Время новостей
     N°192, 22 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.12.2000
Философия хороших привычек
Психологи прививают детям иммунитет к дурному
Школьные психологи наконец-то начинают играть ту роль, которую им отводили реформаторы образования. Если поначалу психологами работали в основном «переквалифицировавшиеся» учителя, то сегодня за душевным равновесием школьников следят уже специалисты, подготовленные на соответствующих факультетах педагогических вузов. Но у свежеиспеченных психологов образования есть один существенный недостаток -- отсутствие опыта. По мнению сотрудников Центра социально-психологической адаптации «Генезис», частично компенсировать это могут специальные тренинги, на которых школьные психологи приобретают навыки «правильного» общения как с детьми и родителями, так и с коллегами-учителями. Сам «Генезис», кстати, сейчас постоянно работает с 20 столичными школами.

Большая уютная детская комната с мягким диваном, деревянным стеллажом, полностью заставленным яркими игрушками. Обстановка вполне домашняя. На полу несколько больших мячей, которые используются здесь и в качестве мебели, и в качестве тренажера, -- полусдутый мягкий шар легко превращается в удобное кресло, а при желании его можно оседлать и прыгать, отталкиваясь резиновыми рожками от пола. Иногда поверх пушистого коричневого паласа разбрасывают опавшую листву, в которую можно смело упасть, не опасаясь окрика взрослых о холодной земле или грязи. Собственно, именно так -- в игре -- и проходят консультации и прием в Центре социально-психологической адаптации детей и подростков «Генезис». Сюда приходят родители и дети, которым не удается в замкнутых стенах собственных квартир найти между собой общий язык, решить самостоятельно внутрисемейные и школьные конфликты. Иногда дети обращаются самостоятельно, записываются в журнале под вымышленными именами и жалуются на насилие в семье.

В детской же комнате центра проходят и семинары для школьных психологов, которые должны донести комфортную атмосферу особняка в Трубниковском переулке до измотанных учеников школ и гимназий с городских окраин. Специалисты «Генезиса» считают, что сегодня психологическая помощь детям как никогда актуальна. «Несколько лет назад произошла невероятная вещь -- система образования на деле отказалась заниматься воспитанием, -- рассказывает научный руководитель «Генезиса» Светлана Кривцова. -- Из школы ушла сама идея ответственности за ребенка, осталась лишь ответственность даже не за его "голову", а за тот набор знаний, который называется школьной программой. Последствия этого теперь очевидны для всех. Это не только увеличение численности «групп риска», детских и подростковых преступлений. Гораздо хуже другое -- значительное снижение самоуважения, уверенности в себе у так называемых благополучных детей. Ведь для детей жажда риска -- это физиологическая потребность. От этого никуда не уйти. Страшилки про «скользкую дорожку» и тюрьму не отпугнут, не остановят подростка. Поэтому единственный выход -- формировать у детей внутренний иммунитет к дурному».

В роли «вакцинаторов» могут выступать в том числе и школьные психологи, которых регулярно приглашают в «Генезис» на тренинги, где предлагаются различные приемы выработки этого иммунитета. Один из самых распространенных -- предложить детям самим в игровой форме определить некоторые табу. Рожденные в игре правила поведения закрепляются у школьников гораздо лучше, нежели жесткие предписания из гимназических или лицейских уставов.

Снижение иммунитета к "дурному", считают в «Генезисе», -- главная болезнь современного общества. Однако не менее важна и проблема адаптации детей к окружающей действительности. За последние десять лет сильно изменилась атмосфера в обществе, изменились условия общения, что породило ряд психологических проблем. Современные дети испытывают сложности в коммуникации, не все умеют вести себя в компании, многие испытывают трудности с тем, как занять самого себя. «Раньше были дворовые компании, -- рассказывает кандидат психологических наук Софья Луцковская, -- в которых ребенок учился взаимодействовать с окружающими. Сегодня само выражение «дворовая компания» несет негативный оттенок, и родители боятся отпустить своего сына или дочь на улицу, боятся оставить одного». И при этом родные зачастую сами не могут предложить ребенку те навыки, которые ему необходимы для дальнейшего развития. «Каждый человек в определенном возрасте должен решать свой набор задач, -- комментирует г-жа Кривцова. -- Мы должны помочь ребенку в решении этих задач. Существует 48 навыков, которыми необходимо владеть подростку, 60 -- ученику начальной школы. Это навыки: как представиться, как спрашивать разрешения, как справляться с чужим гневом, как вступать в игру и многое-многое другое. Мы пытаемся внедрить философию хороших привычек».

Психологи уже давно определили, что существует, по меньшей мере, три направления социально-психологической адаптации, которые еще называют тремя уровнями защиты. Специалисты «Генезиса» относят свой центр к первому уровню -- превентивному. На этом же поле действуют школьные психологи и районные психолого-медико-социальные центры. Их задачи -- поставить загородку на пресловутой «скользкой дорожке» и научить нормально общаться. На втором уровне приходится иметь дело уже не с трудными или запущенными детьми, а с подростками, попавшими в серьезную беду. Тут помимо психологов требуются уже другие специалисты -- например, наркологи. Третий уровень -- это уже своего рода «оперативное вмешательство», исправительные колонии, диспансеры.

Очевидно, что самым важным является именно первый уровень защиты. «Когда создавались ПМС-центры, -- рассказывает руководитель центра «Генезис», -- предполагалось, что в них будет оказываться комплексная помощь (медицинская, психологическая, правовая). Но на деле этого, к сожалению, не получилось. Остался просто прием у психолога. По сути, мы оказываем аналогичную помощь. Но делаем это более активно и квалифицированно. Мы работаем не только с теми, кто к нам пришел, но и сами постоянно приходим в столичные школы уже на протяжении пяти лет, обучаем московских психологов самим проводить тренинги с детьми». Кстати, в отличие от ПМС-центров в «Генезисе» не ставят диагноз и соглашаются работать анонимно.

КИРИЛЛ ВАСИЛЕНКО