N°24
12 февраля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
  ПОИСК  
  • //  12.02.2001
Зачем вы, девушки?
Завтра в Третьяковской галерее открывается выставка «Амазонки авангарда»

версия для печати
Выставка «Амазонки авангарда», организованная Музеем Соломона Гуггенхейма, -- та самая экспозиция, на открытии которой в Нью-Йорке побывал Владимир Путин. Президент выступил там с пламенной речью о достижениях русской культуры и таким образом, в изрядной степени, обеспечил прибытие выставки в Москву. Гарант как-никак. Впрочем, западные музеи даже таким гарантиям не поверили и свои работы не дали: вместо 89 картин (по каталогу) на выставке в Третьяковке представлено лишь около семидесяти. Работы (только живопись) шести художниц -- Александры Экстер, Натальи Гончаровой, Любови Поповой, Ольги Розановой, Варвары Степановой и Надежды Удальцовой.

Имена шести «амазонок» хорошо известны, большинство их работ -- тоже. Каждая из художниц за прошедшие с начала перестройки годы удостоилась персональной ретроспективной выставки в той же Третьяковке или в других музеях (не говоря уже о таких мегаэкспозициях, как объездившая полмира «Великая утопия»). Про каждую издана монография или альбом. Так что открытий на выставке нет. Впрочем, и задача была другая.

Классическая история искусства -- это история мужчин, которые пользовались женщинами как музами или моделями. В нее, конечно, попадали женщины-художницы, но в таких малых количествах (да и играли, мягко говоря, второстепенные роли), что лишь подтверждали правило. Другое дело -- XX век, который открыл путь в искусство национальным и сексуальным арт-меньшинствам -- евреям, неграм и женщинам. Женщин стало так много, что в принципе историю искусства прошлого столетия можно написать только на «женском материале». Выставка «Амазонок» -- очередная (а отнюдь не первая) попытка такого рода «истории искусства без мужчин».

Благо, в данном случае материал позволяет. В русском авангарде женщины действительно играли равную с мужчинами роль, а во многих случаях даже определяющую. Не то чтобы Михаил Ларионов творил под каблуком у своей супруги Натальи Гончаровой, но и не наоборот. Многие авангардные идеи и концепции рождались в головах именно женщин. Ими же и создавалась, например, прозодежда, одним из главных пропагандистов которой была Варвара Степанова. Так что в концепции выставки нет ни вульгаризации, ни натяжек, ни допущений: без мужчин, так без мужчин.

Если сама выставка посвящена сугубо искусствоведческим проблемам, то ее шикарный каталог, как и положено, раздвигает рамки до общекультурных. Здесь и про судьбу женщин в России, и про дамские слабости (оказывается, эти вроде бы суровые авангардные женщины в свободное от переустройства мира время делали проекты сумочек, платков и кошельков), и про сексуальную жизнь (про это, впрочем, чуть-чуть). Есть в каталоге и ожидаемые образцы собственно феминистского дискурса, например статья Ольги Матич «Гендерные проблемы в царстве амазонок».

Вопрос лишь в том, насколько весь этот авангардный гендер понравится отечественной публике. С точки зрения актуальности и успеха выставки ее тема кажется вполне рискованной. И авангард, и феминизм хотя когда-то и были рождены в России, но сейчас воспроизводятся с трудом. То ли потому, что и авангардный, и феминистский проекты у нас давно реализованы на практике и кажутся уже скучными. То ли просто потому, что ни авангардная живопись (как женская, так и мужская), ни феминистский дискурс русскому человеку не понятны и, соответственно, не нравятся. Другое дело на Западе, где все это исключительно актуально и неизменно пользуется спросом. Хотя и построенная на русском материале, выставка «Амазонок» -- это, конечно, западный продукт. До Москвы она была показана в пяти странах -- Германии, Англии, Италии, Испании и США -- и всюду с неизменным успехом. Что будет у нас, смогут ли «Амазонки» отвадить публику, скажем, от галереи Шилова -- неизвестно.
Николай МОЛОК

  КУЛЬТУРА  
  • //  12.02.2001
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко поставил оперетту Штрауса в авторской редакции
К культовой оперетте Штрауса-сына Музыкальный театр Станиславского обратился впервые и весьма серьезно. Ведь оперетта в оперном театре - редкий гость только у нас. В Европе она существует на равных правах с оперой, а таким шедевром, как «Летучая мышь», не гнушаются и великие музыканты. В театре на Большой Дмитровке, как видно, скрывались огромные возможности для подобной работы. >>
  • //  12.02.2001
Завершился XIX Международный кинофестиваль в Тегеране
У фестиваля иранского кино есть название - Fajr, рассвет. Название далеко не такое нейтральное, как кажется неосведомленным иностранным гостям. Fajr - праздник, продолжающийся с 1 по 9 февраля. Эти девять дней, начавшиеся с приезда Хомейни в Тегеран, двадцать два года назад привели к исламской революции. Fajr - это ожидание пришествия. Почти религиозный термин, означающий, что еще чуть-чуть - и все будет не так, как раньше. Одним из отдаленных следствий этого «иначе» стала мода на иранское кино. >>
  • //  12.02.2001
Завтра в Третьяковской галерее открывается выставка «Амазонки авангарда»
Выставка «Амазонки авангарда», организованная Музеем Соломона Гуггенхейма, - та самая экспозиция, на открытии которой в Нью-Йорке побывал Владимир Путин. Президент выступил там с пламенной речью о достижениях русской культуры и таким образом, в изрядной степени, обеспечил прибытие выставки в Москву. Гарант как-никак. >>
  • //  12.02.2001
Бабак ПАЙАМИ - представитель нового поколения иранских кинематографистов, которое опирается на авторитет классиков, но обладает достаточным честолюбием, чтобы выйти за рамки простой имитации «под Киаростами» или «под Махмалбафа». Его дебют «Еще один день» (1999) стал событием фестивалей в Берлине, Токио и Турине. В чем причина такого успеха? Об этом Бабак Пайами беседует с корреспондентом газеты "Время новостей" Алексеем МЕДВЕДЕВЫМ. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика