N°197 25 октября 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Артист оригинального жанра 90 лет со дня рождения Аркадия Райкина
Аркадий Исаакович Райкин за свою жизнь много кем побывал. Лаборант Охтинского химического завода, выпускник Ленинградского театрального техникума, актер местного ТРАМа, лауреат 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, киноактер, конферансье, художественный руководитель театра миниатюр... И на сцене он, мастер мгновенного перевоплощения, сменил, наверное, сотни образов. Но никакие маски не могли скрыть главного -- он был создателем и непревзойденным мастером жанра, который так и назывался: Райкин. Это, конечно, совсем не та нередкая и привычная мания актерского величия. Еще в самом начале творческого пути сам артист ясно осознал, «сколь опасно может быть истолкована формула «я в предлагаемых обстоятельствах». «Самым увлекательным и трудным», по его собственным словам, представлялось Райкину «существовать на сцене так, чтобы и в образе находиться, и непосредственный контакт со зрителем поддерживать». Ему это удавалось как никому другому. Но все равно никакой грим, никакие приклеенные бороды и брови, гигантские кепки и несусветные парики, накладные носы и пенсне не могли скрыть человека, который за ними таился. Все прекрасно знали, с кем имеют дело. И не на «исполнителя эстрадных миниатюр» смотрели -- на Райкина. Его воспринимали вполне по-семейному, и это неудивительно: своей феноменальной популярностью и славой артист не в последнюю очередь был обязан телевидению, без его миниатюр и скетчей не обходился, кажется, ни один праздничный концерт, а пластинки с его выступлениями ставили гостям как часть обязательной программы званого вечера. «Добрый зритель» общался с ним не только, да, пожалуй, и не столько из воспетого в известной райкинской песенке «девятого ряда», хотя и в Театре миниатюр были перманентные аншлаги. Куда чаще Райкин сам приходил в гости к своим зрителям -- и его искусство стало неотъемлемой частью советской бытовой культуры, намертво впечатанной в генетическую память нескольких поколений.
Успех подобного рода чреват весьма обидным для артиста панибратством, этаким взглядом через уставленный закуской и выпивкой стол, пренебрежительным хохотком: «Ну-ка, чем нас сегодня будут развлекать...» Не всякий артист сможет выдержать испытание подобным успехом, не сбиться в угодническое «чего изволите» -- что, в сущности, и произошло с большинством наследников Райкина по пресловутому «веселому цеху». Ни о какой отстраненности и уж тем более сатирическом взгляде на вещи у нынешних шутил речь не идет: они с удовольствием выделывают шутовские коленца перед публикой, которая, кажется, бесконечно что-то жует и переваривает, даже находясь в зрительном зале. Райкин же -- при всей эксцентричности и гротеске иных своих масок, даже оставаясь безумно смешным на чисто физиологическом уровне, со всеми незабвенными «кроксвордами-регбусами», белыми мышами и «спесифисеским вкусом» -- оставался беспощаден к «бичуемым недостаткам». Он при желании мог без труда, в одну секунду из клоуна стать пронзительным лириком. Но никто не мог так хлестко, потешно и ядовито высмеять описанную еще Маяковским «дрянь» и «дрянцо», «мурло мещанина». В киноальманахе «Волшебная сила искусства» Райкин феерически перевоплощался в люмпена, дабы защитить учительницу от нападок наглой пузатой урлы в лице семьи соседей Мордатенковых. Сказать, что это смешно, -- значит не сказать ничего: «ножичек такусенький, финский», «а по воскресеньям, там, или на Первое мая -- пожалте в баньку», «метры-метры-метры, понимаешь, мне нужны»... Но на следующий день Мордатенковы все-таки поставили на кухню заветный дополнительный столик. И в вопросе райкинского героя «Бум меняться? Меняться бум?» проглядывает новый смысл. Не об обмене квартиры речь, а о необходимости измениться изнутри. Аркадий Райкин взял на себя труд напомнить об этом -- пусть и в привычно несерьезном жанре эстрадного номера. Номеров таких теперь хоть пруд пруди, а вот задумываться как-то не хочется, да и не получается. Райкина больше нет. Его место свободно -- и, похоже, останется таковым и впредь.
Сегодня в «35 ММ» премьера фильма «Пока не наступит ночь» Американец Джулиан Шнабель по кинематографическим меркам -- дебютант. К пятидесяти годам он успел снять две картины, обе посвящены судьбе творцов-изгоев. «Баскиа» (1996) -- фильм о гениальном уличном художнике круга Энди Уорхолла; «Пока не наступит ночь» (2000) -- экранизация автобиографии кубинского поэта-гомосексуалиста-диссидента Рейнальдо Аренаса, умершего от СПИДа в Нью-Йорке в 1990 году... >>
90 лет со дня рождения Аркадия Райкина Аркадий Исаакович Райкин за свою жизнь много кем побывал. Лаборант Охтинского химического завода, выпускник Ленинградского театрального техникума, актер местного ТРАМа, лауреат 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, киноактер, конферансье, художественный руководитель театра миниатюр... И на сцене он, мастер мгновенного перевоплощения, сменил, наверное, сотни образов. Но никакие маски не могли скрыть главного -- он был создателем и непревзойденным мастером жанра, который так и назывался: Райкин... >>
«Кафе «Донс Плам» выходит в московский прокат В 1995 году Леонардо Ди Каприо, еще не звезда, но уже многообещающий двадцатилетний актер, загорелся идеей помочь своим менее именитым друзьям и ввязался вместе с ними в проект под названием «Кафе «Донс Плам», режиссером которого выступил 23-летний Р.Д. Робб... >>
Съезд пройдет с 25 по 28 октября в музейной столице России Санкт-Петербурге. Оргкомитет учредительного съезда возглавляет директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Новый союз призван объединить самые разные российские музеи, включая даже зоопарки и биологические сады, на добровольной и некоммерческой основе... >>
Вчера на пресс-конференции главный архитектор Москвы Александр Кузьмин сообщил о том, что в ближайшее время в столице будут установлены памятники Булату Окуджаве, Михаилу Булгакову и Василию Сурикову. Конкретные сроки не были названы, так как на установку скульптур пока еще не найдены средства, однако место расположения будущих памятников уже известно... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|