N°171 19 сентября 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Фитоцентр в фамильном склепе Музей «Архангельское» демонстрирует новый имидж
В эти выходные в храме-усыпальнице князей Юсуповых музея-усадьбы «Архангельское» открылся новый выставочно-концертный зал. Вообще-то, в этой усыпальнице, построенной в 1916 году Р.И. Клейном и Г.Б. Бархиным, никогда никто не был захоронен, поскольку в 1918-м Юсуповы навсегда покинули Россию. Мавзолей оказался садово-парковой обманкой. Даже с виду это игрушечный парафраз великого Казанского собора, выстроенного Андреем Воронихиным в Петербурге. Ныне эта притворная архитектура стала единственным отражением работы крупнейшего подмосковного музея.
С 1919 года до середины 90-х усадьба принадлежала Министерству обороны, непосредственно санаторию для высшего командного состава. В сталинское время для санатория были выстроены новые корпуса, разрушившие композиционную цельность ансамбля. В начале XIX века, при владельцах Николае Голицыне и Николае Юсупове, Архангельское отличалось самой совершенной планировкой среди всех подмосковных усадеб. Подобие Версаля -- с гигантским зеленым партером, перспективами аллей и садом скульптуры. Военный санаторий, закрывший лучшие виды на усадьбу со стороны Москвы-реки, существует и поныне. Однако Архангельское ему больше не принадлежит. Ставшее неплатежеспособным Минобороны с легкостью передало усадьбу Министерству культуры. Передало именно тогда, когда была в разгаре начавшаяся в 1985 году реставрация. Еще предстоит выяснить, каким образом Минобороны умудрилось сдать дворец в таком состоянии -- как после артиллерийского обстрела. Окна выбиты. Тонкая французская лепнина рушится. По стенам -- трещины. Штукатурка отслаивается кусками. А ведь в интерьерах этого роскошного особняка, построенного на манер вилл Андреа Палладио французом Шарлем де Герном, сохранилась богатейшая декоративная отделка и роспись, требующие постоянного температурно-влажностного режима. Любопытно, что до злополучной «реставрации» дворец регулярно принимал посетителей и выглядел вполне ничего. В нем экспонировались шедевры коллекции Юсупова, большая часть которых привезена сейчас в Музей изобразительных искусств на выставку «Ученая прихоть». Под Минкультом жить дворцу стало не легче. По словам заместителя директора музея по научной работе Людмилы Кирюшиной, средства, получаемые из бюджета на реставрацию, меньше требуемой суммы по крайней мере в четыре раза. Так что еще долгие годы дворец будет пугать заколоченными окнами, облупленной краской и осыпающейся штукатуркой. Другая достопримечательность Архангельского -- театр с декорациями художника рубежа XVIII--XIX веков Пьетро Гонзаги. Пожалуй, ради великолепных декораций Гонзаги здание театра и было построено. Во время наиболее пышных торжеств гости князя Юсупова наблюдали под музыку, как дворцовые анфилады сменяются на сцене городскими площадями, а те, в свою очередь, страшной темницей с готическими сводами. Подобное представление сам Гонзага называл музыкой для глаз. Сегодня театр закрыт. Декорации убраны. Реставрация бесконечна. Единственное место в Архангельском, выбранное ныне для увеселения почтенной публики, -- фальшивая усыпальница. Она вовсю симулирует интенсивную, полную событиями музейную жизнь. В верхнем зале для избранного общества по выходным играют концерты камерной музыки. Там же висит несколько картин из юсуповской коллекции. Они старательно замещают некогда грандиозную постоянную экспозицию. Открытие нижнего зала усыпальницы стало апофеозом этого пряничного благоденствия на фоне всеобщей разрухи. По проекту архитектора Р. Клейна в нижней церкви должны быть росписи, напоминающие раннехристианские катакомбы. То, что предстало взору посетителей нижней церкви минувшим воскресным днем, ассоциируется совсем не с раннехристианским искусством и даже не с традиционным усадебным. На фоне наглухо побеленных стен красуются фиолетовые и розовые икебаны. Они отражаются в зеркалах, перед которыми насыпаны желтые листики. Это работы художников-флористов, представляющих фирмы «Бизнес-букет», «Вальс цветов», «Флореаль-тур» и клуб «Цветоводы Москвы». На вопрос: почему эта продукция выставлена в юсуповской усыпальнице, а не, например, в магазине «Подарки» на Новом Арбате -- объясняют про образ-воспоминание, осеннее настроение, угасающую красоту усадебного парка. Цитируют стихотворение Воейкова про «сады, чертоги и аллеи -- как бы творение могущей некой Феи». После подобных комментариев окончательно убеждаешься в безграничной многомерности темы русской усадьбы. Многомерности, оправдывающей многое, в частности отсутствие внятной программы выведения крупнейшего и красивейшего подмосковного дворца-музея из затяжной комы.
«Амели», открывшая Московский кинофестиваль, выходит в российский прокат На французских фильмах в этом году каннская публика откровенно скучала. Но пока разморенные критики дремали в огромном Дворце фестивалей, публика активно осаждала крошечные залы кинорынка: там, растолкав локтями конкурентов, можно было увидеть «Амели» -- самый забавный, легкий, остроумный и коммерчески успешный французский фильм последних лет... >>
Музей «Архангельское» демонстрирует новый имидж В эти выходные в храме-усыпальнице князей Юсуповых музея-усадьбы «Архангельское» открылся новый выставочно-концертный зал. Вообще-то, в этой усыпальнице, построенной в 1916 году Р.И. Клейном и Г.Б. Бархиным, никогда никто не был захоронен, поскольку в 1918-м Юсуповы навсегда покинули Россию. Мавзолей оказался садово-парковой обманкой. Ныне эта притворная архитектура стала единственным отражением работы крупнейшего подмосковного музея... >>
Сегодня поэту Семену Липкину исполняется 90 лет Мемуарный очерк Семена Израилевича Липкина называется «Пушкинская улица». Пушкинская -- это улица в многоязычной Одессе, на которой в 1911 году родился мальчик Сема. А еще -- это улица Пушкина, дорога, угаданная отроком, путь, с которого не свернул старейший русский поэт... >>
В Москве проходит фестиваль «Звезды мирового балета на сцене Большого театра» Идея фестиваля «Звезды мирового балета на сцене Большого театра» принадлежит художественному руководителю балета Большого театра Борису Акимову. Он же созванивался и договаривался с солистами. Правда, на пресс-конференции г-н Акимов сказал, что репертуар не подгоняли под возможности артистов: «Это счастливое совпадение. В репертуарной афише стояли по два спектакля: «Дон Кихот», «Сильфида» и «Жизель». Эти балеты прекрасно «ложились» на индивидуальности приглашенных исполнителей»... >>
Вчера группа Depeche Mode окончательно покинула Москву То, что DM -- любимейшая российская группа из числа западных звезд, -- факт, не требующий доказательств. То, что любой концерт этого английского трио в любом российском захолустье прошел бы с переаншлагом (как это случилось в «Олимпийском»), -- тоже закономерно, логично и ожидаемо. Необычным в нынешнем визите «депешей» в Москву стала их «активная жизненная позиция» -- Дэвид Гээн, Энди Флетчер и Мартин Гор тусовались в столице почем зря, уехав только через два дня после концерта. Такое в Москве с иностранными звездами происходит впервые... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|