N°153
24 августа 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  24.08.2001
«У нас нет возможностей для интеграции»
версия для печати
На вопросы корреспондента газеты «Время новостей» ответил генеральный директор БелАЗа Павел МАРЕЕВ.

-- Завод по выпуску большегрузных автомобилей Белоруссия построила когда-то явно не для себя. После того как Союз распался, завод оказался, вероятно, в тяжелом положении?

-- Пик объемов производства пришелся у нас на 1991-й год -- 400 млн долл. Через четыре года -- меньше 200 млн. Сегодня поднялись до 300 млн. Мы потеряли тогда практически все связи, особенно внешние. Торговали-то через Москву. Поставки шли в 52 страны мира -- в большинстве своем развивающиеся, в которых как раз и копают. И все эти адреса Внешторг от нас просто скрывал, чтобы обеспечить себе будущую роль посредника.

-- Но ведь заинтересованные страны могли и сами на вас выйти?

-- Они даже не знали, с какого завода получали машины. Из СССР -- и все. Но проблемы нарастали и с ближним зарубежьем -- с Россией, Казахстаном. В Кемеровской области, к примеру, у нас было до 2 тыс. самосвалов. «Кемеровуголь» рассыпался на бесчисленное количество мелких хозяев, с которыми крайне сложно было о чем-то договориться. Тот хозяин, что в Кемерове, просит автомобиль, а тот, что в Москве, требует давать прибыль на старом. Все нормативы нарушались. Уголь добывался хищнически. Но после того как дважды и трижды поменялись хозяева карьеров, я вижу, вновь началось сотрудничество.

-- Вам удалось восстановить свое «стадо» в Кемеровской области?

-- Не до конца. Но сейчас там работает 1500 самосвалов. Не забывайте, что у нас появились конкуренты. Российский рынок открылся, и по нашим следам идут и Caterpillar, и Komatsu и др. Но мы уверенно лидируем по экономичности -- тонна перевезенного груза у нас самая дешевая. У западных машин начальная стоимость почти в 2,5 раза выше, а срок службы примерно одинаков. Проигрываем же мы в двигателях -- очень велик расход топлива и запчастей. Поэтому на каждую пятую машину мы по заказу потребителей, особенно северян, начали ставить американские двигатели.

-- А почему бы вам не перейти полностью на американские моторы?

-- Мы работаем под заказчика. Например, Михайловский карьер взял у нас два самосвала с российским, а два с американским «движком». На самом верху выгоднее наш, на глубине -- импортный.

-- То есть вы вновь чувствуете себя на рынке вполне востребованными?

-- Сейчас по стране работают 22 тыс. наших машин, и ежегодно в этот парк вливаются еще 1200. Мы открыли на территории СНГ 23 технических центра, через которые ведем наблюдение за своей техникой, поставляем запчасти. По заказам своих покупателей начали делать погрузчики и даже предложили им цепочки: бульдозер, погрузчик, самосвал, колесосъемная машина... У нас сейчас около 400 наименований продукции.

-- Все сделано силами собственного конструкторского бюро?

-- Мы сохранили всех своих инженеров. У нас они составляют 28% от общего числа работающих. На КамАЗе, ЗИЛе -- не более 14%.

-- Если не считать двигателей, Россия для вас сырьевой придаток?

-- Россия для нас главный покупатель -- 64% машин идет туда. В дальнее зарубежье -- 8--10%. Это мало, но мы стараемся где-то и потеснить американцев и японцев. Например, боремся сейчас за Индонезию и Таиланд -- отправили туда свою технику на условиях аренды. Ежегодные продажи карьерных самосвалов в мире составляют 3--3,5 тыс. машин, 30% из них -- БелАЗы.

-- Предпринимали ли западные конкуренты попытки купить ваш завод?

-- Мы не давали им такого повода. Представители Caterpillar ездили к нам пять лет. Хотели через нас выйти на российский рынок. Нам предложили принять к производству их старую модель. Мы сказали: «Давайте новую, последнюю разработку, тогда поговорим».

-- Хватает ли вам денег, чтобы жить самостоятельно?

-- Сейчас произошло резкое смещение запросов покупателя в сторону самых тяжелых машин -- 130, 180, 220 т грузоподъемности. У нас мощностей для их выпуска маловато. Поэтому мы взяли кредит в чешском экспортном банке, первая часть -- 119 млн долл. Государство нам его прогарантировало. Вся сумма, необходимая для переоборудования, -- 277 млн долл. Думаю, мы соберем эти деньги.

-- А как вы восприняли бы предложение вступить в «Руспромавто»?

-- Я не вижу в этом большого смысла. У нас нет возможностей для интеграции в какое-то автомобильное производство. В общие технологии мы не вписываемся, и покупатель у нас другой.

См. также материал «Запрягайте, хлопцы, зубров»
Беседовал Борис ПАСТЕРНАК




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  24.08.2001
«Сибал» торгуется за МАЗ, держа в уме БелАЗ
Процесс интеграции белорусских автозаводов в холдинг «Руспромавто», созданный группой «Сибал», не так прост, как это может показаться сейчас, перед выборами белорусского президента. Считается, что Александру Лукашенко выгодно обозначить сближение с российским бизнесом и продемонстрировать готовность к приватизации крупной государственной собственности. Вопрос в том, сохранится ли у г-на Лукашенко готовность к немедленному объединению автомобильных отраслей после нового избрания (с весьма большой долей вероятности) президентом Белоруссии... >>
  • //  24.08.2001
Аналитик UFG уронил котировки акций ЛУКОЙЛа
Инвестиционный банк UFG, знаменитый своим скандальным участием в конфликте Бориса Федорова с «Газпромом», поздно вечером в среду распространил среди журналистов отчет под названием «ЛУКОЙЛ: падший ангел?». Содержание отчета, в котором аналитик UFG Дмитрий Авдеев нарисовал безрадостную картину будущего акций ЛУКОЙЛа, стало известно инвесторам еще утром. В результате в среду, в течение всего дня, котировки акций крупнейшей нефтяной компании страны падали, и вернулись к прежнему уровню только к вечеру среды, когда сведения из отчета UFG были опровергнуты... >>
  • //  24.08.2001
Дешевый алкоголь подешевеет, дорогой -- подорожает
В правительстве обсуждается возможность очередного изменения ставок таможенных пошлин на импортные алкогольные напитки. Этого требует Всемирная торговая организация (ВТО). Если нынешняя система специфических пошлин будет пересмотрена, на российский рынок хлынет река дешевых импортных напитков... >>
  • //  24.08.2001
Руководство ростовского завода пивоваренной компании «Балтика» -- «Балтика-Дон» объявило о намерении в полтора раза увеличить производственные мощности и завоевать половину пивного рынка Юга России. Очередной этап реконструкции обойдется «Балтике» в 22 млн долларов... >>
  • //  24.08.2001
В Москве открылся международный автосалон
Где, как не на автосалоне, можно, восседая за рулем шикарной машины, вообразить себя Рокфеллером? И московские автолюбители могут быть довольны: вчера начал свою работу пятый международный автосалон. Несмотря на то что настоящих новинок на нем представлено не так уж много, посетители вряд ли останутся разочарованными -- ведущие российские и зарубежные автопроизводители представили свою продукцию по максимуму... >>
  • //  24.08.2001
Банк «Первое ОВК» на год доверился «Би Лайну»
Российские банки начали осваивать новые направления на рынке карточных услуг, которые сулят им прирост клиентов и увеличение оборотов. Вчера о совместном проекте заявили банк «Первое ОВК» и один из ведущих сотовых операторов -- компания «Вымпелком» (торговая марка «Би Лайн»). «Первое ОВК» стал третьим московским банком, объявившим о начале приема платежей за услуги сотовой связи через сеть своих банкоматов... >>
  • //  24.08.2001
Банки вынуждены больше доверять друг другу
Замедление экономического роста и снижение платежеспособного спроса на банковские ссуды со стороны реального сектора способствуют восстановлению рынка межбанковских кредитов (МБК). «Лимитчики» (так называют банковских специалистов, которые отвечают за выбор контрагентов на рынке МБК и устанавливают лимиты на их кредитование) говорят о восстановлении стабильности и росте доверия между банками... >>
  • //  24.08.2001
Тверская компания «Афанасий-пиво» договорилась с американской ABC Service International о поставках своей продукции в США... >>
  • //  24.08.2001
Из Красноярска в морской порт Дудинка отправилась баржа с необычным грузом -- мелкосидящим буксиром. Оттуда после дозагрузки балластом они пойдут по Северному морскому пути в Салехард. Эти суда будут работать на Оби и ее притоках... >>
  • //  24.08.2001
С 10 по 17 августа золотовалютные резервы России выросли на 600 млн долларов, или на 1,6%. По информации департамента внешних и общественных связей Центрального банка, теперь они составляют 37,6 млрд долларов... >>
  • //  24.08.2001
«Сибнефть» взяла самый большой в своей истории кредит
«Сибнефть» решила использовать опыт некоторых зарубежных коллег: выплачивая очень высокие дивиденды, развивать производство за счет длинных кредитов. Не успела компания объявить на прошлой неделе о выплате 612 млн долл. в виде промежуточных дивидендов, как тут же обнародовала сведения о привлечении самого крупного за всю ее историю кредита. 250 млн долл. ей предоставил на три года голландский ABN Amro Bank. В «Сибнефти», правда, не связывают эти два события, однако многие аналитики уверены, что без кредита сумма дивидендов была бы меньшей... >>
  • //  24.08.2001
Гендиректор «Евроконтроля» (организации, регулирующей воздушное движение над континентом) Виктор Агуадо впервые посетил российскую столицу. Вчера он провел переговоры с руководством Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) России, а вечером подписал соглашение о сотрудничестве с этим ведомством... >>
  • //  24.08.2001
В ближайшие дни должна состояться встреча губернатора Ростовской области Владимира Чуба и министра путей сообщения Николая Аксененко. Как стало известно газете «Время новостей», одной из главных тем обсуждения будут перспективы Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ), который уже почти четыре года находится под внешним управлением... >>
  • //  24.08.2001
Антикризисный штаб РАО «ЕЭС России» во главе с Анатолием Чубайсом совместно с администрацией Камчатской области разработали программу стабилизации финансово-экономического положения «Камчатскэнерго»... >>
  • //  24.08.2001
На вопросы корреспондента газеты «Время новостей» ответил генеральный директор БелАЗа Павел МАРЕЕВ. >>
  • //  24.08.2001
Российская компания нашла стратегического партнера в США
ЮКОС, вторая по величине нефтяная компания России, объявила о начале широкомасштабных нефтяных проектов за рубежом. Эти проекты будут осуществляться в рамках стратегического альянса с Marathon Oil Company, входящей в первую десятку нефтяных компаний США... >>
  • //  24.08.2001
На вопросы корреспондента газеты «Время новостей» ответил генеральный директор Минского автомобильного завода Валентин ГУРИНОВИЧ. >>
  • //  24.08.2001
Останкинская башня превращается в памятник долгостроя
Реконструкция выгоревшей год назад Останкинской телебашни растянется на неопределенное время из-за недостаточного финансирования. Проект федерального бюджета предусматривает выделить в следующем году на эти цели 177 млн руб. (или 5,9 млн долл.). Правительство сохраняет надежду на кредит ЕБРР, а тот требует гарантий. Торгуясь, правительство уже снизило запрашиваемую сумму с 45 млн до 10--15 млн долларов... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика