N°138
03 августа 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  03.08.2001
Сергей Ливнев: «В профессии продюсера нет потолка»
версия для печати
Сергею ЛИВНЕВУ еще нет сорока, но он уже успел перепробовать едва ли не все профессии, связанные с кино, -- от сценариста и режиссера до директора крупнейшей российской киностудии. Эксперимент по производству малобюджетного кино, осуществленный им на студии Горького, оказался не слишком успешным, хотя итогом его и стали один-два неплохих фильма. Продюсировать малобюджетные фильмы в США оказалось проще и прибыльнее, особенно когда твоим партнером является Роджер Корман, знаменитый американский режиссер и продюсер, король фильмов категории «Б». На Московском кинофестивале Ливнев продемонстрировал первый плод сотрудничества с Корманом -- древнеримский эпик «Арена» (режиссер Тимур Бекмамбетов). На очереди -- «Песни Розы», любовная история на фоне второй мировой войны. Российский ответ «Перл-Харбору» в эти дни начинает снимать известный режиссер Михаил Пташук. Продюсер Ливнев надеется, что «Песни Розы» окажутся фильмом, который увидят во всем мире. Беседу вела Вита РАММ.

-- Известно, что успешной карьере русских актеров в Голливуде мешает неродной английский язык. Продюсеру из России, может быть, легче?

-- Да. Язык не является таким барьером, как для актеров. В США и особенно в Голливуде никого не интересует, из какой ты страны. Туда приезжают со всего мира. Главное, что ты умеешь делать. У меня есть вид на жительство и право работать там. Плачу налоги на прибыль, что, на самом деле, приятно: значит, прибыль есть. Но иногда то, что я из России, мешает. Хотел купить права на экранизацию книги, а мне отказали. Владельцы прав еще не слышали, что русские продюсеры могут быть успешными.

-- Что нужно, чтобы утвердиться в Голливуде?

-- В первую очередь, требуется наличие интересных замыслов и умение воплощать их во что-то реальное. Продюсер инициирует фильм и отвечает и за художественную, и за финансовую сторону. Есть разные продюсеры: одни мало что понимают в творчестве, но зато умеют найти деньги. Бывает наоборот. Тогда нужен опытный финансовый партнер. В последнее время образцом для многих продюсеров являются братья Уайнстайны из Miramax. Они ищут по всему миру талантливых людей, которые способны делать интересные фильмы.

-- Прав ли герой Стива Мартина из «Клевого парня», который утверждал, что и в Голливуде фильмы снимаются за две с лишним тысячи долларов, а все остальное -- гонорар звездам?

-- Бывает и так. Но если серьезно, в Америке существует много моделей кино. Как ни странно, существует даже наша российская модель, когда все стараются делать деньги в процессе производства. Но такие продюсеры в Голливуде долго не живут. Большинство продюсеров не вкладывают свои личные деньги в производство. Не надо иметь много своих денег -- надо иметь интересные идеи, умение собрать людей и убедить инвесторов или дистрибьюторские компании в том, что твой фильм принесет успех.

-- Как состоялось ваше знакомство с Роджером Корманом?

-- Я сознательно хотел с ним познакомиться, так как начинать дела в Голливуде логичнее всего с него. Он классик малобюджетного кино. Я тоже (смеется). Мне было ясно, что я могу ему предложить. Я хорошо себе представляю, как можно в России снимать кино -- дешево и качественно. Корман человек очень ясного коммерческого подхода. Я ему предложил снимать в России или в других странах бывшего СССР. Иностранцы его не пугают. Он много работал за границей, в том числе и в России. Управляя маленькими бюджетами, он может больше себе позволить в плане риска. Мы обсудили разные проекты. Через несколько месяцев Корман позвонил мне и сказал: «Вышел «Гладиатор», и надо как-то воспользоваться успехом этого фильма». Так мы сделали фильм «Гладиатрикс» (русское название -- «Арена». -- Ред.). Безусловно, я понимал, что Корман будет пристально следить за тем, как я работаю. Он послал своего человека присматривать за нами. Результат его удовлетворил. Фильм хорошо продается. Корман понял, что получил фильм лучше, чем рассчитывал.

-- После России тяжело было начинать все заново?

-- Быть продюсером в Америке совсем особое дело, потому что в этой профессии абсолютно нет потолка. Пока я стою лишь на первой ступеньке большой лестницы. А дальше будут другие фильмы с другими бюджетами, с другим замахом. И все зависит только от тебя. Очень здорово делать фильмы, которые потенциально может смотреть весь мир. А фильмы для всего мира, как известно, снимают только в Америке. Впрочем, фильм может сниматься где угодно. На самом деле, кинопроизводство сейчас очень активно уходит из Америки, в частности из Калифорнии, и экономика теряет огромные деньги. Сначала производство перебралось в Канаду, потому что там принято хорошее налоговое законодательство. Примеру канадцев последовали и другие страны. И вообще людям надоело смотреть на одни и те же улицы Лос-Анджелеса. Мир разнообразен, но где бы фильм ни снимался, все равно мозговой центр находится в Голливуде. Эту ситуацию бессмысленно пытаться поломать и совершенно незачем.

-- Вы сейчас работаете с фильмами класса «Б». Когда перейдете в класс «А»?

-- Думаю, через пару лет.

-- На русском материале?

-- Совершенно необязательно. Сейчас мне удобно работать на русском материале, здесь я хорошо ориентируюсь, все знаю и могу делать вещи дешевле. То, что будет выглядеть на пять миллионов долларов, я могу сделать за два. Первый мой фильм был про Древний Рим. Готовятся съемки фильма в стиле юношеского фэнтези -- про средние века. Сейчас буду снимать «Песни Розы» -- картину о войне, которую, надеюсь, будут смотреть во всем мире. Это история еврейской девушки из Нью-Йорка, которая накануне Великой Отечественной войны приезжает в Белоруссию, в местечко, откуда были родом ее родители, собирать еврейские песни. Она мечтает о мюзикле на Бродвее. На следующий день начинается война. Она едва не погибает, знакомится с русским солдатом... Режиссер этого фильма -- известный белорусский режиссер Михаил Пташук. Последний его фильм «В августе 44-го» с успехом идет в кинотеатрах. Я очень рад, что работаю с Михаилом Николаевичем. Он хорошо знает тему, чувствует фактуру времени. Он очень талантливый и мощный человек и вместе с тем очень податливый, реально мыслящий, в отличие, увы, от большинства российских режиссеров.

-- На последнем «Кинотавре» Михаил Пташук публично обвинил продюсера Владимира Семаго, что тот отобрал у режиссера право на окончательный монтажный вариант. В наше время для России достаточно типичен спор режиссера с продюсером...

-- В России все-таки отношение к продюсеру странное. Приходится бороться с режиссером, который воспринимает тебя либо как цензора из старого Госкино, либо как лоха с деньгами. Таковы даже молодые режиссеры. Для меня не вопрос, кто является автором фильма. В американской системе режиссер -- наемный работник. По-другому и быть не может.

-- У нас за фильм отвечает все-таки режиссер...

-- Знаю, но я не собираюсь больше работать по этим законам. Для меня вопрос ясен: если режиссер хочет работать по законам советского кино, то пожалуйста. Но без меня.

-- Когда начнутся съемки «Песен Розы»?

-- В августе. В главной роли американка Нора Зетнер. Ей 22 года, восходящая звезда (среди других ее проектов -- молодежная комедия «Американский пирог-2». -- Ред.). В роли русского офицера -- Юрий Колокол. Так он себя называет в Америке, полная его фамилия Колокольников. Он сыграл «В августе 44-го» -- помните партнера Евгения Миронова? Он хороший, фактурный артист и к тому же практически без акцента говорит по-английски, так как пять лет жил в Канаде. Фильм будет сниматься на английском языке с последующим дубляжом на белорусский, русский и так далее. Режиссер будет общаться с актерами через переводчика.

-- Каков бюджет вашего нового проекта?

-- Нужно отдавать себе отчет, что хоть нам и будет помогать белорусская армия, это будет небольшой фильм. Не «Спасение рядового Райана». Все мои фильмы не выходят за рамки миллиона долларов. Они не выходят в кинотеатрах. Они продаются на видеокассетах и на телевидение. Но, возможно, «Песни Розы» и будут иметь свою прокатную судьбу.

-- Что для этого необходимо?

-- 25 миллионов долларов. Столько стоит рекламная кампания фильма, выходящего в кинотеатрах. Поэтому все меньше и меньше фильмов выходят в кинопрокат и все больше -- на видео и по телевидению. Сколько раз можно сходить в кино -- раз в неделю, не чаще. А фильмы смотрят каждый день, и потому так популярны в мире видеопрокаты. Фильмы, которые рассчитаны только для видео, используют другую стратегию. Вложения в рекламу меньше, но главная цель -- попасть на полку. По всем развитым странам стоят сети видеотек. Самая большая сеть -- «Блокбастер». По всей Америке в этой сети стоят на полках одни и те же фильмы. Но с сетью договориться очень трудно, она берет кинопродукцию не у всех дистрибьюторов. Поэтому я, как продюсер, хочу работать с той компанией, у которой есть договор с сетью «Блокбастер». У Кормана есть свое место на полке.

-- Со Спилбергом еще не познакомились?

-- Мы с ним пока находимся в разных весовых категориях. Мне не нужны знакомства с людьми, которые заведомо не будут со мной работать. Я думал, что Роджер Корман будет со мной работать, и потому познакомился с ним. Бессмысленно, на мой взгляд, стремиться к знакомствам, которые ни к чему не приведут. Я познакомлюсь со Спилбергом тогда, когда у меня будет что ему предложить.
Беседовала Вита РАММ

  КУЛЬТУРА  
  • //  03.08.2001
Сергею Ливневу еще нет сорока, но он уже успел перепробовать едва ли не все профессии, связанные с кино, -- от сценариста и режиссера до директора крупнейшей российской киностудии. Эксперимент по производству малобюджетного кино, осуществленный им на студии Горького, оказался не слишком успешным, хотя итогом его и стали один-два неплохих фильма. Продюсировать малобюджетные фильмы в США оказалось проще и прибыльнее, особенно когда твоим партнером является Роджер Корман, знаменитый американский режиссер и продюсер, король фильмов категории «Б». С Сергеем ЛИВНЕВЫМ побеседовала Вита РАММ. >>
  • //  03.08.2001
В свою пору Ильфа и Петрова спрашивали: «Почему вы пишите смешно?» Редакция газеты «Время новостей» решила расспросить о развлекательном начале в современном искусстве прежде всего практиков -- тех, кто так или иначе отдает дань «легким жанрам». Разговор начинает прозаик Алексей СЛАПОВСКИЙ, трижды финалист букеровских состязаний (романы «Первое второе пришествие», «Анкета», «День денег»), сценарист телесериалов «Остановка по требованию», «Пятый угол» и «Остановка по требованию -- 2»... >>
  • //  03.08.2001
Новейшая русская литература получила достойный портрет
Трехтомный учебник Наума Лейдермана и Марка Липовецкого «Современная русская литература» (М., УРСС) -- первый полноценный опыт описания отечественной словесности второй половины XX века. Полвека -- всегда полвека, а если учесть историческую насыщенность «послесталинской» эпохи, специфический ход литературной эволюции (сперва черепашье, а затем все более стремительное движение словесности к свободе), агрессивное (хотя зачастую и обманчивое) разнообразие новейшей литературы, то работа Лейдермана и Липовецкого вызывает искреннее восхищение... >>
  • //  03.08.2001
Зальцбург прощается с Жераром Мортье
Открывшийся на днях Зальцбургский музыкальный фестиваль в этом году прощается со своим художественным руководителем и интендантом Жераром Мортье. За девять лет, что он руководил фестивалем, в Зальцбурге получили постоянную прописку лидеры европейского режиссерского театра, давшие новые интерпретации классической опере... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика