N°100
08 июня 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  08.06.2001
Кажется, дождь начинается
Известная торговая марка в России -- еще и источник головной боли

версия для печати
В последний год российские производители озаботились созданием и продвижением новых товарных знаков. Но владельцы брэндов в России юридически защищены гораздо слабее, чем в других странах. Эту тему обсуждали участники только что закончившейся в Москве конференции «Брэнды. Российское законодательство и мировая практика».

О недостатках законодательства в этой области говорилось давно, сейчас процесс ускоряет предстоящее вступление России в ВТО: национальные законодательства об интеллектуальной собственности должны соответствовать международному соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. По информации газеты «Время новостей», в ближайшие дни поправки к закону «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» должны быть внесены в Госдуму. Однако пока они не вступят в силу, проблем у российских владельцев товарных знаков меньше не станет.

Производители все чаще стремятся расширить свой брэнд на другие категории товаров -- он становится «зонтичным», то есть под единой маркой выпускаются несколько видов продукции. Это позволяет, во-первых, поддержать основной продукт в сопутствующих нишах. Например, недавно появившиеся сигареты «Флагман» по замыслу создателей должны будут увеличивать продажу одноименной водки. Во-вторых, под «зонтиком» можно скрыться от ограничений на рекламу табака и алкоголя. На Урале, например, сейчас продвигается семейство продуктов «Дядя Ваня», в которое, помимо водки, входят маринованные огурцы.

Но примеров такого «цивилизованного» расширения брендов в российской практике очень мало. Гораздо чаще производитель продукции с раскрученным торговым знаком обнаруживает в магазинах другие товары под тем же знаком, никакого отношения к компании -- владельцу брэнда не имеющие. В прошлом году, скажем, в продаже появились сигареты «Балтика», и одноименная пивная компания здесь ни при чем. Скандал достаточно долго разрешался в судах, и производителям пива с трудом удалось доказать свои права.

Юристы, специализирующиеся на регистрации товарных знаков, утверждают, что существует разветвленный бизнес по регистрации чужих товарных марок. «Как правило, чужие зарегистрированные товарные знаки регистрируют (в другой группе товаров. -- Ред.) дистрибьюторы владельца основного знака, чтобы привязать его к себе или заставить выкупить зарегистрированный товарный знак. Обычно такая «паразитическая» регистрация проводится в отношении сопутствующих классов товаров и услуг», -- рассказал партнер международной юридической фирмы Baker&McKenzie Евгений Ариевич. По его мнению, Роспатент, регистрируя такие знаки, потворствует недобросовестной конкуренции.

Глава юридической компании «Усков и партнеры» Вадим Усков считает, что в «паразитировании» на уже раскрученных брэндах часто виноваты сами владельцы этих брендов. Во-первых, существует целый ряд так называемых неохраноспособных названий (к ним относятся, например, географические -- в масле «Вологда» название зарегистрировать нельзя). В таком случае товарные знаки могут быть зарегистрированы только в определенном графическом исполнении, а это делают далеко не все владельцы. За что потом сами и страдают.

Во-вторых, недобросовестные конкуренты используют слабости охраны уже зарегистрированных товарных знаков. Товарный знак регистрируется на определенную категорию товаров и услуг. Можно зарегистрировать его по одному, профилирующему классу. Но тогда никто не гарантирует, что, выпустив на рынок и раскрутив, например, пивной брэнд, производитель не обнаружит в скором времени, что конкуренты начали производить водку или безалкогольные напитки под той же маркой.

Производитель может зарегистрировать товарный знак в основной нише (пиво) и для «сопутствующих товаров» (водка, сигареты) или дополнить этот список несопутствующими товарами тех категорий, в которых не хотел бы появления товара без своего ведома.

Правда, здесь, говорит г-н Усков, есть опасность ошибиться в выборе категорий. То есть производитель пива, например, регистрирует товарные знаки в группе «лекарственные средства», а его злобный конкурент начнет выпускать ботинки под раскрученной, но не зарегистрированной в группе «обувь» маркой.

И, наконец, самый радикальный способ -- «сплошная» регистрация, когда товарный знак регистрируется во всех 42 классах. Но и здесь компанию подстерегает опасность: регистрация на товарный знак аннулируется, если компания не использует его в течение пяти лет. Большинство российских компаний, по словам Вадима Ускова, о перерегистрации просто забывают.

Другая проблема, возникшая у владельцев раскрученных товарных знаков в последние годы, -- регистрации чужих товарных знаков в качестве доменных имен. «Если в зоне .com владелец товарного знака может отстоять свои права и вернуть товарный знак или домен через насильственную третейскую процедуру, то в зоне .ru это невозможно», -- говорит г-н Ариевич.

Например, если некто регистрирует сайт под названием Reebok.com, компания немедленно подаст иск, и имя отберут. Открытие сайта Reebok.ru ничем подобным для его владельца не грозит.

Процедура "доменного арбитража" принята всеми регистраторами в доменах уровня .com, .net и .org, а также администраторами более 50 национальных доменов, в число которых российский администратор не вошел. В России действующее законодательство никак напрямую не регулирует использование товарных знаков в Интернете. По крайней мере, пока. Потому что в упомянутом выше законопроекте есть положение, предусматривающее, что домен будет являться частью товарного знака. А его несанкционированное использование признается нарушением прав владельца товарного знака.
Анфиса ВОРОНИНА

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  08.06.2001
Японские бизнесмены не обещают России скорых инвестиций
Впервые за последнюю четверть века в Москву прилетела огромная делегация руководителей самых крупных японских компаний. По приглашению Владимира Путина 250 топ-менеджеров знакомились с экономическими переменами последнего времени. Чтобы картина была полной, японский деловой десант решил брать Россию сразу c трех сторон. Заинтересованные в бизнесе нашего Дальнего Востока высадились на Сахалине; те, кто хотел увидеть состояние российской науки, -- в Сибири; а третья группа начала с Санкт-Петербурга, совершила бросок в Нижний и вчера соединилась с остальными в московском «Метрополе»... >>
  • //  08.06.2001
Директор-распорядитель МВФ Хорст Келер вчера объявил совету директоров Фонда о выдвижении кандадата на должность своего первого заместителя и объявил имена руководителей трех департаментов. >>
  • //  08.06.2001
Структура платежей за телефонную связь по стране может быть изменена уже до конца этого года. Об этом заявил вчера Вадим Белов, замгендиректора холдинга «Связьинвест». Холдинг совместно с американской компанией McKinsey разработал и направил в аппарат правительства РФ новую методику расчета тарифов за фиксированную связь, сказал Вадим Белов, и сейчас основная задача холдинга -- убедить государство принять эти изменения. >>
  • //  08.06.2001
Российские банки нашли для компании 147 миллионов долларов
Два дня подряд «Русский алюминий» информировал общественность о получении крупных кредитов в российских банках. Позавчера ВЭБ согласился открыть компании кредитную линию на сумму 100 млн долл. Вчера было объявлено об организации Райффайзенбанк Австрия синдицированного кредита для «Русала» в размере 47 млн долл. >>
  • //  08.06.2001
Способы привлечения инвестиций в электроэнергетику вновь стали предметом бурных обсуждений. Вчера и сегодня Минэкономразвития принимает замечания и поправки в «Основные направления реформирования» отрасли, которые правительство должно утвердить в конце июня. >>
  • //  08.06.2001
Владимир Бутов объявляет новую нефтяную политику
Владимир Бутов, губернатор Ненецкого автономного округа, и Иван Мазур, президент «Роснефтегазстроя», вчера предъявили общественности до сих пор хранившийся в тайне проект строительства нового нефтепровода в одном из самых перспективных нефтяных регионов России -- Тимано-Печоре. Первыми проект увидели ученые, академики и профессора, приглашенные на научно-технический совет в «Роснефтегазстрой» (РНГС), компанию, которая специализируется на строительстве нефте- и газопроводов... >>
  • //  08.06.2001
Необыкновенно интенсифицировалось в последние дни воздушное сообщение между Россией и Болгарией. Во всяком случае на бумаге. Сразу семь компаний получили формальное право летать по этому маршруту, причем всем им пришлось предварительно пройти через скандалы разного характера и масштаба. >>
  • //  08.06.2001
Глава ЦБ Виктор Геращенко допускает, что правительству придется повысить прогноз инфляции на 2001 год, но не видит ничего страшного в том, что потребительские цены в стране растут несколько быстрее, чем власти ожидали осенью прошлого года. >>
  • //  08.06.2001
Губернатор Санкт-Петербурга вступил в состязание с мэром Москвы за возможность проведения автомобильных гонок «Формулы-1». В обеих столицах одинаково амбициозные проекты должны быть готовы практически одновременно к сезону 2003 года. Правда, ни инвесторов, ни эскизов трасс пока не имеет ни один из соперников. Зато за северной столицей -- поддержка президента России. >>
  • //  08.06.2001
Известная торговая марка в России -- еще и источник головной боли
В последний год российские производители озаботились созданием и продвижением новых товарных знаков. Но владельцы брэндов в России юридически защищены гораздо слабее, чем в других странах. Эту тему обсуждали участники только что закончившейся в Москве конференции «Брэнды. Российское законодательство и мировая практика». >>
  • //  08.06.2001
В России готовят систему обязательной сертификации древесины
Во второй половине года Россия начнет вводить в действие систему обязательной сертификации древесины на корню. Как сообщает Интерфакс со ссылкой на руководителя Государственной лесной службы Юрия Кукуева, от ее отсутствия страна ежегодно теряет около 1 млрд долларов -- дело в том, что на западных рынках за сертифицированную древесину дают процентов на 20 выше, чем за обычную. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика