N°222
03 декабря 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  03.12.2001
Переимчивые дебютанты
Вечер одноактных балетов в Мариинском театре произвел тягостное впечатление

версия для печати
В субботу и воскресенье в афише Мариинского театра возникли нежданные премьерные спектакли. Осенью было объявлено, что нынешний сезон будет отмечен тремя новинками: баланчинским «Блудным сыном» (две недели назад сообщили о дате премьеры -- 14 декабря), «Золушкой» в постановке Алексея Ратманского (в феврале) и реконструкцией «Баядерки» (по типу уже реконструированной «Спящей красавицы» -- в конце мая). А тут вдруг новый пресс-релиз -- «Балеты современных хореографов». «Молодых хореографов», -- уточняла пресс-служба, заманивая на брега Невы редкостным словосочетанием. Известно ведь, что с сочинителями танцев сейчас не только в России, но и во всем мире проблема. Потому было любопытно.

Пять человек, сотворивших для Мариинки пять небольших одноактных балетов, вполне могут быть отнесены к несколько расплывчатой категории «молодежи» -- им от двадцати трех до тридцати. Владимир Ангелов после балетной школы в Софии закончил хореографический факультет в американском университете в Вашингтоне. Светлана Ануфриева -- питерскую Академию культуры, затем там же -- консерваторию. Индре Рейнхольде -- только Академию культуры. Кирилл Симонов учится на балетмейстерском отделении вагановского училища, а Джулиано Пепарини бумаги, удостоверяющей, что он хореограф, не имеет: сочинительству учится на ходу, танцуя и ассистируя мэтру в постановках Ролана Пети. Таким образом, собравшись вместе, эта компания иллюстрирует перечень всех возможных способов «обучения на балетмейстера».

Вот теперь надо глубоко вздохнуть и сказать, что надежд на нового Петипа у нас, судя по всему, нет: ни один из этих способов, если судить по результату, не эффективен. Все дебютанты сотворили вещи предельно несамостоятельные, скудные по лексике, убогие по мысли. Все хотели выразить что-то самое главное о страстях, о томлении духа и плоти, о быстротечности жизни. И все, собственно, сказали, что насмотрелись чужих работ и работы эти были так хороши, что из них не грех было что-нибудь да взять.

Джулиано Пепарини перепел своего начальника. В его балете «Лулу (Сон антизвезды)», тысяча первой вариации на тему воспоминаний состарившейся кинодивы, все -- от кабаретной манеры движений артистов до внезапно предлагаемой судьбой герою-любовнику петли (она аккуратно спускается с колосников в момент его душевных терзаний) -- утащено из балетов Пети («Юноша и смерть», «Кармен» и т.д.). Но это единственный «чистый» случай -- остальные в своих бессюжетных сочинениях комбинировали Баланчина с Ноймайером, вспоминая иногда и Петипа (в балете Светланы Ануфриевой «Нежно, с огнем» (Dolce, con fuoco) две девы (лирическая и стервозная) выясняют отношения, как Никия и Гамзатти в «Баядерке»).

Этот внепланово случившийся и чрезвычайно унылый вечер мог состояться, несомненно, только в Мариинке и только в наши дни. Политика питерского театра -- политика возможностей; там в классических спектаклях зачастую дают шанс выступить совсем зеленым новичкам, надеясь на открытие (и они периодически происходят, как, впрочем, и провалы). В Москве все иначе: классики в репертуаре так мало, что юные дарования успевают постареть и озлобиться, прежде чем получают роль. А уж добиться постановки в Большом и вовсе нереально (три года назад Российский фонд культуры проводил там вечер «Новогодних премьер», где блеснул Ратманский, но Владимир Васильев не стал брать его «Каприччио» в репертуар). Что касается принадлежности вечера хореографических дебютов нынешнему времени, то, во-первых, во времена золотого века балета в природе не существовало видеопленок (может, потому век и случился золотым), а во-вторых, никогда ранее дебютанты не считали хорошим тоном наметить в спектакле гейскую или лесбийскую тему. И никогда ранее эта тема не могла звучать так буднично -- собственно, вечер дебютов показал, что на мужчин, бросающих томные взгляды на мужчин же, и на кокетничающих друг с другом женщин может быть так же скучно смотреть, как на любезничающую парочку самых отъявленных натуралов.
Анна ГОРДЕЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  03.12.2001
Умер Джордж Харрисон
Джордж Харрисон -- гитарист, певец, автор песен, участник группы The Beatles -- тот, про кого нормальному современному человеку ничего рассказывать не надо. Он умер в четверг ночью от рака в возрасте 58 лет. О болезни было известно давно, однако поклонники музыканта надеялись на благополучные результаты лечения... >>
  • //  03.12.2001
Вручено еще семь литературных наград
В пятницу вновь пополнилась компания российских литераторов-лауреатов. На ярмарке интеллектуальной книги non/fiction были оглашены итоги ристалищ за премию имени Андрея Белого и призы, учрежденные посольством Франции... >>
  • //  03.12.2001
Художник Семен Файбисович подвел итог одного из десятилетий
В галерее «Риджина» открылась выставка «Возвращенные ценности». На ней представлены живописные полотна Семена Файбисовича, которые в 1991 году застряли в Германии после устроенной кельнской галеристкой Ингой Беккер выставки, и их только сейчас удалось вернуть на родину. По этому случаю галереей «Риджина» издан альбом репродукций работ Файбисовича 70--80-х годов, то есть советского периода... >>
  • //  03.12.2001
Вечер одноактных балетов в Мариинском театре произвел тягостное впечатление
В субботу и воскресенье в афише Мариинского театра возникли нежданные премьерные спектакли. Осенью было объявлено, что нынешний сезон будет отмечен тремя новинками: баланчинским «Блудным сыном» (две недели назад сообщили о дате премьеры -- 14 декабря), «Золушкой» в постановке Алексея Ратманского (в феврале) и реконструкцией «Баядерки» (по типу уже реконструированной «Спящей красавицы» -- в конце мая). А тут вдруг новый пресс-релиз -- «Балеты современных хореографов». «Молодых хореографов», -- уточняла пресс-служба, заманивая на брега Невы редкостным словосочетанием... >>
  • //  03.12.2001
Вручены европейские «Оскары»
Раньше их называли «Феликсами», теперь перекрестили в «Европейские кинонаграды» -- имени для новой статуэтки (девушка в расшитом звездами платье) пока не придумали. С 1988 года награды выдает Европейская киноакадемия, президентом которой является Вим Вендерс, а членом -- любой кинопрофессионал, готовый платить ежегодный членский взнос в сто евро. В прошлом году церемония вручения прошла в Париже, и умение французов энергично пускать пыль в глаза ненадолго создало иллюзию, что «Феликс» становится на ноги. Церемония этого года, состоявшаяся в Берлине в минувшую субботу, показала, что экс-«Феликсу» далеко не только до «Оскара», но даже до «Сезара»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика