N°161 03 ноября 2000 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
И снова скальд чужую песню сложит Состоялась российская премьера «Страстей по Иоанну» Софьи Губайдулиной
Спустя два месяца после мировой премьеры в Штутгарте «Страсти по Иоанну» прозвучали в России. Под управлением Валерия Гергиева его исполнили в Питере солисты, оркестр и хор Мариинского театра, усиленный Камерным хором Николая Корнева.
Огромное 90-минутное сочинение было написано Софьей Губайдулиной для еще более масштабного проекта баховской академии в Штутгарте, задумавшей в год 250-летия смерти Баха получить новые музыкальные версии всех четырех Евангелий и заказавшей их четырем композиторам из разных стран (газета «Время новостей» рассказывала об этом проекте 8 сентября). В соответствии с условиями заказа, Губайдулина основывалась на русском переводе канонического текста, хотя традиция пассионов -- музыкального повествования о последних днях жизни Христа -- в русле православной традиции никогда не разрабатывалась. Об этом упоминает сама Губайдулина в аннотации к сочинению: «Искусство представления» всегда было для русского сознания второстепенным по сравнению с «искусством переживания». И церковное богослужение избегает любого намека на представление в лицах, на любую театральность». Композитору удалось избежать театральности и драматических эффектов на протяжении всего сочинения. Спокойная, повествовательная интонация Рассказчика (его партию великолепно исполнил Геннадий Беззубенков), стилизованная под монотонную речитацию церковного дьякона, подчеркивает русский характер музыки. «Страсти» ловко встают в хорошо знакомый контекстный ряд, размещаясь где-то между Рахманиновым и Стравинским. «Страсти» в интерпретации Губайдулиной предстают как «комментарий комментария»: солирующие инструменты неотступно следуют за солистами-певцами -- дополняя, развивая, откликаясь, вторя. Словно с небес, наблюдает за происходящим хор-комментатор. Композицию «Страстей» уместно сравнить с религиозной живописью: внизу, на земле, идет человеческая жизнь, вверху, на плотных клубящихся облаках, в сиянии славы, в окружении ангелов, херувимов и серафимов, восседает Господь -- Бог Саваоф. Осмысляя главное событие в жизни человечества, Губайдулина бежит суетности и суесловия. Ее музыка лаконична, сосредоточенна и истова. В ней автор личностно переживает трагедию Бога и человека. Архаичная, приближенная к средневековой картина мира и непосредственное мистически-чувственное вживание в евангельский сюжет -- так решены «Страсти» Губайдулиной. И пожалуй, это самое трогательное и искреннее ее сочинение за последнее время.
"Когда я получила заказ, то сразу поставила условие: хочу писать Страсти по Евангелию от Иоанна. Потому что Иисус мне ближе всего такой, каким он описан у Иоанна", - рассказывает Софья ГУБАЙДУЛИНА. >>
Немцы скучают по жизни за Стеной Вчера в кинотеатре «Стрела» состоялась премьера фильма немецкого режиссера Леандера Хаусманна «Солнечная аллея». В отмечавшей 10-летие падения Берлинской стены Германии эта мелодрама, действие которой разворачивается в 70-е годы в ГДР, завоевала большую популярность. >>
С сегодняшнего дня зрители могут увидеть фильм «24 часа» на экранах кинотеатров Создатели «24 часов» не стали самостоятельно объявлять свою картину «продукцией категории Б». За них это сделали критики, посмотревшие кино на нескольких фестивалях и в большинстве своем отнесшиеся к нему скорее одобрительно. Сам Александр Атанесян определил свое творение следующим образом: «В фильме нет выдающихся эстетических открытий, не было такой задачи. Это ремесленное кино, снятое по законам жанра с использованием разных кинематографических достижений». >>
Состоялась российская премьера «Страстей по Иоанну» Софьи Губайдулиной Спустя два месяца после мировой премьеры в Штутгарте «Страсти по Иоанну» прозвучали в России. Под управлением Валерия Гергиева его исполнили в Питере солисты, оркестр и хор Мариинского театра, усиленный Камерным хором Николая Корнева. >>
Издана новая книги Веры Павловой Сборник Веры Павловой "Четвертый сон" (М., "Захаров") открывается коллекцией критических суждений, где восторги соседствуют со свирепыми окриками. Брань - тоже реклама: надо же поддерживать скандальную атмосферу, надо же вновь и вновь напоминать, что Павлова пишет исключительно "про это", надо же приманивать читателя ароматом запретного плода. >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|