N°161
03 ноября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  • //  03.11.2000
И снова скальд чужую песню сложит
Состоялась российская премьера «Страстей по Иоанну» Софьи Губайдулиной

версия для печати
Спустя два месяца после мировой премьеры в Штутгарте «Страсти по Иоанну» прозвучали в России. Под управлением Валерия Гергиева его исполнили в Питере солисты, оркестр и хор Мариинского театра, усиленный Камерным хором Николая Корнева.

Огромное 90-минутное сочинение было написано Софьей Губайдулиной для еще более масштабного проекта баховской академии в Штутгарте, задумавшей в год 250-летия смерти Баха получить новые музыкальные версии всех четырех Евангелий и заказавшей их четырем композиторам из разных стран (газета «Время новостей» рассказывала об этом проекте 8 сентября).

В соответствии с условиями заказа, Губайдулина основывалась на русском переводе канонического текста, хотя традиция пассионов -- музыкального повествования о последних днях жизни Христа -- в русле православной традиции никогда не разрабатывалась. Об этом упоминает сама Губайдулина в аннотации к сочинению: «Искусство представления» всегда было для русского сознания второстепенным по сравнению с «искусством переживания». И церковное богослужение избегает любого намека на представление в лицах, на любую театральность».

Композитору удалось избежать театральности и драматических эффектов на протяжении всего сочинения. Спокойная, повествовательная интонация Рассказчика (его партию великолепно исполнил Геннадий Беззубенков), стилизованная под монотонную речитацию церковного дьякона, подчеркивает русский характер музыки. «Страсти» ловко встают в хорошо знакомый контекстный ряд, размещаясь где-то между Рахманиновым и Стравинским.

«Страсти» в интерпретации Губайдулиной предстают как «комментарий комментария»: солирующие инструменты неотступно следуют за солистами-певцами -- дополняя, развивая, откликаясь, вторя. Словно с небес, наблюдает за происходящим хор-комментатор.

Композицию «Страстей» уместно сравнить с религиозной живописью: внизу, на земле, идет человеческая жизнь, вверху, на плотных клубящихся облаках, в сиянии славы, в окружении ангелов, херувимов и серафимов, восседает Господь -- Бог Саваоф.

Осмысляя главное событие в жизни человечества, Губайдулина бежит суетности и суесловия. Ее музыка лаконична, сосредоточенна и истова. В ней автор личностно переживает трагедию Бога и человека.

Архаичная, приближенная к средневековой картина мира и непосредственное мистически-чувственное вживание в евангельский сюжет -- так решены «Страсти» Губайдулиной. И пожалуй, это самое трогательное и искреннее ее сочинение за последнее время.
Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ

  КУЛЬТУРА  
  • //  03.11.2000
"Когда я получила заказ, то сразу поставила условие: хочу писать Страсти по Евангелию от Иоанна. Потому что Иисус мне ближе всего такой, каким он описан у Иоанна", - рассказывает Софья ГУБАЙДУЛИНА. >>
  • //  03.11.2000
Немцы скучают по жизни за Стеной
Вчера в кинотеатре «Стрела» состоялась премьера фильма немецкого режиссера Леандера Хаусманна «Солнечная аллея». В отмечавшей 10-летие падения Берлинской стены Германии эта мелодрама, действие которой разворачивается в 70-е годы в ГДР, завоевала большую популярность. >>
  • //  03.11.2000
С сегодняшнего дня зрители могут увидеть фильм «24 часа» на экранах кинотеатров
Создатели «24 часов» не стали самостоятельно объявлять свою картину «продукцией категории Б». За них это сделали критики, посмотревшие кино на нескольких фестивалях и в большинстве своем отнесшиеся к нему скорее одобрительно. Сам Александр Атанесян определил свое творение следующим образом: «В фильме нет выдающихся эстетических открытий, не было такой задачи. Это ремесленное кино, снятое по законам жанра с использованием разных кинематографических достижений». >>
  • //  03.11.2000
Состоялась российская премьера «Страстей по Иоанну» Софьи Губайдулиной
Спустя два месяца после мировой премьеры в Штутгарте «Страсти по Иоанну» прозвучали в России. Под управлением Валерия Гергиева его исполнили в Питере солисты, оркестр и хор Мариинского театра, усиленный Камерным хором Николая Корнева. >>
  • //  03.11.2000
Издана новая книги Веры Павловой
Сборник Веры Павловой "Четвертый сон" (М., "Захаров") открывается коллекцией критических суждений, где восторги соседствуют со свирепыми окриками. Брань - тоже реклама: надо же поддерживать скандальную атмосферу, надо же вновь и вновь напоминать, что Павлова пишет исключительно "про это", надо же приманивать читателя ароматом запретного плода. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ