N°192
22 декабря 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 ОБРАЗОВАНИЕ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  29.12.2000
Философия хороших привычек
Психологи прививают детям иммунитет к дурному

версия для печати
Школьные психологи наконец-то начинают играть ту роль, которую им отводили реформаторы образования. Если поначалу психологами работали в основном «переквалифицировавшиеся» учителя, то сегодня за душевным равновесием школьников следят уже специалисты, подготовленные на соответствующих факультетах педагогических вузов. Но у свежеиспеченных психологов образования есть один существенный недостаток -- отсутствие опыта. По мнению сотрудников Центра социально-психологической адаптации «Генезис», частично компенсировать это могут специальные тренинги, на которых школьные психологи приобретают навыки «правильного» общения как с детьми и родителями, так и с коллегами-учителями. Сам «Генезис», кстати, сейчас постоянно работает с 20 столичными школами.

Большая уютная детская комната с мягким диваном, деревянным стеллажом, полностью заставленным яркими игрушками. Обстановка вполне домашняя. На полу несколько больших мячей, которые используются здесь и в качестве мебели, и в качестве тренажера, -- полусдутый мягкий шар легко превращается в удобное кресло, а при желании его можно оседлать и прыгать, отталкиваясь резиновыми рожками от пола. Иногда поверх пушистого коричневого паласа разбрасывают опавшую листву, в которую можно смело упасть, не опасаясь окрика взрослых о холодной земле или грязи. Собственно, именно так -- в игре -- и проходят консультации и прием в Центре социально-психологической адаптации детей и подростков «Генезис». Сюда приходят родители и дети, которым не удается в замкнутых стенах собственных квартир найти между собой общий язык, решить самостоятельно внутрисемейные и школьные конфликты. Иногда дети обращаются самостоятельно, записываются в журнале под вымышленными именами и жалуются на насилие в семье.

В детской же комнате центра проходят и семинары для школьных психологов, которые должны донести комфортную атмосферу особняка в Трубниковском переулке до измотанных учеников школ и гимназий с городских окраин. Специалисты «Генезиса» считают, что сегодня психологическая помощь детям как никогда актуальна. «Несколько лет назад произошла невероятная вещь -- система образования на деле отказалась заниматься воспитанием, -- рассказывает научный руководитель «Генезиса» Светлана Кривцова. -- Из школы ушла сама идея ответственности за ребенка, осталась лишь ответственность даже не за его "голову", а за тот набор знаний, который называется школьной программой. Последствия этого теперь очевидны для всех. Это не только увеличение численности «групп риска», детских и подростковых преступлений. Гораздо хуже другое -- значительное снижение самоуважения, уверенности в себе у так называемых благополучных детей. Ведь для детей жажда риска -- это физиологическая потребность. От этого никуда не уйти. Страшилки про «скользкую дорожку» и тюрьму не отпугнут, не остановят подростка. Поэтому единственный выход -- формировать у детей внутренний иммунитет к дурному».

В роли «вакцинаторов» могут выступать в том числе и школьные психологи, которых регулярно приглашают в «Генезис» на тренинги, где предлагаются различные приемы выработки этого иммунитета. Один из самых распространенных -- предложить детям самим в игровой форме определить некоторые табу. Рожденные в игре правила поведения закрепляются у школьников гораздо лучше, нежели жесткие предписания из гимназических или лицейских уставов.

Снижение иммунитета к "дурному", считают в «Генезисе», -- главная болезнь современного общества. Однако не менее важна и проблема адаптации детей к окружающей действительности. За последние десять лет сильно изменилась атмосфера в обществе, изменились условия общения, что породило ряд психологических проблем. Современные дети испытывают сложности в коммуникации, не все умеют вести себя в компании, многие испытывают трудности с тем, как занять самого себя. «Раньше были дворовые компании, -- рассказывает кандидат психологических наук Софья Луцковская, -- в которых ребенок учился взаимодействовать с окружающими. Сегодня само выражение «дворовая компания» несет негативный оттенок, и родители боятся отпустить своего сына или дочь на улицу, боятся оставить одного». И при этом родные зачастую сами не могут предложить ребенку те навыки, которые ему необходимы для дальнейшего развития. «Каждый человек в определенном возрасте должен решать свой набор задач, -- комментирует г-жа Кривцова. -- Мы должны помочь ребенку в решении этих задач. Существует 48 навыков, которыми необходимо владеть подростку, 60 -- ученику начальной школы. Это навыки: как представиться, как спрашивать разрешения, как справляться с чужим гневом, как вступать в игру и многое-многое другое. Мы пытаемся внедрить философию хороших привычек».

Психологи уже давно определили, что существует, по меньшей мере, три направления социально-психологической адаптации, которые еще называют тремя уровнями защиты. Специалисты «Генезиса» относят свой центр к первому уровню -- превентивному. На этом же поле действуют школьные психологи и районные психолого-медико-социальные центры. Их задачи -- поставить загородку на пресловутой «скользкой дорожке» и научить нормально общаться. На втором уровне приходится иметь дело уже не с трудными или запущенными детьми, а с подростками, попавшими в серьезную беду. Тут помимо психологов требуются уже другие специалисты -- например, наркологи. Третий уровень -- это уже своего рода «оперативное вмешательство», исправительные колонии, диспансеры.

Очевидно, что самым важным является именно первый уровень защиты. «Когда создавались ПМС-центры, -- рассказывает руководитель центра «Генезис», -- предполагалось, что в них будет оказываться комплексная помощь (медицинская, психологическая, правовая). Но на деле этого, к сожалению, не получилось. Остался просто прием у психолога. По сути, мы оказываем аналогичную помощь. Но делаем это более активно и квалифицированно. Мы работаем не только с теми, кто к нам пришел, но и сами постоянно приходим в столичные школы уже на протяжении пяти лет, обучаем московских психологов самим проводить тренинги с детьми». Кстати, в отличие от ПМС-центров в «Генезисе» не ставят диагноз и соглашаются работать анонимно.
КИРИЛЛ ВАСИЛЕНКО

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  29.12.2000
На предстоящих новогодних праздниках мэр Москвы Юрий Лужков сможет соперничать по популярности у школьников с самим Дедом Морозом. Во всяком случае подростковая легенда гласит, что именно он подарил детям беспрецедентно длинные каникулы этой зимой - от Рождества католического до Рождества православного. Хотя на самом деле мэр тут ни при чем. >>
  • //  29.12.2000
В ряде московских школ в экспериментальном порядке введена единая карта школьника для проезда в метро и оплаты питания в школьном буфете. Эксперимент проводится рамках городской комплексной программы «Карта москвича» и касается пока что только 20 школ Северо-Восточного округа. Если проект окажется успешным, он будет реализован во всех столичных средних учебных заведениях. >>
  • //  29.12.2000
Международная программа стипендий при финансовой поддержке Фонда Форда объявляет конкурс индивидуальных грантов сроком до трех лет. Срок подачи заявок до 15 января 2001 года. Как объявила президент Фонда Форда Сюзан Берресфорд, это начало новой международной программы по поддержке образования в ряде стран. >>
  • //  29.12.2000
Большим каникулам дети, конечно, рады, и им действительно надо дать отдохнуть. Но у взрослых к каникулам свое отношение. На вопросы газеты "Время новостей" отвечают: директор гимназии №109, академик Российской академии образования Евгений Ямбург, депутат Мосгордумы Евгений Бунимович, главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко и детский психолог Елена Вроно. >>
  • //  29.12.2000
Минобразования обсудило технологию сдачи единого экзамена
Минобразования начинает в ряде регионов эксперимент по замене выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузы единым тестированием, в ходе которого шпаргалки просто не пригодятся, а субъективность педагогов будет сведена к нулю - итоговую оценку все равно будет ставить беспристрастный компьютер. Впрочем, в ряде вузов умная техника уже используется для проверки абитуриентов. >>
  • //  29.12.2000
Чтобы стать студентом, необходимо пройти тестирование на детекторе лжи
«Меня провели в криминалистическую лабораторию, - рассказывает первокурсник Института международной торговли и права Николай Федоров. - Это было неожиданностью с самого начала. Сказали, что я должен пройти тестирование на детекторе лжи на предмет склонности к наркомании, алкоголизму и криминалу». ИМПЭ пока единственный вуз России, где используется детектор лжи «Полиграф». >>
  • //  29.12.2000
Сгорел почтовый ящик. Стены лифта напомнили про «Алису» и Цоя. В вагон метро среди бела дня влезла толпа нелепо толкающихся празднично одетых детей. Это каникулы. В эти дни вы обнаруживаете, что существо с рукавами, мокрыми от чая, роняющее на пол телефон и читающее на переплете вместо «Кнут Гамсун» «Книга-талисман» - это ваш родной, самый лучший в мире ребенок, и что он сильно отличается от милой фотографии на столе. >>
  • //  29.12.2000
Статистика говорит, что каждый год в Москве жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся около девятисот детей. В прошлом году на магистралях города погибли 34 ребенка и 845 получили увечья. Ненамного лучше печальные показатели этого года. Как утверждают сотрудники ГИБДД, больше всего "детских" ДТП приходится как раз на время школьных каникул. >>
  • //  29.12.2000
Государство обещает помочь бедным студентам
Правительство решило немного подсластить студентам предстоящую зимнюю сессию. По ее окончании студенты, не завалившие ни одного экзамена, будут приятно удивлены размером полагающейся им стипендии. По словам отвечающего за социальный блок в правительстве вице-премьера Валентины Матвиенко, уже с 1 января 2001 года стипендия в среднем будет составлять 200 рублей. >>
  • //  29.12.2000
Дед Мороз, бесспорно, остается главным действующим лицом новогодних каникул. Причем, настолько важным, что многие сотрудники российских туристических агентств убеждены: именно этот легендарный персонаж определяет выбор направления для зимних поездок с детьми. Порой даже отодвигая на второй план такой фактор, как финансовые возможности семьи. >>
  • //  29.12.2000
В лагере «Юнивер» детей учат отдыхать работая
Многие спросят, зачем учиться еще и в каникулы, если и так сегодняшние школьники перегружены. Однако дети, приезжающие отдыхать и учиться в интеллект-лагерь «Юнивер», на усталость не жалуются. >>
  • //  29.12.2000
Психологи прививают детям иммунитет к дурному
Школьные психологи наконец-то начинают играть ту роль, которую им отводили реформаторы образования. Но у свежеиспеченных психологов образования есть один существенный недостаток - отсутствие опыта. По мнению сотрудников Центра социально-психологической адаптации «Генезис», частично компенсировать это могут специальные тренинги. >>
  • //  29.12.2000
Сегодня стало понятно, что, когда бессильны родители и учителя, только психолог может прийти и реально помочь ребенку. Такие специалисты уже работают в школах, детских садах, профтехучилищах, вузах. То есть можно говорить о существовании целой службы практической психологии образования. >>
  • //  29.12.2000
Сколько можно! Нельзя лениться ТАК МНОГО! Ты целый год не можешь разобраться у себя в комнате! По всему полу инструменты и опилки. Это дико! Надо заниматься делом. Как ты одеваешься? Нельзя с дурацким цветастым индейским амулетом, из которого во все стороны торчат перья сойки, ездить в банк. Это я себе. А дочери моей 13. >>
  • //  29.12.2000
Экстернат становится фабрикой получения липовых аттестатов и золотых медалей
С прошлого года экстерное обучение разрешено всем школам, но в Москве заведений, серьезно занятых им, всего четыре. Несмотря на прямой официальный отказ от встречи, нашему корреспонденту удалось побывать в одной из таких «экспериментальных» школ. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика