N°153 24 августа 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
В кругах академии Журнал «Декоративное искусство» нашел себе место
21 августа в залах Российской академии художеств открылась выставка «Художники круга ДИ». Выставка объявлена частью проекта, включающего «новую книжку журнала, серию выставок и круглых столов на актуальные темы художественной практики».
Все забывается слишком быстро. Журнал «Декоративное искусство» (ДИ) выходил с 1957 года, а в конце 1970-х стал культовым для узкого круга художественной интеллигенции. Немногим более, чем другие, свободный от жесткой диктатуры художественных союзов тот, подзабытый уже «ДИ», остался в памяти не столько обращением к декоративным искусствам, но и редким в те годы вниманием к культурным проблемам и неожиданной свежестью текстов. В «ДИ» писали Сергей Аверинцев, Дмитрий Лихачев, Юрий Лотман. Были и более официозные авторы и скучные материалы, но не они отличали журнал от других, не они и запомнились. В перестроечные годы журнал столкнулся с проблемами нового времени, и не только материальными, выходил редко и почти забылся. Но даже те, кто помнит лучшие времена журнала «Декоративное искусство» -- самого изысканного и стильного советского художественного журнала, вряд ли представляют себе, как может выглядеть выставка «Художники круга ДИ» сегодня. Невозможность продолжения того старого журнала и восстановления его гипотетического круга настолько очевидна, что название представляется почти нонсенсом -- странным соединением старой марки и реалий нового времени. Еще более экзотическим кажется место проведения выставки -- Академия художеств. Это как если бы спектакли любимовского Театра на Таганке возобновили на сцене Малого театра или в «Правде» вышли бы статьи из прежней «Литературки». Новое время с наивной простотой и твердой уверенностью соединяет то, что еще недавно казалось противоположным и несоединимым. Куратор выставки и главный редактор «ДИ» Ада Сафарова утверждает, что никаких решительных изменений ни в выборе авторов, ни в редакционной политике не произошло. Несколько же неожиданный для «ДИ» интерес к пластическим искусствам г-жа Сафарова объясняет изменившейся обстановкой и недостатком искусств декоративных, хотя может ли их теперь стать меньше, чем в экономные советские времена? Журнал по-прежнему хочет заниматься и высокими теоретическими проблемами культуры, но именно в этом заметна смена интересов и приоритетов. Выставка «Художники круга ДИ» и новый номер журнала -- своеобразная декларация. На обложке нового ДИ -- иературы загадочного Михаила Шварцмана, под обложкой цитаты из Иосифа Бродского и Венедикта Ерофеева, Казимира Малевича и Марка Шагала, посмертно призванных разделить «новое понимание новизны» и фантастическую теорию «рецептуализма» Славы Лена. Манифестом нового направления с невыговариваемым названием объявлена картина президента Академии художеств Зураба Церетели «Молодой человек с птицей». Статьи посвящены полному -- насколько это позволяет объем журнала -- расчету со сложными культурными реалиями ХХ века и попытками связать все со всем, например, Церетели с Рублевым. Удивляет и широкий культурный контекст, с щедрым включением в него поэтов и художников, утвердивших свое право на отдельность и жизнью, и смертью. Легко предположить, что новая концепция журнала особенно близка новой идеологии Академии художеств. Выбор художников на «Выставке круга ДИ» тоже вполне вписывается в новую политику Российской академии художеств -- неожиданно приветливую и привечающую. Академия каждой следующей вставкой предъявляет нам вместо прошлой строго реалистической академической концепции нечто совершенно новое -- триумф ретроспективности, привилегированное равновесие и ностальгию по светлому советскому прошлому, где было место для всех, хоть и на разных этажах. В плотно увешанных живописью залах академии разные художники сливаются в одного всехудожника, любящего живопись, но лишенного возможности понять собственные границы. Кураторская идея состояла как раз в отсутствии выбора -- этим, как считает Ада Сафарова, и отличается их выставка «от элегантных и стилистически чистых выставок, представляющих одну тенденцию в искусстве». В этот круг включены совсем разные художники -- Валерий Кошляков, Виктор Калинин, Ольга Гречина, Андрей Красулин. Разные поколения, разные дискурсы неожиданно слились в одном салоне -- безразличном и к художнику, и к зрителю в равной мере. Попытка зафиксировать, музеефицировать еще живые художественные реалии, соединить археологический контекст с развивающимся и существующим -- злая шутка для обеих сторон. В проигрыше оказываются и художники, вставленные в условное пространство, созданное журналом, и растворяющиеся в нем, и культовые персонажи, привлеченные в игры доморощенных культурологов против своей воли. |
Бальные аксессуары членов императорской семьи собраны для всеобщего обозрения «Средь шумного бала» -- выставка серьезная и модная. Серьезная -- потому, что в Выставочном зале федеральных архивов показаны вещи не только из собственного собрания, но и из музея-заповедника «Павловск», Исторического и Русского музеев. Модная -- потому, что вещи эти относятся к моде самым непосредственным образом и подобраны так, что по ним можно было представить себе жизнь членов императорского дома России... >>
Голландскому музыковеду и программисту Альберту Уиллему Хольсбергену удалось восстановить неизвестное произведение Людвига ван Бетховена. Собрав доселе разрозненные наброски увертюры к так и не написанной опере по шекспировскому «Макбету», Хольсберген создал ее восьмиминутную версию... >>
Вчера в Русском музее Петербурга открылась фотовыставка «Абсолютный штиль» современного немецкого фотографа и художника Юргена Клауке. Экспозиция-ретроспектива представляет творческий путь новатора немецкой фотографии 70--90-х годов -- от его первых работ до масштабных зрелищных перформансов, в которых художник выступает в роли режиссера и модели... >>
Комедия «Животное» на экранах Москвы Хронический лузер Марвин (Роб Шнайдер) мечтает стать настоящим полицейским, но вместо того, чтобы сражаться со злодеями, вынужден просиживать свои весьма несвежие портки на складе вещественных доказательств. Его никто не любит и не уважает -- ни коллеги, ни соседи, ни даже соседские собаки -- и в сущности всех их можно понять: таких бестолковых и убогоньких индивидуумов не бывает даже в американских кинокомедиях. Все меняется в одночасье... >>
Павел Лунгин нашел исполнителя для главного героя фильма «Олигарх» В начале сентября Павел Лунгин начнет съемки своего нового фильма «Олигарх». На роль Бориса Березовского в картине прочили многих -- от Аль Пачино и Джона Малковича до главного редактора «Коммерсанта» Андрея Васильева. В результате досталась она призеру последнего Московского кинофестиваля Владимиру Машкову. Пока нет исполнителя лишь для роли Ларри, чьим прототипом послужил Бадри Патаркацишвили... >>
Журнал «Декоративное искусство» нашел себе место 21 августа в залах Российской академии художеств открылась выставка «Художники круга ДИ». Выставка объявлена частью проекта, включающего «новую книжку журнала, серию выставок и круглых столов на актуальные темы художественной практики»... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|