Время новостей
     N°153, 24 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.08.2001
В кругах академии
Журнал «Декоративное искусство» нашел себе место
21 августа в залах Российской академии художеств открылась выставка «Художники круга ДИ». Выставка объявлена частью проекта, включающего «новую книжку журнала, серию выставок и круглых столов на актуальные темы художественной практики».

Все забывается слишком быстро. Журнал «Декоративное искусство» (ДИ) выходил с 1957 года, а в конце 1970-х стал культовым для узкого круга художественной интеллигенции. Немногим более, чем другие, свободный от жесткой диктатуры художественных союзов тот, подзабытый уже «ДИ», остался в памяти не столько обращением к декоративным искусствам, но и редким в те годы вниманием к культурным проблемам и неожиданной свежестью текстов. В «ДИ» писали Сергей Аверинцев, Дмитрий Лихачев, Юрий Лотман. Были и более официозные авторы и скучные материалы, но не они отличали журнал от других, не они и запомнились. В перестроечные годы журнал столкнулся с проблемами нового времени, и не только материальными, выходил редко и почти забылся. Но даже те, кто помнит лучшие времена журнала «Декоративное искусство» -- самого изысканного и стильного советского художественного журнала, вряд ли представляют себе, как может выглядеть выставка «Художники круга ДИ» сегодня. Невозможность продолжения того старого журнала и восстановления его гипотетического круга настолько очевидна, что название представляется почти нонсенсом -- странным соединением старой марки и реалий нового времени. Еще более экзотическим кажется место проведения выставки -- Академия художеств. Это как если бы спектакли любимовского Театра на Таганке возобновили на сцене Малого театра или в «Правде» вышли бы статьи из прежней «Литературки». Новое время с наивной простотой и твердой уверенностью соединяет то, что еще недавно казалось противоположным и несоединимым.

Куратор выставки и главный редактор «ДИ» Ада Сафарова утверждает, что никаких решительных изменений ни в выборе авторов, ни в редакционной политике не произошло. Несколько же неожиданный для «ДИ» интерес к пластическим искусствам г-жа Сафарова объясняет изменившейся обстановкой и недостатком искусств декоративных, хотя может ли их теперь стать меньше, чем в экономные советские времена? Журнал по-прежнему хочет заниматься и высокими теоретическими проблемами культуры, но именно в этом заметна смена интересов и приоритетов.

Выставка «Художники круга ДИ» и новый номер журнала -- своеобразная декларация. На обложке нового ДИ -- иературы загадочного Михаила Шварцмана, под обложкой цитаты из Иосифа Бродского и Венедикта Ерофеева, Казимира Малевича и Марка Шагала, посмертно призванных разделить «новое понимание новизны» и фантастическую теорию «рецептуализма» Славы Лена. Манифестом нового направления с невыговариваемым названием объявлена картина президента Академии художеств Зураба Церетели «Молодой человек с птицей». Статьи посвящены полному -- насколько это позволяет объем журнала -- расчету со сложными культурными реалиями ХХ века и попытками связать все со всем, например, Церетели с Рублевым. Удивляет и широкий культурный контекст, с щедрым включением в него поэтов и художников, утвердивших свое право на отдельность и жизнью, и смертью.

Легко предположить, что новая концепция журнала особенно близка новой идеологии Академии художеств. Выбор художников на «Выставке круга ДИ» тоже вполне вписывается в новую политику Российской академии художеств -- неожиданно приветливую и привечающую.

Академия каждой следующей вставкой предъявляет нам вместо прошлой строго реалистической академической концепции нечто совершенно новое -- триумф ретроспективности, привилегированное равновесие и ностальгию по светлому советскому прошлому, где было место для всех, хоть и на разных этажах. В плотно увешанных живописью залах академии разные художники сливаются в одного всехудожника, любящего живопись, но лишенного возможности понять собственные границы. Кураторская идея состояла как раз в отсутствии выбора -- этим, как считает Ада Сафарова, и отличается их выставка «от элегантных и стилистически чистых выставок, представляющих одну тенденцию в искусстве». В этот круг включены совсем разные художники -- Валерий Кошляков, Виктор Калинин, Ольга Гречина, Андрей Красулин. Разные поколения, разные дискурсы неожиданно слились в одном салоне -- безразличном и к художнику, и к зрителю в равной мере.

Попытка зафиксировать, музеефицировать еще живые художественные реалии, соединить археологический контекст с развивающимся и существующим -- злая шутка для обеих сторон.

В проигрыше оказываются и художники, вставленные в условное пространство, созданное журналом, и растворяющиеся в нем, и культовые персонажи, привлеченные в игры доморощенных культурологов против своей воли.

Инна БАРЛЕБЕН