|
|
N°138, 03 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сергей Ливнев: «В профессии продюсера нет потолка»
Сергею ЛИВНЕВУ еще нет сорока, но он уже успел перепробовать едва ли не все профессии, связанные с кино, -- от сценариста и режиссера до директора крупнейшей российской киностудии. Эксперимент по производству малобюджетного кино, осуществленный им на студии Горького, оказался не слишком успешным, хотя итогом его и стали один-два неплохих фильма. Продюсировать малобюджетные фильмы в США оказалось проще и прибыльнее, особенно когда твоим партнером является Роджер Корман, знаменитый американский режиссер и продюсер, король фильмов категории «Б». На Московском кинофестивале Ливнев продемонстрировал первый плод сотрудничества с Корманом -- древнеримский эпик «Арена» (режиссер Тимур Бекмамбетов). На очереди -- «Песни Розы», любовная история на фоне второй мировой войны. Российский ответ «Перл-Харбору» в эти дни начинает снимать известный режиссер Михаил Пташук. Продюсер Ливнев надеется, что «Песни Розы» окажутся фильмом, который увидят во всем мире. Беседу вела Вита РАММ.
-- Известно, что успешной карьере русских актеров в Голливуде мешает неродной английский язык. Продюсеру из России, может быть, легче?
-- Да. Язык не является таким барьером, как для актеров. В США и особенно в Голливуде никого не интересует, из какой ты страны. Туда приезжают со всего мира. Главное, что ты умеешь делать. У меня есть вид на жительство и право работать там. Плачу налоги на прибыль, что, на самом деле, приятно: значит, прибыль есть. Но иногда то, что я из России, мешает. Хотел купить права на экранизацию книги, а мне отказали. Владельцы прав еще не слышали, что русские продюсеры могут быть успешными.
-- Что нужно, чтобы утвердиться в Голливуде?
-- В первую очередь, требуется наличие интересных замыслов и умение воплощать их во что-то реальное. Продюсер инициирует фильм и отвечает и за художественную, и за финансовую сторону. Есть разные продюсеры: одни мало что понимают в творчестве, но зато умеют найти деньги. Бывает наоборот. Тогда нужен опытный финансовый партнер. В последнее время образцом для многих продюсеров являются братья Уайнстайны из Miramax. Они ищут по всему миру талантливых людей, которые способны делать интересные фильмы.
-- Прав ли герой Стива Мартина из «Клевого парня», который утверждал, что и в Голливуде фильмы снимаются за две с лишним тысячи долларов, а все остальное -- гонорар звездам?
-- Бывает и так. Но если серьезно, в Америке существует много моделей кино. Как ни странно, существует даже наша российская модель, когда все стараются делать деньги в процессе производства. Но такие продюсеры в Голливуде долго не живут. Большинство продюсеров не вкладывают свои личные деньги в производство. Не надо иметь много своих денег -- надо иметь интересные идеи, умение собрать людей и убедить инвесторов или дистрибьюторские компании в том, что твой фильм принесет успех.
-- Как состоялось ваше знакомство с Роджером Корманом?
-- Я сознательно хотел с ним познакомиться, так как начинать дела в Голливуде логичнее всего с него. Он классик малобюджетного кино. Я тоже (смеется). Мне было ясно, что я могу ему предложить. Я хорошо себе представляю, как можно в России снимать кино -- дешево и качественно. Корман человек очень ясного коммерческого подхода. Я ему предложил снимать в России или в других странах бывшего СССР. Иностранцы его не пугают. Он много работал за границей, в том числе и в России. Управляя маленькими бюджетами, он может больше себе позволить в плане риска. Мы обсудили разные проекты. Через несколько месяцев Корман позвонил мне и сказал: «Вышел «Гладиатор», и надо как-то воспользоваться успехом этого фильма». Так мы сделали фильм «Гладиатрикс» (русское название -- «Арена». -- Ред.). Безусловно, я понимал, что Корман будет пристально следить за тем, как я работаю. Он послал своего человека присматривать за нами. Результат его удовлетворил. Фильм хорошо продается. Корман понял, что получил фильм лучше, чем рассчитывал.
-- После России тяжело было начинать все заново?
-- Быть продюсером в Америке совсем особое дело, потому что в этой профессии абсолютно нет потолка. Пока я стою лишь на первой ступеньке большой лестницы. А дальше будут другие фильмы с другими бюджетами, с другим замахом. И все зависит только от тебя. Очень здорово делать фильмы, которые потенциально может смотреть весь мир. А фильмы для всего мира, как известно, снимают только в Америке. Впрочем, фильм может сниматься где угодно. На самом деле, кинопроизводство сейчас очень активно уходит из Америки, в частности из Калифорнии, и экономика теряет огромные деньги. Сначала производство перебралось в Канаду, потому что там принято хорошее налоговое законодательство. Примеру канадцев последовали и другие страны. И вообще людям надоело смотреть на одни и те же улицы Лос-Анджелеса. Мир разнообразен, но где бы фильм ни снимался, все равно мозговой центр находится в Голливуде. Эту ситуацию бессмысленно пытаться поломать и совершенно незачем.
-- Вы сейчас работаете с фильмами класса «Б». Когда перейдете в класс «А»?
-- Думаю, через пару лет.
-- На русском материале?
-- Совершенно необязательно. Сейчас мне удобно работать на русском материале, здесь я хорошо ориентируюсь, все знаю и могу делать вещи дешевле. То, что будет выглядеть на пять миллионов долларов, я могу сделать за два. Первый мой фильм был про Древний Рим. Готовятся съемки фильма в стиле юношеского фэнтези -- про средние века. Сейчас буду снимать «Песни Розы» -- картину о войне, которую, надеюсь, будут смотреть во всем мире. Это история еврейской девушки из Нью-Йорка, которая накануне Великой Отечественной войны приезжает в Белоруссию, в местечко, откуда были родом ее родители, собирать еврейские песни. Она мечтает о мюзикле на Бродвее. На следующий день начинается война. Она едва не погибает, знакомится с русским солдатом... Режиссер этого фильма -- известный белорусский режиссер Михаил Пташук. Последний его фильм «В августе 44-го» с успехом идет в кинотеатрах. Я очень рад, что работаю с Михаилом Николаевичем. Он хорошо знает тему, чувствует фактуру времени. Он очень талантливый и мощный человек и вместе с тем очень податливый, реально мыслящий, в отличие, увы, от большинства российских режиссеров.
-- На последнем «Кинотавре» Михаил Пташук публично обвинил продюсера Владимира Семаго, что тот отобрал у режиссера право на окончательный монтажный вариант. В наше время для России достаточно типичен спор режиссера с продюсером...
-- В России все-таки отношение к продюсеру странное. Приходится бороться с режиссером, который воспринимает тебя либо как цензора из старого Госкино, либо как лоха с деньгами. Таковы даже молодые режиссеры. Для меня не вопрос, кто является автором фильма. В американской системе режиссер -- наемный работник. По-другому и быть не может.
-- У нас за фильм отвечает все-таки режиссер...
-- Знаю, но я не собираюсь больше работать по этим законам. Для меня вопрос ясен: если режиссер хочет работать по законам советского кино, то пожалуйста. Но без меня.
-- Когда начнутся съемки «Песен Розы»?
-- В августе. В главной роли американка Нора Зетнер. Ей 22 года, восходящая звезда (среди других ее проектов -- молодежная комедия «Американский пирог-2». -- Ред.). В роли русского офицера -- Юрий Колокол. Так он себя называет в Америке, полная его фамилия Колокольников. Он сыграл «В августе 44-го» -- помните партнера Евгения Миронова? Он хороший, фактурный артист и к тому же практически без акцента говорит по-английски, так как пять лет жил в Канаде. Фильм будет сниматься на английском языке с последующим дубляжом на белорусский, русский и так далее. Режиссер будет общаться с актерами через переводчика.
-- Каков бюджет вашего нового проекта?
-- Нужно отдавать себе отчет, что хоть нам и будет помогать белорусская армия, это будет небольшой фильм. Не «Спасение рядового Райана». Все мои фильмы не выходят за рамки миллиона долларов. Они не выходят в кинотеатрах. Они продаются на видеокассетах и на телевидение. Но, возможно, «Песни Розы» и будут иметь свою прокатную судьбу.
-- Что для этого необходимо?
-- 25 миллионов долларов. Столько стоит рекламная кампания фильма, выходящего в кинотеатрах. Поэтому все меньше и меньше фильмов выходят в кинопрокат и все больше -- на видео и по телевидению. Сколько раз можно сходить в кино -- раз в неделю, не чаще. А фильмы смотрят каждый день, и потому так популярны в мире видеопрокаты. Фильмы, которые рассчитаны только для видео, используют другую стратегию. Вложения в рекламу меньше, но главная цель -- попасть на полку. По всем развитым странам стоят сети видеотек. Самая большая сеть -- «Блокбастер». По всей Америке в этой сети стоят на полках одни и те же фильмы. Но с сетью договориться очень трудно, она берет кинопродукцию не у всех дистрибьюторов. Поэтому я, как продюсер, хочу работать с той компанией, у которой есть договор с сетью «Блокбастер». У Кормана есть свое место на полке.
-- Со Спилбергом еще не познакомились?
-- Мы с ним пока находимся в разных весовых категориях. Мне не нужны знакомства с людьми, которые заведомо не будут со мной работать. Я думал, что Роджер Корман будет со мной работать, и потому познакомился с ним. Бессмысленно, на мой взгляд, стремиться к знакомствам, которые ни к чему не приведут. Я познакомлюсь со Спилбергом тогда, когда у меня будет что ему предложить.
Беседовала Вита РАММ