N°192
22 декабря 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 ОБРАЗОВАНИЕ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  29.12.2000
Лабораторный продукт
Экстернат становится фабрикой получения липовых аттестатов и золотых медалей

версия для печати
С прошлого года экстерное обучение разрешено всем школам, но в Москве заведений, серьезно занятых им, всего четыре. Несмотря на прямой официальный отказ от встречи, нашему корреспонденту удалось побывать в одной из таких «экспериментальных» школ.

«Дети в школу собирались:

Мылись, брились, похмелялись».

Венедикт Ерофеев

Близость «экстерната» чувствовалась уже у метро, где учащиеся собираются со всего города задолго до начала занятий, шокируя прохожих своим видом, поведением и количеством. Старшеклассники пьют пиво, те, кто помладше, просто бегают и орут. Впрочем, некоторые приезжают в школу на собственном автотранспорте.

Посещать школу положено пять дней в неделю, каждый день на четыре часа, когда «дневники» уже разбегаются по домам. Экстернат сам по себе -- это одна-две установочные лекции по предметам и итоговый экзамен. Система вроде бы хороша тем, что дает возможность проходить годичную программу за полгода и таким образом осваивать два класса за один год, занимаясь при этом в основном дома. Особенно привлекательно выглядит экстернат для абитуриентов, которым надо заниматься с репетиторами.

Но силы воли на самостоятельные занятия по учебникам хватает мало у кого. Поэтому большинству школьников оказываются коммерческие услуги. В школе, где я инкогнито побывал, для этого специально создано юридическое лицо. Это юрлицо заключает договоры с учителями и родителями и затем проводит с детьми консультационные занятия: один-два раза в неделю по каждому предмету. Стоит это около 1100 рублей -- сумму ученик приносит наличными после того, как куратор класса извещает его родителей, что пора платить. «Наверное, у них есть счет и юридический адрес, -- с сомнением говорят учителя об этом «учебном центре». -- Но все деньги, которые приносят дети, наличными складываются в нашей бухгалтерии. Что с ними происходит дальше -- неизвестно». Сомнения учителей тем более понятны, когда узнаешь, что каждому из них в месяц за одного ученика платят всего 22 рубля. «Допустим, у нас десять предметников. Это 220 рублей в месяц с человека. Куда же девается остальное?» -- недоумевают мои собеседники.

По некоторым данным, прокуратура и московское контрольно-ревизионное управление уже пытались по чьим-то анонимным сигналам проявить интерес к платным консультациям, однако это ни к чему не привело. Парадоксально, но сами учителя заинтересованы в том, чтобы все оставалось как есть: их зарплаты здесь вдвое выше, чем в обычных школах. Но и работать, как признаются учителя, сложнее. Изначально экстернат предусматривался для способных детей, которые действительно могут самостоятельно осваивать материал. Понятны были и исключения для спортсменов или музыкантов, занимающихся по восемь часов в день. В некоторых случаях экстернат выбирали родители детей, которые по тем или иным причинам не в состоянии обучаться в коллективе. Но всех этих «неординарных» подростков на самом деле очень мало. В школе же, которую я посетил, только одиннадцатых классов -- шесть. По 38 человек в каждом. «Сюда идет кто угодно», -- сетуют учителя.

«Кто угодно» -- это второгодники, великовозрастные дети состоятельных родителей, кормящие матери, все те, кто вовремя не успел окончить обычную школу. Иногда это и совсем пожилые люди -- например, в прошлом году свой аттестат зрелости получил семидесятилетний дедушка. Конечно, это исключение, в основном контингент тут вполне школьного возраста, только выглядит он старше обычных школьников и ведет себя гораздо развязнее.

В классе, как правило, двадцать юношей и девушек. Занятия обычно сдвоенные, как у взрослых -- академические пары, но из полутора часов минут сорок учителю приходится потратить на то, чтобы призвать аудиторию к порядку. «Экстернам» хорошо известно, что учитель в данном случае -- никакой не учитель, а человек, который просто ведет платную консультацию. Правда, на этих консультациях время от времени пишутся самостоятельные работы -- те, кто их исправно пишет, аттестуются по текущим результатам и могут избежать экзамена.

Занятие, на котором я присутствовал, оказалось одним из последних перед январским экзаменом, и потому настроение «учащейся молодежи» резко изменилось, как только учитель приступил к чтению списков аттестованных. После урока у учительского стола начинается торг.

-- А как бы нам сделать «тройку»? -- заискивающе спрашивает хорошо одетое юное создание в дорогом макияже.

-- «Тройку» не делают, девушка, ее получают. Принесите те работы, которых не хватает, я посмотрю, тогда решим.

Юноша, в течение всего урока ни на минуту не престававший громко перешучиваться со своими соседями на генитальные темы, подходит к вопросу прагматично:

-- Поставьте мне «тройку», а? Я ведь на экзамене точно «два» получу, для меня ваш предмет -- темный лес. Поставьте... А я вам цветов куплю.

В итоге юношу выставляют вон.

-- Неважно, -- говорит он мне в коридоре. -- Можно с другим предметником договориться.

«Что-что, а договариваться они мастера. Очень многих, выпущенных на экзамен, мы не увидим ни там, ни когда-либо позже, -- рассказывают учителя. -- А ведь официально будет считаться, что они сдают весь комплект экзаменов». Судя по всему, в школе-лаборатории давно известно и детям, и родителям, и самим учителям, что оценки аттестата не обязательно зависят от текущих результатов: кто их тогда ставит, неведомо. Зато по этим аттестационным результатам здесь едва ли не рекордное количество медалистов. Получается, что, по меньшей мере, половина всех этих блестящих результатов -- липа. Во-первых, в сжатые сроки экстерната практически невозможно освоить весь предлагаемый фактический материал. Во-вторых, есть постоянное давление снизу, со стороны детей и родителей. Если преподавателю хоть чуть-чуть не все равно, если он оценивает реальные способности, а не работает по двухбалльной системе -- «четыре» и «пять», -- у него будут проблемы. Этих проблем никому не надо.

После занятий ученики не торопятся по домам, они еще сходят в ближайшую пивную и часа два потопчутся у метро. Тем временем преподаватели делятся видами на будущее. Говорят, с будущего года Московский комитет образования вообще убирает строку расходов на экстернат. Это значит, что эксперимент либо прекратится совсем, либо останется в форме таких вот платных консультаций. Кто в итоге будет уходить из школы в вузы, можно себе представить. С другой стороны, теперь решено, что год за полгода проходить нельзя, и нынешний одиннадцатый класс экстерна фактически лишается своих главных преимуществ -- по времени: выпускаться будут как все, в июне. Среди предложений о проведении выпускного вечера особую популярность снискал стриптиз-клуб.
ИВАН СУХОВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  29.12.2000
На предстоящих новогодних праздниках мэр Москвы Юрий Лужков сможет соперничать по популярности у школьников с самим Дедом Морозом. Во всяком случае подростковая легенда гласит, что именно он подарил детям беспрецедентно длинные каникулы этой зимой - от Рождества католического до Рождества православного. Хотя на самом деле мэр тут ни при чем. >>
  • //  29.12.2000
В ряде московских школ в экспериментальном порядке введена единая карта школьника для проезда в метро и оплаты питания в школьном буфете. Эксперимент проводится рамках городской комплексной программы «Карта москвича» и касается пока что только 20 школ Северо-Восточного округа. Если проект окажется успешным, он будет реализован во всех столичных средних учебных заведениях. >>
  • //  29.12.2000
Международная программа стипендий при финансовой поддержке Фонда Форда объявляет конкурс индивидуальных грантов сроком до трех лет. Срок подачи заявок до 15 января 2001 года. Как объявила президент Фонда Форда Сюзан Берресфорд, это начало новой международной программы по поддержке образования в ряде стран. >>
  • //  29.12.2000
Большим каникулам дети, конечно, рады, и им действительно надо дать отдохнуть. Но у взрослых к каникулам свое отношение. На вопросы газеты "Время новостей" отвечают: директор гимназии №109, академик Российской академии образования Евгений Ямбург, депутат Мосгордумы Евгений Бунимович, главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко и детский психолог Елена Вроно. >>
  • //  29.12.2000
Минобразования обсудило технологию сдачи единого экзамена
Минобразования начинает в ряде регионов эксперимент по замене выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузы единым тестированием, в ходе которого шпаргалки просто не пригодятся, а субъективность педагогов будет сведена к нулю - итоговую оценку все равно будет ставить беспристрастный компьютер. Впрочем, в ряде вузов умная техника уже используется для проверки абитуриентов. >>
  • //  29.12.2000
Чтобы стать студентом, необходимо пройти тестирование на детекторе лжи
«Меня провели в криминалистическую лабораторию, - рассказывает первокурсник Института международной торговли и права Николай Федоров. - Это было неожиданностью с самого начала. Сказали, что я должен пройти тестирование на детекторе лжи на предмет склонности к наркомании, алкоголизму и криминалу». ИМПЭ пока единственный вуз России, где используется детектор лжи «Полиграф». >>
  • //  29.12.2000
Сгорел почтовый ящик. Стены лифта напомнили про «Алису» и Цоя. В вагон метро среди бела дня влезла толпа нелепо толкающихся празднично одетых детей. Это каникулы. В эти дни вы обнаруживаете, что существо с рукавами, мокрыми от чая, роняющее на пол телефон и читающее на переплете вместо «Кнут Гамсун» «Книга-талисман» - это ваш родной, самый лучший в мире ребенок, и что он сильно отличается от милой фотографии на столе. >>
  • //  29.12.2000
Статистика говорит, что каждый год в Москве жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся около девятисот детей. В прошлом году на магистралях города погибли 34 ребенка и 845 получили увечья. Ненамного лучше печальные показатели этого года. Как утверждают сотрудники ГИБДД, больше всего "детских" ДТП приходится как раз на время школьных каникул. >>
  • //  29.12.2000
Государство обещает помочь бедным студентам
Правительство решило немного подсластить студентам предстоящую зимнюю сессию. По ее окончании студенты, не завалившие ни одного экзамена, будут приятно удивлены размером полагающейся им стипендии. По словам отвечающего за социальный блок в правительстве вице-премьера Валентины Матвиенко, уже с 1 января 2001 года стипендия в среднем будет составлять 200 рублей. >>
  • //  29.12.2000
Дед Мороз, бесспорно, остается главным действующим лицом новогодних каникул. Причем, настолько важным, что многие сотрудники российских туристических агентств убеждены: именно этот легендарный персонаж определяет выбор направления для зимних поездок с детьми. Порой даже отодвигая на второй план такой фактор, как финансовые возможности семьи. >>
  • //  29.12.2000
В лагере «Юнивер» детей учат отдыхать работая
Многие спросят, зачем учиться еще и в каникулы, если и так сегодняшние школьники перегружены. Однако дети, приезжающие отдыхать и учиться в интеллект-лагерь «Юнивер», на усталость не жалуются. >>
  • //  29.12.2000
Психологи прививают детям иммунитет к дурному
Школьные психологи наконец-то начинают играть ту роль, которую им отводили реформаторы образования. Но у свежеиспеченных психологов образования есть один существенный недостаток - отсутствие опыта. По мнению сотрудников Центра социально-психологической адаптации «Генезис», частично компенсировать это могут специальные тренинги. >>
  • //  29.12.2000
Сегодня стало понятно, что, когда бессильны родители и учителя, только психолог может прийти и реально помочь ребенку. Такие специалисты уже работают в школах, детских садах, профтехучилищах, вузах. То есть можно говорить о существовании целой службы практической психологии образования. >>
  • //  29.12.2000
Сколько можно! Нельзя лениться ТАК МНОГО! Ты целый год не можешь разобраться у себя в комнате! По всему полу инструменты и опилки. Это дико! Надо заниматься делом. Как ты одеваешься? Нельзя с дурацким цветастым индейским амулетом, из которого во все стороны торчат перья сойки, ездить в банк. Это я себе. А дочери моей 13. >>
  • //  29.12.2000
Экстернат становится фабрикой получения липовых аттестатов и золотых медалей
С прошлого года экстерное обучение разрешено всем школам, но в Москве заведений, серьезно занятых им, всего четыре. Несмотря на прямой официальный отказ от встречи, нашему корреспонденту удалось побывать в одной из таких «экспериментальных» школ. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика