в Большом зале Консерватории задумывался как сиквел легендарного вечера в Колонном зале, прошедшего в 1986 году с участием юных Жени Кисина, Вадима Репина и Максима Венгерова. >>
  • //  02.03.2001
Пьесу Ростана в Театре им. Вахтангова поставил один из самых модных режиссеров Москвы Владимир Мирзоев. Это не первая его постановка в академических стенах Вахтанговского театра - предыдущий спектакль «Амфитрион» с тем же Максимом Сухановым в главной роли, Владимиром Симоновым и Юлией Рутберг до сих пор пользуется большим успехом. >>
  • //  02.03.2001
Фильм «Друзья Яны» на московских экранах
Сняв в России несколько короткометражек, московский режиссер Арик Каплун вновь вернулся в Израиль, где он когда-то закончил режиссерский факультет, и дебютировал с фильмом «Соло для тубы». Первая полнометражная игровая картина Каплуна «Друзья Яны», снятая в Израиле в 1999 году, сразу же перевела его из разряда «подающих надежды молодых режиссеров» в разряд признанных мастеров. >>
  • //  02.03.2001
Потерпел фиаско очередной проект "детектива для умных"
Законы жанра газетной рецензии на книгу требуют пересказа ее сюжета. Правила хорошего тона, напротив, не рекомендуют пишущему о детективном романе подробно касаться сюжета. Поэтому буду совсем краток: в городе на Неве произошла кража, похищена имеющая коммерческую ценность православная святыня, расследование поручено двум сыщикам - Багатуру Лобо и Богдану Оуянцеву-Сю, в финале злоумышленники найдены и частично наказаны... Все, приличия соблюдены, тема обозначена, перейдем к сути дела. >>
  • //  02.03.2001
«Первый российский мюзикл» -- такое смелое определение было дано мюзиклу «Норд-Ост», премьера которого состоится осенью этого года в Москве. Российский - потому что за основу спектакля взят роман Каверина «Два капитана». Мюзикл - потому что работа проходит под тщательным присмотром британской фирмы Cameron Mackintosh, которой принадлежит честь создания таких суперпопулярных в мире мюзиклов, как «Призрак оперы», «Кошки», «Оливер!» и др. >>
  • //  02.03.2001
С 10 по 17 марта в Москве пройдет конкурс молодых кинематографистов «Святая Анна»
Новый председатель экспертного жюри конкурса молодых кинематографистов «Святая Анна» Владимир Хотиненко заявил на пресс-конференции, что постарается посмотреть абсолютно все работы - в противном случае не сможет спокойно спать. Чтобы застраховать себя от бессонницы, режиссеру придется увидеть 199 фильмов из России, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана и Украины. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика