Время новостей
     N°100, 08 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.06.2001
Кажется, дождь начинается
Известная торговая марка в России -- еще и источник головной боли
В последний год российские производители озаботились созданием и продвижением новых товарных знаков. Но владельцы брэндов в России юридически защищены гораздо слабее, чем в других странах. Эту тему обсуждали участники только что закончившейся в Москве конференции «Брэнды. Российское законодательство и мировая практика».

О недостатках законодательства в этой области говорилось давно, сейчас процесс ускоряет предстоящее вступление России в ВТО: национальные законодательства об интеллектуальной собственности должны соответствовать международному соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. По информации газеты «Время новостей», в ближайшие дни поправки к закону «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» должны быть внесены в Госдуму. Однако пока они не вступят в силу, проблем у российских владельцев товарных знаков меньше не станет.

Производители все чаще стремятся расширить свой брэнд на другие категории товаров -- он становится «зонтичным», то есть под единой маркой выпускаются несколько видов продукции. Это позволяет, во-первых, поддержать основной продукт в сопутствующих нишах. Например, недавно появившиеся сигареты «Флагман» по замыслу создателей должны будут увеличивать продажу одноименной водки. Во-вторых, под «зонтиком» можно скрыться от ограничений на рекламу табака и алкоголя. На Урале, например, сейчас продвигается семейство продуктов «Дядя Ваня», в которое, помимо водки, входят маринованные огурцы.

Но примеров такого «цивилизованного» расширения брендов в российской практике очень мало. Гораздо чаще производитель продукции с раскрученным торговым знаком обнаруживает в магазинах другие товары под тем же знаком, никакого отношения к компании -- владельцу брэнда не имеющие. В прошлом году, скажем, в продаже появились сигареты «Балтика», и одноименная пивная компания здесь ни при чем. Скандал достаточно долго разрешался в судах, и производителям пива с трудом удалось доказать свои права.

Юристы, специализирующиеся на регистрации товарных знаков, утверждают, что существует разветвленный бизнес по регистрации чужих товарных марок. «Как правило, чужие зарегистрированные товарные знаки регистрируют (в другой группе товаров. -- Ред.) дистрибьюторы владельца основного знака, чтобы привязать его к себе или заставить выкупить зарегистрированный товарный знак. Обычно такая «паразитическая» регистрация проводится в отношении сопутствующих классов товаров и услуг», -- рассказал партнер международной юридической фирмы Baker&McKenzie Евгений Ариевич. По его мнению, Роспатент, регистрируя такие знаки, потворствует недобросовестной конкуренции.

Глава юридической компании «Усков и партнеры» Вадим Усков считает, что в «паразитировании» на уже раскрученных брэндах часто виноваты сами владельцы этих брендов. Во-первых, существует целый ряд так называемых неохраноспособных названий (к ним относятся, например, географические -- в масле «Вологда» название зарегистрировать нельзя). В таком случае товарные знаки могут быть зарегистрированы только в определенном графическом исполнении, а это делают далеко не все владельцы. За что потом сами и страдают.

Во-вторых, недобросовестные конкуренты используют слабости охраны уже зарегистрированных товарных знаков. Товарный знак регистрируется на определенную категорию товаров и услуг. Можно зарегистрировать его по одному, профилирующему классу. Но тогда никто не гарантирует, что, выпустив на рынок и раскрутив, например, пивной брэнд, производитель не обнаружит в скором времени, что конкуренты начали производить водку или безалкогольные напитки под той же маркой.

Производитель может зарегистрировать товарный знак в основной нише (пиво) и для «сопутствующих товаров» (водка, сигареты) или дополнить этот список несопутствующими товарами тех категорий, в которых не хотел бы появления товара без своего ведома.

Правда, здесь, говорит г-н Усков, есть опасность ошибиться в выборе категорий. То есть производитель пива, например, регистрирует товарные знаки в группе «лекарственные средства», а его злобный конкурент начнет выпускать ботинки под раскрученной, но не зарегистрированной в группе «обувь» маркой.

И, наконец, самый радикальный способ -- «сплошная» регистрация, когда товарный знак регистрируется во всех 42 классах. Но и здесь компанию подстерегает опасность: регистрация на товарный знак аннулируется, если компания не использует его в течение пяти лет. Большинство российских компаний, по словам Вадима Ускова, о перерегистрации просто забывают.

Другая проблема, возникшая у владельцев раскрученных товарных знаков в последние годы, -- регистрации чужих товарных знаков в качестве доменных имен. «Если в зоне .com владелец товарного знака может отстоять свои права и вернуть товарный знак или домен через насильственную третейскую процедуру, то в зоне .ru это невозможно», -- говорит г-н Ариевич.

Например, если некто регистрирует сайт под названием Reebok.com, компания немедленно подаст иск, и имя отберут. Открытие сайта Reebok.ru ничем подобным для его владельца не грозит.

Процедура "доменного арбитража" принята всеми регистраторами в доменах уровня .com, .net и .org, а также администраторами более 50 национальных доменов, в число которых российский администратор не вошел. В России действующее законодательство никак напрямую не регулирует использование товарных знаков в Интернете. По крайней мере, пока. Потому что в упомянутом выше законопроекте есть положение, предусматривающее, что домен будет являться частью товарного знака. А его несанкционированное использование признается нарушением прав владельца товарного знака.

Анфиса ВОРОНИНА