|
|
N°197, 25 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Артист оригинального жанра
90 лет со дня рождения Аркадия Райкина
Аркадий Исаакович Райкин за свою жизнь много кем побывал. Лаборант Охтинского химического завода, выпускник Ленинградского театрального техникума, актер местного ТРАМа, лауреат 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, киноактер, конферансье, художественный руководитель театра миниатюр... И на сцене он, мастер мгновенного перевоплощения, сменил, наверное, сотни образов. Но никакие маски не могли скрыть главного -- он был создателем и непревзойденным мастером жанра, который так и назывался: Райкин. Это, конечно, совсем не та нередкая и привычная мания актерского величия. Еще в самом начале творческого пути сам артист ясно осознал, «сколь опасно может быть истолкована формула «я в предлагаемых обстоятельствах». «Самым увлекательным и трудным», по его собственным словам, представлялось Райкину «существовать на сцене так, чтобы и в образе находиться, и непосредственный контакт со зрителем поддерживать». Ему это удавалось как никому другому. Но все равно никакой грим, никакие приклеенные бороды и брови, гигантские кепки и несусветные парики, накладные носы и пенсне не могли скрыть человека, который за ними таился. Все прекрасно знали, с кем имеют дело. И не на «исполнителя эстрадных миниатюр» смотрели -- на Райкина. Его воспринимали вполне по-семейному, и это неудивительно: своей феноменальной популярностью и славой артист не в последнюю очередь был обязан телевидению, без его миниатюр и скетчей не обходился, кажется, ни один праздничный концерт, а пластинки с его выступлениями ставили гостям как часть обязательной программы званого вечера. «Добрый зритель» общался с ним не только, да, пожалуй, и не столько из воспетого в известной райкинской песенке «девятого ряда», хотя и в Театре миниатюр были перманентные аншлаги. Куда чаще Райкин сам приходил в гости к своим зрителям -- и его искусство стало неотъемлемой частью советской бытовой культуры, намертво впечатанной в генетическую память нескольких поколений.
Успех подобного рода чреват весьма обидным для артиста панибратством, этаким взглядом через уставленный закуской и выпивкой стол, пренебрежительным хохотком: «Ну-ка, чем нас сегодня будут развлекать...» Не всякий артист сможет выдержать испытание подобным успехом, не сбиться в угодническое «чего изволите» -- что, в сущности, и произошло с большинством наследников Райкина по пресловутому «веселому цеху». Ни о какой отстраненности и уж тем более сатирическом взгляде на вещи у нынешних шутил речь не идет: они с удовольствием выделывают шутовские коленца перед публикой, которая, кажется, бесконечно что-то жует и переваривает, даже находясь в зрительном зале. Райкин же -- при всей эксцентричности и гротеске иных своих масок, даже оставаясь безумно смешным на чисто физиологическом уровне, со всеми незабвенными «кроксвордами-регбусами», белыми мышами и «спесифисеским вкусом» -- оставался беспощаден к «бичуемым недостаткам». Он при желании мог без труда, в одну секунду из клоуна стать пронзительным лириком. Но никто не мог так хлестко, потешно и ядовито высмеять описанную еще Маяковским «дрянь» и «дрянцо», «мурло мещанина».
В киноальманахе «Волшебная сила искусства» Райкин феерически перевоплощался в люмпена, дабы защитить учительницу от нападок наглой пузатой урлы в лице семьи соседей Мордатенковых. Сказать, что это смешно, -- значит не сказать ничего: «ножичек такусенький, финский», «а по воскресеньям, там, или на Первое мая -- пожалте в баньку», «метры-метры-метры, понимаешь, мне нужны»... Но на следующий день Мордатенковы все-таки поставили на кухню заветный дополнительный столик. И в вопросе райкинского героя «Бум меняться? Меняться бум?» проглядывает новый смысл. Не об обмене квартиры речь, а о необходимости измениться изнутри. Аркадий Райкин взял на себя труд напомнить об этом -- пусть и в привычно несерьезном жанре эстрадного номера. Номеров таких теперь хоть пруд пруди, а вот задумываться как-то не хочется, да и не получается. Райкина больше нет. Его место свободно -- и, похоже, останется таковым и впредь.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ