N°2 11 января 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Сказка потерянного времени Олег Янковский дебютировал в качестве кинорежиссера
На открытии «Ликов любви» покажут новый фильм с просящим названием «Приходи на меня посмотреть». Смотреть предложено на режиссерский дебют актера Олега Янковского и оператора Михаила Аграновича по пьесе драматурга Надежды Птушкиной. В главных ролях тот же Янковский, Ирина Купченко и Екатерина Васильева. К фестивалю фильм приурочен, во-первых, потому, что Олег Янковский организаторам -- компании «Кинотавр» -- человек не чужой, президент Сочинского фестиваля, во-вторых, потому, что фильм про любовь, в-третьих, потому, что в эпизоде снялся сам Марк Рудинштейн, и наконец потому, что фильм отечественный. Я бы даже сказала, исконно отечественный, при просмотре вызывающий ностальгические воспоминания о многочисленных комедиях семидесятых-восьмидесятых годов -- от «Иронии судьбы» и «Старомодной комедии» до какого-нибудь «Дневного поезда», в котором увядающая ленинградская барышня -- героиня Маргариты Тереховой -- отказывает победительному москвичу в исполнении Валентина Гафта.
Пьеса, по которой снят фильм, писалась в лучших традициях кассовых лидеров советского театра, драматургов Рацера и Константинова, до сих пор собирающих в провинции полные залы: действующих лиц всего четверо, три роли для возрастных актеров, одна декорация, водевильно-душещипательный сюжет и остроумный диалог. Скромно, недорого и душевно. С умеренным успехом «Рождественские грезы» Птушкиной шли в театре, где на них и обратил внимание Михаил Агранович, увидевший в спектакле потенциал новогодней киносказки. На фильм, впрочем, истрачено 600 тысяч долларов, хотя, по признанию его создателей, снимался он не для большого экрана, а скорее для телевидения и для тех зрителей, кому «за тридцать». Фильм осенен духом Диккенса: его роман читают друг другу героини, его портретом мать благословляет брак дочери, с его тридцатитомником, предназначенным полоумной матерью в подарок будущему зятю, послушная дочь коротает новогоднюю ночь во дворе родного дома. Диккенс, по убеждению авторов фильма, изучавших по истории театра знаменитый спектакль «Сверчок на печи», писал простодушно умилительные и далекие от жизни истории с хорошим концом. Умиление же и прочие добрые чувства, необходимые для жанра рождественской сказки, по мнению авторов, совершенно несовместимы с современной жизнью, и потому сюжет должен быть как можно более неправдоподобным, а характеры и логика событий как можно менее соотноситься с реальностью. Даром Диккенса трансформировать вполне обычную жизнь в причудливую и волшебную ткань искусства никто из авторов фильма, увы, не обладает. И это единственный недостаток, потому что во всем остальном -- полный порядок. Екатерина Васильева решительно и безо всякого кокетства перевоплощается в обезножевшую старуху, на смертном одре вдруг увлеченную идеей семейного счастья для дочери. Ирина Купченко -- одна из самых изящных и женственных русских актрис -- смело надевает на себя халат, ночную рубашку и шерстяные носки, чтобы к финалу, как царевна-лягушка, преобразиться в неописуемую красавицу. А Олег Янковский отвратительно щерится крупным планом, убедительно и смешно изображая истаскавшегося ходока, к концу своей мужской жизни сраженного желанием сердечного тепла. Актеры, в общем, себя не жалеют. Пожалеть стоит, пожалуй, только культуру, так и не созревшую для выражения простых чувств, не нашедшую общеупотребимого языка, на котором можно было бы искренне и без фальши рассказать о счастливых совпадениях и чудесах, случающихся в человеческой жизни. Оставшись без общего сказочного контекста социалистического мира, в котором добро неизбежно побеждало зло, сложившиеся мастера чувствуют себя растерянно. И выстраивают себе новый мир, в котором старые новогодние игрушки, фронтовые письма, реальные фотографии, стихи Ахматовой, белые розы и бюст Вольтера остаются знаками какой-то другой, никем из участников не прожитой жизни, символами мечты о поэтической реальности, коснуться которой так и не удалось. В этом ракурсе штампы вполне тривиального фильма действительно способны растрогать -- так ясно в них читается желание настоящей красоты, одухотворенности, душевного тепла. И так жаль, что для выражения этих вполне искренних желаний в распоряжении художников остались лишь раскрашенные скорлупки настоящих чувств.
Знаменитый юморист скоро обзаведется собранием сочинений Всю свою жизнь Михаил Жванецкий смеялся над любыми проявлениями официоза. Кажется, его гибкая, парадоксальная мысль противится любым рамкам и ограничениям. Что случится с ней, если заключить ее в четырехтомное «Собрание произведений»? Об этом и о многом другом поговорил с Михаилом ЖВАНЕЦКИМ корреспондент газеты "Время новостей" Борис ПАСТЕРНАК в день подписания последней корректуры. >>
Олег Янковский дебютировал в качестве кинорежиссера На открытии «Ликов любви» покажут новый фильм с просящим названием «Приходи на меня посмотреть». Смотреть предложено на режиссерский дебют актера Олега Янковского и оператора Михаила Аграновича по пьесе драматурга Надежды Птушкиной. В главных ролях тот же Янковский, Ирина Купченко и Екатерина Васильева. >>
На этой неделе в Москве откроется международный кинофорум «Лики любви» Хрестоматийная довлатовская заповедь «Никогда не занимайтесь любовью с похмелья» никак не желает срабатывать в случае с «Ликами любви». Кинофестиваль вот уже не первый год начинается в канун старого Нового года - последнего рубежа культурного отдыха, до которого в здравом уме и трезвой памяти добираются далеко не все даже самые проверенные бойцы. Тем не менее всякий раз именно на «Ликах» можно было обрести столь необходимое второе дыхание. Волнующие, приятные и актуальные в плане текущего кинопроцесса впечатления грядут и на сей раз. >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|