N°166
14 ноября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  • //  14.11.2000
"Мы живем как учимся"
версия для печати
Сегодняшние парламентские слушания в Государственной думе обещают стать самыми бурными в текущей осенней сессии. Количество желающих выступить или хотя бы присутствовать на обсуждении Стратегии развития образования уже больше чем вдвое превышает физические возможности Большого зала здания на Охотном ряду. Что в принципе неудивительно: обсуждается документ, который определит государственную политику России в сфере образования по меньшей мере на ближайшее десятилетие. Почти все политические партии сегодня провозгласили образование одним из своих основных приоритетов и намерены каждая по-своему влиять на ход его реформирования. О том, какие положения Стратегии могут вызвать наиболее ожесточенные споры, корреспонденту газеты «Время новостей» Олегу ВОЛКОВУ рассказывает первый министр образования демократической России Эдуард ДНЕПРОВ.

-- Эдуард Дмитриевич, как по-вашему, почему вдруг все политики стали проявлять к образованию повышенный интерес? Коммунисты, Явлинский, «Союз правых сил» -- все записали многострадальное образование в число своих приоритетов.

-- Совсем не «вдруг». На прошлых выборах, в 1996 году, все партии «отработали» по образованию -- в том смысле, что были опубликованы программы их намерений в этой сфере. Во время последних выборов действительно внятная программа была только у «Яблока», которое стало рассматривать учительство как свой электорат. А уже после парламентских выборов начались подвижки в «Союзе правых сил». Велись разговоры с Ириной Хакамадой о возможности назначения ее министром образования. Представители либерального крыла педагогического сообщества много работали с лидерами СПС. И уже в конце весны Кириенко заявил о приоритетности образования.

-- Реформа образования конца 80-х, одним из идеологов которой вы были, стала одним из первых ощутимых изменений в нашей стране. Новый всплеск интереса к этой теме означает, что в России наступают новые времена. Или о переменах в образовании заговорили потому, что стало окончательно ясно: дальше так жить уже нельзя?

-- Есть два базовых закона, с которых началась российская демократия: об образовании и о печати. И образовательная реформа действительно в значительной мере опережала демократические процессы в обществе. Но тогда мы решали в первую очередь идеологические задачи -- прорыв из тоталитарной идеологии к гражданскому обществу. Сейчас идеология несколько отошла на второй план. Преобладают в основном социально-экономические причины. Реформированием образования заставляет заниматься проблема выживания страны, выпадающей из сферы конкурентоспособности, теряющей кадровый потенциал.

Но сегодня мы говорим не о реформировании, а о модернизации российского образования. Это понятие появилось в том числе и по социально-психологическим причинам -- у народа изжога на само слово «реформы». Модернизация как бы спокойнее и более соответствует реальности.

-- И все же, с чего бы власти сегодня интересоваться вечно «остаточным» образованием?

-- Модернизация безусловно инициирована не от хорошей жизни. Но нельзя и не видеть, что за этим стоят серьезные политические мотивы. Прав был классик, когда говорил, что школа без политики -- это ложь и лицемерие. Общеизвестно, что школа такова, каково общество. Ибо мы живем так, как учимся, а учимся так, как хотим жить. Вот, кстати, большевики в отличие от нынешней власти это прекрасно понимали. «Хочешь взять общество -- возьми школу», -- говорили они. Не случайно Иосиф Виссарионович лично в 30-х годах руководил отделом школ ЦК.

-- После распада СССР власти России уделяли школе больше внимания?

-- Уникальность той реформы в том, что она рождалась снизу, на волне перестройки. Повторяю, нам нужно было преодолеть идеологию тоталитаризма. Мы, грубо говоря, изнасиловали власть, заставили ее обратить внимание на образование. И смогли довольно много сделать в экономической и социальной сферах. Мы в 1991 году добились того, что образовательный бюджет был увеличен вдвое. Ельцин подписал указ о повышении зарплаты учителям на 40%.

В 1992 году, когда был принят закон об образовании, идеологический прорыв был юридически закреплен. Но до технологической стороны, к сожалению, не дошли руки. А потом власть все меньше стала интересоваться образованием. И бюджет стал сокращаться. С 5,9% ВВП начала 90-х он упал до 3,2%. Более того, в феврале 1995 года правительство урезало надбавочные коэффициенты. Учитель стал получать на 20--25% меньше. Потом пошли невыплаты, наслоились долги, и мы получили пик 1997 года -- 92,7% забастовок по стране были «учительскими».

-- То есть реформа в тот момент и кончилась?

-- Гораздо раньше. После того как мы миновали вулканический этап, предполагался спокойный, эволюционный, технологический этап. Но он не состоялся. А состоялся бюрократический реванш.

Попытка продолжить реформу была предпринята в 1997 году. Команда, в которую входил и нынешний автор Стратегии ректор высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, начала разрабатывать организационно-экономическую реформу образования. Но два обстоятельства ее сгубили. Во-первых, реформу пытались навязать сверху, совершенно не учитывая, что творится в стране. Это же был пик задолженности по зарплате -- 9,3 триллиона рублей. Забастовки, повсеместный протест. В этой ситуации говорить учителю про реформы просто бессмысленно. Во-вторых, сказался экономический большевизм ее авторов. В подкорке у всех лежало одно: сокращение расходов, любой ценой сэкономить. Ну и вынесли эту реформу вперед ногами.

-- В основе сегодняшней Стратегии опять лежит экономика.

-- Да, но речь идет об увеличении расходов. Уже в 2001 году федеральный бюджет на образование будет повышен на 40%.

-- Государство обещает вкладывать деньги в образование, но только если это будет делать также общество.

-- Экономический смысл реформы таков. Государство не ставит задачи экономить. Но ставит условие. Государство готово платить и даже увеличивать расходы на образование, если само образование начнет меняться. Из 226 млрд образовательных денег 80% тратятся на зарплату учителей. Но до школ деньги не доходят. Потому что по-прежнему дотации регионам идут в виде слепых трансфертов, которыми по закону распоряжаются губернаторы.

Поэтому одна из ключевых идей -- замена трансфертов целевыми субвенциями. Необходимо легализовать и частные средства, которые сейчас идут на взятки и репетиторство в вузах. Это порядка 1 млрд долларов. В то время как весь бюджет профессионального образования -- 1,3 млрд. Для этого предполагается введение государственных именных финансовых обязательств, установление налоговых льгот для тех, кто тратит деньги на образование детей, введение единого государственного экзамена по окончании средней школы.

Я соглашусь с тем, что в Стратегии просматривается некий технократизм, свойственный многим нашим реформаторам. Но в то же время в ней есть и социальная составляющая. Причем это не вздохи и слезы по поводу расслоения общества. А реальные механизмы адресной помощи малообеспеченным семьям.

-- Но вы ведь не со всем в правительственной Стратегии согласны?

-- Да, я считаю, что в программе модернизации есть три очень серьезные ошибки.

Главная -- учитель себя там не видит. Мои коллеги удивляются тому, что общество более благосклонно относится к программе модернизации, чем образовательная среда. Они видят причину в недостатке информированности, в плохой разъяснительной работе. Я считаю, что это поверхностный взгляд. Это оглупление учителя. Учитель четко видит, что ему ничего серьезного и конкретного программа не несет. О зарплате написано расплывчато: повышение в 1,5--2 раза. Но когда? И за счет чего это произойдет?

Правительство должно понять: или оно и дальше будет втаптывать учительство в протестный электорат, или оно будет пытаться делать из него средний класс.

Во-вторых, правительство уже как бы одобрило Стратегию и даже выпустило специальное распоряжение, в котором речь идет о необходимости софинансирования родителями обучения детей в лицеях и гимназиях. Но сегодня рано требовать софинансирования. Наоборот, нужно давать пособия детям из малообеспеченных семей, чтобы они могли учиться в образовательных учреждениях продвинутого уровня. И уже есть соответствующие поправки к закону об образовании.

И наконец последнее: отголоски все того же экономического большевизма. С 1997 года у команды Кузьминова осталась идея узаконить понятие «образовательная организация» вместо «образовательное учреждение». В чем разница? У образовательной организации есть право собственности. И им говорили и в 1997 году, и сейчас говорят: ребята, это же приватизация.

Зачем сегодня этот радикализм. Ведь авторы Стратегии сами признают, что это нужно от силы десятку вузов. Одной-двум школам. Зачем же с этим выходить на широкое обсуждение? Чтобы еще раз получить отлуп и похоронить заодно все остальное?

-- То есть вы оцениваете Стратегию исключительно с позиции тактики: пройдет она Думу или не пройдет?

-- Я оцениваю прежде всего с позиции интересов общества. И уже потом как политик оцениваю с позиции реальности прохождения закона.

Коммунисты уже ухватились за все недостатки, о которых я говорю. Полного разгрома на слушаниях не будет, но они могут вместе с другими противниками Стратегии из Союза ректоров и Академии образования постараться дискредитировать этот документ. И все же, я думаю, будет принято паллиативное решение. Все согласятся на эксперимент.
Беседовал Олег ВОЛКОВ

  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  14.11.2000
В отмывании денег подозревается каждый
Борьба с отмыванием денег все больше входит в моду у российских чиновников. Раньше в основном депутаты пытались придумать, как взять под контроль движение капиталов, включая и средства граждан. Теперь за дело взялись правоохранительные органы. Министерство внутренних дел готовит к внесению в правительство проект закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». >>
  • //  14.11.2000
Загадочное самоубийство произошло в Санкт-Петербурге в минувшие выходные. Несколько дней назад во время вечерней переклички экипажей и дежурных вневедомственной охраны на связь не вышел сержант Роман Виноградов. >>
  • //  14.11.2000
Деятельность преступной группы, занимавшейся незаконной торговлей рыбой осетровых пород, пресекли на днях в ходе совместной операции сотрудники ГУБЭП МВД и РУБОПа по Московской области. >>
  • //  14.11.2000
  • //  14.11.2000
Один из фигурантов так называемого дела «Аэрофлота» Николай Глушков был вызван вчера в Генеральную прокуратуру на допрос. >>
  • //  14.11.2000
Представители «Медиа-Моста» и «Газпром-Медиа» готовы к мировому соглашению
Мировое соглашение между «Медиа-Мостом» и «Газпром-Медиа», текст которого был подписан сторонами еще в субботу, должно быть сегодня заключено в Замоскворецком межмуниципальном суде. Некоторые подробности мирового соглашения корреспонденту газеты «Время новостей» Арине БОРОДИНОЙ комментируют генеральный директор «Газпром-Медиа» Альфред КОХ и генеральный директор НТВ, член совета директоров «Медиа-Моста» Евгений КИСЕЛЕВ. >>
  • //  14.11.2000
Никаких гарантий, что аргументы Москвы найдут понимание у Вашингтона, нет. Кто бы ни пришел к власти в США, Альберт Гор или Джордж Буш, в любом случае новый президент будет принимать решение о сокращении ядерных вооружений с учетом интересов Пентагона. Расчеты же американского военного ведомства таковы: наиболее подходящий уровень для США - 2-2,5 тыс. боеголовок. >>
  • //  14.11.2000
Новый курский губернатор Александр Михайлов сразу после своей победы заявил о том, что его поддерживал Владимир Путин, и немаловажным фактором победы было то, что губернатор, как и президент, русский. Кремль не ответил на шовинистское заявление г-на Михайлова. Газета "Время новостей" обратилась к известным экспертам с просьбой оценить: повредило ли имиджу президента его молчание? >>
  • //  14.11.2000
Еще в двух регионах состоялись губернаторские выборы. Действующий псковский губернатор Евгений Михайлов, получив большинство голосов избирателей (28%), переизбран на второй срок. Всего в выборах участвовали 54,12% избирателей, 6% из них высказались против всех. >>
  • //  14.11.2000
Российские спецслужбы начали вчера поиски объявленного в федеральный розыск главы холдинга «Медиа-Мост» Владимира Гусинского. Если силовики не найдут его в России, то все материалы на него будут переданы в Интерпол, и тогда уже его сотрудники станут искать олигарха по всему миру. Новая охота на предпринимателя связана с уголовным делом по факту незаконных, как считают в Генпрокуратуре, операций с активами «Медиа-Моста», по которому г-н Гусинский проходил раньше свидетелем. >>
  • //  14.11.2000
Путин обратился к новому американскому президенту еще до его избрания
Москва явно демонстрирует намерение вернуть себе имидж глобального миротворца. Владимир Путин выступил вчера с официальным заявлением, в котором подтвердил готовность России вести переговоры о дальнейших сокращениях оружия массового поражения. Сокращения более чем серьезные: Кремль предлагает американской администрации выйти на «радикально пониженный» уровень числа ядерных боеголовок - не более 1,5 тыс. у каждой из сторон уже к 2008 году. >>
  • //  14.11.2000
Сегодняшние парламентские слушания в Государственной думе обещают стать самыми бурными в текущей осенней сессии. Количество желающих выступить или хотя бы присутствовать на обсуждении Стратегии развития образования уже больше чем вдвое превышает физические возможности Большого зала здания на Охотном ряду.О том, какие положения Стратегии могут вызвать наиболее ожесточенные споры, рассказывает первый министр образования демократической России Эдуард ДНЕПРОВ. >>
  • //  14.11.2000
Московские кинологи опасаются запрета на агрессивные породы собак
Собака в городе - всегда проблема. Собака злобная и непредсказуемая - проблема вдвойне. Закон же о содержании потенциально опасных собак бойцовых пород в Москве пока только готовится. Впрочем, «антиагрессивных» законов нет пока и в Европе. Идут лишь дискуссии. Например, в Швейцарии поговаривают, что надо ограничить «права» чуть ли не 70 пород. Отечественные кинологи забеспокоились, что волна гонений докатится и до России. >>
  • //  14.11.2000
Все медицинские вытрезвители в Свердловской области могут быть закрыты уже в начале следующего года. Правительство региона говорит, что этот шаг вынужденный, поскольку «спецучреждения» не только не приносят прибыли бюджету, но, наоборот, требуют дотаций. >>
  • //  14.11.2000
Главы конфессий настаивают на укреплении роли религии в государстве
Межрелигиозный миротворческий форум, который начался вчера в московском Свято-Даниловом монастыре, --событие уникальное, что было заметно даже на первый взгляд. В зале мирно соседствовали белые митры православных иерархов, чалмы и папахи мулл, малиновые накидки буддистских монахов и черные шляпы раввинов. Однако форум, который задумывался как одно из мероприятий программы празднования миллениума, оказался не столько миротворческим, сколько мировоззренческим. >>
  • //  14.11.2000
Конфликт между сотрудниками Свердловского областного управления исполнения наказаний может обернуться сразу несколькими уголовными делами. Специальная комиссия Министерства юстиции, разбиравшая в Екатеринбурге спор между бывшим начальником СИЗО №1 полковником Сергеем Коношенко и руководителем областного УИН генерал-майором Иваном Жарковым, выявила ряд серьезных финансовых нарушений. >>
  • //  14.11.2000
Как захватить самолет, студенту показали милиционеры
Самолет Ту-154, в субботу угнанный дагестанским террористом в Израиль, вчера наконец доставил в Москву 48 пассажиров и 10 членов экипажа, около полусуток находившихся в заложниках. Этим же рейсом прибыл и захватчик - 27-летний Ахмед Амирханов. О том, как этому совершенно не подготовленному в преступном промысле человеку удалось захватить самолет, рассказывает один из главных участников событий - летевший злополучным рейсом сотрудник ФСБ полковник Олег ЛУЦЕНКО. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика