N°186
10 октября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  10.10.2001
Таганский Оракул
В Театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Сократ/Оракул» в постановке Юрия Любимова

версия для печати
Поставить спектакль о Сократе Юрию Любимову предложил Европейский культурный центр в Дельфах. В Греции эта идея возникла в связи с 2400-летием смерти философа и по случаю объявления ЮНЕСКО 2001 года -- годом Сократа. Премьеру сыграли 19 июля в Дельфах. Ожидали ли того активисты центра, привлекающие к своей деятельности «наиболее значимых в европейском искусстве личностей», но Любимов представил очень русского Сократа.

Несмотря на туники, сандалии, маски античного театра и сиртаки, в спектакле Любимова -- русский дух. Его «Сократ/Оракул» сказывается как былина -- просто и без суеты. Любимовский философ (Феликс Антипов), подобно мудрой деве из русской сказки, дает лаконичные ответы на заковыристые вопросы. Говорит, что слаще всего -- надежда, приятнее -- удача, а прекрасное есть жизнь. Вокруг тучного Сократа порхают тряпичные петухи да куры, а сварливая жена возит тряпкой по полу, гоняя эффектным фонтаном брызг муженька-выпивоху вместе с Платоном, Аристофаном и прочими учениками. Быт прямо почти российский. А Сократ знай себе бражничает.

Даже чаша с цикутой, к которой присудил афинский ареопаг «распутного философа», у Любимова имеет отчетливо русский смысл: любимец афинян Сократ -- принимает чашу, народ же, соответственно, безмолвствует. Сюжет с чашей для Любимова -- особый. Это удобный повод языком театра выказать личное презрение к демократии. «К чему стадам дары свободы...» ближе к финалу цитирует режиссер Пушкина, и неприятный тип, корчащийся на авансцене (торговец сандалиями, затеявший роковую тяжбу против Сократа), -- наглядное подтверждение того, что ни к чему. Однако к борьбе Любимов не призывает. В «Сократе» он -- истинный философ -- признает, что для одного «есть упоение в бою», а для другого -- «упоение в строю», и настаивать на том или ином бессмысленно. Тем более что истина -- вне политики и ее идеологем. Юрий Любимов начинает и заканчивает свой спектакль словами: «Я знаю то, что ничего не знаю, а другие и этого не знают». Об этом и есть его «Сократ», и вслед за своим героем Любимов не стыдится в этом признаться. Именно потому текст «мистерии о жизни и бессмертии», сочиненный Любимовым в соавторстве с Константином Кедровым, предельно прост. Текст даже не сочинен -- сложен из самых простейших элементов: из строк пушкинского «Памятника», лермонтовских «Горных вершин», расхожих истин вроде «истина -- в вине», звонких выкриков «эве!» и «пей до дна!», скандирования «без Сократа нет свободы» и распевов на манер обэриутов -- «сократ-строка-рок», ля-нота, ми-нота, ми-нота-вр». Хор в девять голосов, выученный пению руководителем ансамбля древней музыки «Сирин» Андреем Котовым, придает всем этим словам-слогам и собранью насквозь зацитированных фраз ощутимую силу и завораживающий ритм. Углубляясь в эти игры, Любимов словно декларирует: есть простая гамма -- вот она. Любые сложнейшие умозаключения всего лишь ее производные, а о самом главном -- жизни, смерти и бессмертии -- мудрствовать нелепо, о них все уже сказано. И слова эти просты и поэтичны. Они принадлежат Пушкину, Лермонтову, Гете, Брехту, Бродскому, Ходасевичу. Все они принимали участие, как сказано в программке, в создании текста «Сократа/Оракула». Юрий Любимов предлагает у них и искать истину.
Майя ОДИНА

  КУЛЬТУРА  
  • //  10.10.2001
Названы соискатели премии Smirnoff-Букер
Жюри премии Smirnoff-Букер -- писатель Юрий Давыдов (председатель), критик Наталья Иванова, оперный режиссер Дмитрий Бертман, издатель Вадим Назаров (СПб.), поэт и телеведущий Александр Шаталов -- приняло решение. Тысяча долларов и толика рекламного шума гарантированы шести очень разным писателям. Победитель (12 500 долларов) будет объявлен 6 декабря... >>
  • //  10.10.2001
На фестивале «Варшавская осень-2001» снова звучит русская музыка
С момента своего основания в 1956 году и фактически до конца 80-х фестиваль современной музыки «Варшавская осень» играл роль окна в Европу для всех музыкантов из соцлагеря. В условиях народившегося капитализма, смены поколений и появления новых очагов современной музыкальной культуры (в Польше это краковский «Аудио-Арт») «Осень» тоже выжила. По своим масштабам и уровню организации фестиваль все еще основательно превосходит все, что делается в этом плане у нас... >>
  • //  10.10.2001
В Театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Сократ/Оракул» в постановке Юрия Любимова
Поставить спектакль о Сократе Юрию Любимову предложил Европейский культурный центр в Дельфах. В Греции эта идея возникла в связи с 2400-летием смерти философа и по случаю объявления ЮНЕСКО 2001 года -- годом Сократа. Премьеру сыграли 19 июля в Дельфах. Ожидали ли того активисты центра, привлекающие к своей деятельности «наиболее значимых в европейском искусстве личностей», но Любимов представил очень русского Сократа... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика