N°152 23 августа 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Опера для слепых В Вене поставили «Иоланту»
Последняя опера Чайковского -- «Иоланта» -- не входит в колоду постоянно тасуемых в западных театрах русских наименований. В первый и последний раз в Вене ею дирижировал Густав Малер -- считается, что неудачно, потому что целое столетие после этого «Иоланту» здесь никто не слышал. Таким образом, опера, датируемая 1891 годом и поставленная в программу завершающегося завтра в Вене музыкального фестиваля «Клангбоген» («Звучащий смычок»), оказалась для местной публики почти новинкой. И если сто лет назад ее судьба зависела в первую очередь от дирижера, то в современном театре ответственность за нее разделяет также и режиссер.
Так уж повелось, что русские оперы на Западе сейчас положено ставить следующим составом: уважаемый русский дирижер, задиристый западный режиссер, славянские певцы. Дирижер должен донести до публики привольные шири партитуры, режиссер -- снять с героев неизбывные кокошники, облачить их в кожанки или френчи и адаптировать сюжет к современной мифологии, а певцы -- спеть сложнопроизносимые слова так, чтобы немногочисленные русскоязычные слушатели при этом не засмеялись. Именно по такой схеме все и было сделано в «Иоланте», поставленной в небольшом венском театре «Ан дер Вин». Маэстро Владимир Федосеев темпераментно взвинчивал свой, привезенный из Москвы, оркестр имени Чайковского. Интернациональная команда солистов, среди которых имелись отличный польский тенор Петр Бечала (Водемон) и трогательно-невинное киевское сопрано Ольга Микитенко (Иоланта), пела славу Свету и Творцу. А немецкий режиссер и сценограф Пер Бойзен рассказывал в это время о том, что мир зол, черен и неказист. Помогали ему в этом бегущая строка с намеренно жестким, сделанным самим режиссером немецким вариантом либретто и куртуазный сурдопереводчик, политкорректно поставленный рядом со сценой для напоминания о неизжитых бедах человечества. Сложно представить, чтобы оперу про слепую дочь короля Рене пришли слушать глухие люди. Но если такое и случилось, то переводчик вряд ли бы им помог. Все самое интересное все равно происходило в оркестровой яме. Федосеев вел свою энергичную и драматичную «Иоланту» поперек статичной режиссуры, строя музыкальный текст на предельных контрастах и добиваясь сатисфакции если не для всей оперы, то хотя бы для певцов и самого себя. Долгая овация слушателей перерубила спектакль примерно в середине, после дуэта Иоланты и Водемона «Дивный первенец творенья», который дирижер превратил в оппозиционный режиссерскому замыслу патетичный гимн. На сцене же можно было увидеть лишь третьеразрядный оперный модернизм -- унылый, однообразный, беспомощный, успевающий наскучить за полтора часа, что длится опера. Черные стены, черные люди, черный Иолантин рай, в который слепую девушку в белом платье заточил ее мучающийся амбивалентностью отец. Посреди сцены торчит что-то вроде городского фонтана с фаллической лестницей, поднимающейся в заоблачную спальню. Туда Иоланту уведет загадочный басурманский лекарь (предварительно сняв с себя почему-то только сапоги), чтобы через несколько минут вернуть назад -- прозревшей. Даже этот, самый пикантный и бесспорный с точки зрения мифологического толкования, эпизод Бойсен не смог поставить с достоинством и хоть с какой-то логикой: дожидающимся излечения Иоланты отцу, жениху и паре других благородных рыцарей он выдал по рюмке виски «Балантайн», которые те к финальной осанне едва успевают сменить на молитвенники. Никто не спорит, что в небольшую оперу Чайковский впустил массу приличествующих своему времени тем и символов. При желании здесь можно найти инициацию, психоанализ, антитезу земной и возвышенной любви, и даже нездоровое отношение отца к собственной дочери. И сложно запрещать современным режиссерам все это там искать. Другое дело, что кроме этих символов, давно превратившихся в общие места, от постановщика требуется еще как минимум работа с актерами и сценическим пространством. Иначе опера превращается в инсталляцию, построенную на диалоге старого сюжета с новыми смыслами, в разновидность актуального искусства, где все можно объяснить словами, и где расхожие концептуальные спекуляции отменяют уже имеющуюся музыкальную драматургию. И, как показывает театральная реальность, ничего более удобного, чем неизвестная на Западе русская оперная классика, для подобных экзерсисов не найдешь. Так что Иоланта-то, может, и прозрела, но венские зрители, не видевшие ее сто лет, наверняка так и остались слепы.
В Вене поставили «Иоланту» Последняя опера Чайковского -- «Иоланта» -- не входит в колоду постоянно тасуемых в западных театрах русских наименований. В первый и последний раз в Вене ею дирижировал Густав Малер -- считается, что неудачно, потому что целое столетие после этого «Иоланту» здесь никто не слышал. Таким образом, опера, датируемая 1891 годом и поставленная в программу завершающегося завтра в Вене музыкального фестиваля «Клангбоген» («Звучащий смычок»), оказалась для местной публики почти новинкой... >>
На днях выйдет новый альбом Бьорк -- Vespertine Новый студийный альбом исландской певицы Бьорк -- один из самых значительных релизов года, которому еще до выхода прочат огромный успех. Неудивительно: все сольные альбомы Бьорк, начиная с сенсационного Debut, заставляют следить за ее творчеством, и невозможно предугадать, что она еще выкинет... >>
Роб Шнайдер привез в Москву свою новую комедию На пресс-конференции, которую провел вчера в Москве американский комик, он долго и обстоятельно рассказывал, как ухаживать за разными зверушками. Перед каждой новой репликой переводчица издавала короткий радостный смешок. Дело в том, что в новом фильме «Животное» (режиссер Люк Гриндфилд) Шнайдер сыграл полицейского-неудачника, которому имплантируют органы зверей. В своем обновленном виде герой по уровню интеллектуальных и физиологических возможностей и потребностей представляет собой нечто среднее между жеребцом, кобелем и козлом... >>
В Москве проходит Фестиваль социальной рекламы Фестиваль социальной рекламы -- дело муниципальной важности. Управление правительства Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформления города решило провести его после социологического опроса, из которого следовало, что москвичи не знают, что такое социальная реклама. То есть если и вспоминают верный пример, вроде «Позвоните родителям», то все равно путают с какой-нибудь «Новой связью»... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|