N°33 23 февраля 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Ненужная нефть Поспешная разработка каспийских богатств не в интересах России и Казахстана
Сегодня прикаспийские государства уже подсчитывают будущие доходы от большой каспийской нефти, а между тем им стоило бы задуматься о том, какие последствия может иметь эта нефть как для мирового рынка, так и для каждой из этих стран. Если говорить о крупнейших региональных «игроках» -- России и Казахстане, -- то приходится признать: вопросов пока больше, чем ответов.
Понятно, что без окончательного решения вопроса о статусе Каспийского моря притока инвестиций в этот регион ожидать трудно. Условия же для такого решения, судя по ходу переговоров, еще не сложились. И дело не только в наличии или отсутствии доброй воли политических лидеров "каспийской пятерки". Проблема в том, что принципиальные интересы некоторых из этих государств в новой ситуации еще не в полной мере определились. В итоге можно подписать договор, а потом долго спорить о его толкованиях. Каждый будет понимать документ по-своему, и согласия не прибавится. Поэтому, как мне кажется, торопиться некуда, спорить и договариваться нужно столько, сколько потребуется. Мне могут возразить, что затягивание переговоров отодвинет полномасштабное освоение каспийского шельфа. Но есть ли стратегическая необходимость в полномасштабном вовлечении каспийских ресурсов в мировой энергетический рынок именно сейчас? С точки зрения интересов России и Казахстана это совершенно неочевидно. Топливно-энергетические комплексы этих государств сталкиваются с одними и теми же проблемами. В первую очередь, это нехватка инвестиций в уже разведанные месторождения материковой части. Чрезмерные ожидания на Каспии приведут к оттоку или к недостаточному притоку инвестиций в Западную Сибирь и в Западный Казахстан, где есть запасы, промышленная и социальная инфраструктура, национальные кадры. К тому же борьба за инвестиции, а потом и за рынки не может не привести к снижению цен на нефть. Общее происхождение, структурные связи, сама география российского и казахстанского ТЭК определяют необходимость их кооперации. Между тем сегодня в отношениях России и Казахстана присутствует латентная конкуренция, контрабанда нефти и нефтепродуктов, изнурительные политические споры вокруг квот и тому подобное. Без снятия этих проблем, без вступления обоих государств в ВТО и подписания ими Энергетической хартии Каспий будет оставаться камнем преткновения. Сейчас российская и казахстанская нефть мирно соседствуют только в трубе, на мировом же рынке они конкурируют, а по мере роста добычи на Каспии конкуренция будет все более жесткой. Выиграет от этого только западный потребитель. В то время как кооперация, общая политика позволили бы нефти наших стран как минимум надежно овладеть подобающей частью западноевропейского рынка. Не будучи членами ОПЕК, Россия и Казахстан могли сообща иметь гораздо большее влияние на мировую энергетическую политику. Вместо этих кардинальных вопросов профессиональное сообщество и политики усиленно обсуждают трассы нефтепроводов. Они представляются какими-то магическими осями, вокруг которых будет вертеться не только отрасль, но вся геополитика. Жизнь разочарует адептов этой теории. В современном мире давно уже нет таких осей. Даже в прошлом веке великие каналы -- Суэцкий и Панамский -- не обеспечили Египту и Панаме особого статуса. Тем более трудно ожидать этого сейчас. Судьба амбициозного проекта Баку--Джейхан, по-моему, уже предопределена. Он разрабатывался под политическим давлением и в расчете на 20 млн тонн нефти из Казахстана. Откуда они возьмутся при нынешнем уровне развития и как они попадут в Баку? Строить трубопровод по дну моря только ради этих проблематичных 20 млн тонн было бы верхом расточительства. Строительство трубопровода к Черному морю близко к завершению. Первая его очередь позволит перекачивать на север 28 млн тонн казахской нефти в год, вторая -- до 67 млн тонн. При этом даже в лучшие советские годы в Казахстане добывалось 32--35 млн тонн нефти. Статистике последних лет доверять трудно, поскольку она то завышается в политических целях, то занижается из-за невозврата денег за нефть в страну. К тому же в объемы нефти стали включать и газоконденсат. В любом случае Chevron в ближайший год обещает Каспийскому трубопроводному консорциуму не более 9 млн тонн нефти из Тенгиза, а ЛУКОЙЛ еще 1 млн. Как труба будет заполняться до проектной мощности -- непонятно. Зато понятно, что создастся ситуация, провоцирующая обе стороны к шантажу. Россия будет считать, что и дальше сможет воздействовать на Казахстан, регулируя его доступ внешним рынкам. Казахстан, предчувствуя это, уже ведет, судя по сообщениям прессы, переговоры с Ираном о "южном маршруте" для своей нефти. Играя на двух инструментах сразу, трудно не сфальшивить. Казахстан, так или иначе, вынужден будет определиться со своим стратегическим партнером, поскольку в бизнесе "многовекторность" еще вреднее, чем в политике. Кроме того, после снятия международных санкций против Ливии, которое может последовать довольно скоро, после разрешения иракского кризиса, а он тоже не может длиться вечно, после возвращения Ирана в качестве полноценного партнера на мировой рынок большая каспийская нефть может оказаться невостребованной. Если, конечно, кто-то не ставит задачу обвалить рынок и вернуть мизерные цены недавнего прошлого, когда минеральная вода стоила дороже нефти. Противостоять этим тенденциям Россия и Казахстан могут только в том случае, если их ТЭК выступят вместе. До тех пор с каспийской нефтью следует подождать.
Энергетический мост должен привести Россию в Европу Полвека назад понимание жизненной важности свободного доступа к природным энергоресурсам привело Францию и Германию - прежде непримиримых врагов - к решению объединить свои рынки угля. На исходе 2000 года главы государств ЕС заявили о намерении «раздвинуть» единую Европу до западных границ России, Белоруссии и Украины. Одним из обязательных условий существования "расширенной Европы" является стабильное обеспечение европейской экономики энергоресурсами. >>
Главная тема, без которой сегодня не обходятся ни одни переговоры между Россией и Европой, - это долги Москвы Парижскому клубу. После резкого «похолодания» в начале года, когда российское правительство заявило о проблемах с выплатами, а кредиторы ответили жесткими предупреждениями, сейчас в диалоге заметен прогресс. Об этом обозреватель газеты «Время новостей» Елена Загородняя беседовала с министром экономического развития и торговли Германом Грефом. >>
О перспективах сотрудничества между Россией и Евросоюзом корреспондент газеты «Время новостей» Екатерина Лабецкая спросила Ивана Иванова, заместителя министра иностранных дел России по экономике. >>
Из чего будет состоять энергетический коктейль будущего Международное энергетическое агентство (International Energy Agency, IEA) прогнозирует, что к 2020 году потребление энергии вырастет в мире приблизительно на 65%. При этом выбросы углекислого газа в атмосферу (главная причина «парникового эффекта») увеличатся на 70%. IEA ожидает, что дополнительная потребность на 95% будет покрываться за счет сгораемых энергоносителей - нефти, газа и угля. >>
Депутат Госдумы, экс-министр топлива и энергетики Сергей Генералов в интервью корреспонденту газеты «Время новостей» Николаю Горелову поделился своим видением ситуации с экспортом российских энергоносителей в Европу. >>
Поспешная разработка каспийских богатств не в интересах России и Казахстана Сегодня прикаспийские государства уже подсчитывают будущие доходы от большой каспийской нефти, а между тем им стоило бы задуматься о том, какие последствия может иметь эта нефть как для мирового рынка, так и для каждой из этих стран. Если говорить о крупнейших региональных «игроках» - России и Казахстане, - то приходится признать: вопросов пока больше, чем ответов. >>
Россия уже почти 30 лет является надежным партнером западноевропейской энергетики. Какова будет ее роль в ближайшие годы и десятилетия перед лицом меняющегося рынка энергии в странах ЕС? Об этом корреспондент газеты «Время новостей» Юрий Шпаков беседует с вице-председателем Европейской комиссии, комиссаром по вопросам энергии и транспорта Лойолой де Палацио. >>
К чему приведет принудительная либерализация газового рынка Хотя со времени принятия ЕС «газовой директивы», содержащей указания по либерализации этого рынка в западноевропейских странах, прошло почти два с половиной года, дискуссии вокруг нее не затихают. По замыслу авторов, брюссельская директива призвана защитить интересы потребителей газа: благодаря росту конкуренции они смогут выбирать из большего числа поставщиков, которые в борьбе за клиента будут вынуждены снижать цены. >>
О том, что стоит сейчас на повестке дня переговоров между Россией и ЕС, обозревателю газеты «Время новостей» Вере Кузнецовой рассказал вице-премьер правительства России Виктор Христенко. >>
Газета «Время новостей» обратилась к экспертам России (страны-должника) и Германии (главного кредитора) с просьбой высказаться об отношениях между Москвой и Парижским клубом. Заочный «круглый стол» подготовили Екатерина Лабецкая и Юрий Шпаков. >>
У Германии нет другого партнера, с которым она координировала бы свое внешнеэкономическое сотрудничество на столь высоком уровне, как с Россией. Рамочные условия для немецких инвестиций в России - центральная тема рабочей группы «Стратегия», созданной первыми лицами - федеральным канцлером Германии Шредером и президентом России Путиным. >>
На Каспии первична экономика, а не политика Энергоресурсы каспийского региона будут играть важную роль в планах энергетического сотрудничества России и Европы. Специально для газеты «Время новостей» об этом рассказывает заместитель министра иностранных дел, спецпредставитель президента России по Каспию Виктор Калюжный. >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|