N°178 28 сентября 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Искусство -- в массы В Москве прошла презентация энциклопедии «Русское искусство»
Если появляется много новых справочников, словарей и энциклопедий по искусству, значит, это кому-нибудь нужно. Хотя иногда кажется, что рассчитаны эти книжки в основном на несчастных школьников, в учебные планы которых, и без того перегруженные, охотно включают мировую художественную культуру. Энциклопедия русского искусства, изданная «Трилистником», -- книга совершенно другого рода. Рассчитанная на широкий круг читателей, она блистает именами авторов. Для энциклопедии писали самые известные российские искусствоведы -- Ю. Герчук, Е. Деготь, А. Лаврентьев, Л. Лившиц, Ю. Овсянников, Г. Поспелов, А. и Д. Сарабьяновы, Э. Смирнова, Г. Стернин. Жаль только, что отсутствие подписей под отдельными статьями сделало их труд слишком уж коллективным и резко снизило научную ценность огромной четырехлетней работы. Тем более что статьи неравноценны и иногда демонстративно субъективны. Другим приятным отличием энциклопедии «Трилистника» от среднестатистической энциклопедии по искусству стали замечательные иллюстрации. Их в книге более тысячи.
Энциклопедия пытается представить русское искусство очень объемно, тем обиднее, что в книге, где так подробно рассказывается об архитекторах, дизайнерах, сценографах, ни слова не сказано о фотографах, критиках, искусствоведах, коллекционерах и идеологах искусства. Ведь без таких фигур, как В. Стасов, П. Третьяков или С. Дягилев, история отечественной культуры была бы другой. В результате интересные статьи о малоизвестных художниках и иконописцах прошлых веков расширяют наше представление о русском искусстве, а отсутствие некоторых весьма значительных персоналий нашего века -- таких, как А. Ган или К. Звездочетов, -- это представление сужают. Что действительно надо поставить в заслугу создателям энциклопедии, так это попытку описать в ней современные художественные процессы. Издательство «Трилистник» снова, как и в трехтомнике «История русского искусства», пытается объединить распавшиеся связи русской культуры, на этот раз в виде энциклопедии, подразумевающей единый метод описания процесса. Именно с последним и возникли проблемы. По словам главного редактора издательства Натальи Семеновой, ей пришлось буквально переписывать некоторые статьи, чтобы придать книге необходимое единообразие. Специальные энциклопедии -- дело не только очень дорогое, но и требующее большого и очень специального опыта, которого почти нет у наших издателей. Так что «Русское искусство», может быть, и не всем хорошо, но это безусловно лучшее из того, что у нас сейчас есть. |
Открыточные виды Москвы переданы под надежную опеку После небольшого летнего перерыва вновь началась напряженная работа московских властей по совершенствованию исторического облика города. Ее формы на этот раз оказались новаторскими. Мировому архитектурному сообществу остается только перенять передовой опыт. Градостроительный совет при мэре Москвы принял решение поставить на охрану не памятники истории, не архитектурные ансамбли, улицы или здания, а... виды на них... >>
Союз кинематографистов России распространил известие о своем успехе -- председателю Союза Никите Михалкову удалось убедить премьера РФ Михаила Касьянова в необходимости поддержать борьбу российских кинематографистов за здание «Киноцентра»... >>
В Москву привезли живого классика XX века В гигантском выставочном зале Третьяковки на Крымском пусто. Это очень стильная пустота. Белые стены, белые планшеты, на них -- холсты с черно-белыми полосами и квадратами. И ничего лишнего. Прямо как в парижском Центре Помпиду или в лондонской галерее Тэйт. Преобразить бессмысленный советский ангар в подобие зала лучших галерей современного искусства удалось патриарху французской живописи Пьеру Сулажу. Вчера открылась экспозиция его работ, привезенных из крупнейших музеев Франции... >>
Открылся фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...» Фестиваль открылся в день 95-летия Шостаковича монопрограммой из его музыки в исполнении Российского национального оркестра и Владимира Спивакова за пультом и продолжился на следующий день выступлением очаровательного французского фортепианного трио «Вандерер» с сочинениями Гайдна, Шоссона и Брамса. Оба концерта продемонстрировали известную смелость худрука фестиваля Спивакова, рискнувшего предложить своей публике вполне серьезный репертуар. Однако ответного жеста он пока не добился... >>
В Москве прошла презентация энциклопедии «Русское искусство» Если появляется много новых справочников, словарей и энциклопедий по искусству, значит, это кому-нибудь нужно. Хотя иногда кажется, что рассчитаны эти книжки в основном на несчастных школьников, в учебные планы которых, и без того перегруженные, охотно включают мировую художественную культуру. Энциклопедия русского искусства, изданная «Трилистником», -- книга совершенно другого рода... >>
Следующая «Станция» -- ностальгическая Позывные «Станции» нельзя будет услышать уже с понедельника. Когда весной концерн «Русская Медиа-Группа» (которому принадлежат «Русское радио», «Динамит FM», «Радио Танго», «Радио Монте-Карло» и, с недавнего времени, проект «Русское радио -- Музыка для взрослых» в УКВ-диапазоне) приобретал частоту 107,0, его представители уверяли, что танцевальный формат станции изменений не претерпит -- но уже тогда это вызывало некоторые сомнения... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|