N°157
30 октября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  30.10.2000
Одним врагом больше
Рождественский рассорился не только с балетом, но и с прессой

версия для печати
Рождественского ждали в ноябре. Но, сорвавшись со всех своих заграничных работ, новый худрук Большого приехал в Москву раньше намеченного. Личное присутствие Геннадия Николаевича понадобилось, чтобы хоть как-то успокоить труппу и прессу, взбудораженных последними событиями, -- обличительной пресс-конференцией руководителя балетной труппы Александра Фадеечева и скорым его увольнением. Знаменитый дирижер привычно понадеялся на свое колкое красноречие, уже однажды, в момент назначения, отлично сработавшее. Однако второй раз того же эффекта добиться не удалось. Фирменная ироничная интонация Рождественского и загодя написанный бойкий текст на сей раз обстановку не разряжали, а напротив, ее усугубляли.

За два месяца своего правления (из которых в стенах театра он провел всего несколько дней) Рождественский уже успел нажить себе крупного врага -- балетную труппу. И умудрился почти поссориться с ее примой -- Ниной Ананиашвили. Несколько неуклюже дирижер попытался выправить ситуацию в нынешний приезд, но, похоже, увяз еще больше. Пассаж о том, как его любимая балерина, дивная Ананиашвили прозябает в жутких и безвкусных постановках, отдавал неуклюжей дипломатией. Балетные планы, сколь масштабные, столь и зыбкие, казались маниловщиной. А обидные и несправедливые взгляды самого худрука на балет -- как на нечто низшее и несамостоятельное в сравнении с музыкой -- можно было объяснить лишь профессиональным снобизмом.

За один час пресс-конференции Рождественский успешно нажил и второго врага -- прессу. И этот поступок талантливого и просвещенного музыканта, на которого та же пресса возлагала большие надежды, можно объяснить разве что недальновидностью его помощников, делающих подборку газетных материалов. Примкнув ко многим своим именитым коллегам, Рождественский обвинил всю прессу в коррупции, а отдельных ее представителей -- в непрофессионализме. Причем приведенные примеры, на которые была отведена значительная часть его заботливо составленной речи, обнаружили, что Рождественский не делает различий между теми журналистами, кто допускает фактические ошибки, и теми, кто просто позволяет себе высказывать мнение, не совпадающее с его собственным.

Из той же речи было видно, что танцевальные грезы занимают теперь едва ли не самое большое место в голове новоиспеченного худрука. Но вся беда в том, что балет для него ассоциируется только с покоящейся на библиотечной полке партитурой. То, что хореографический текст может быть сложным, выразительным и даже первичным по отношению к музыкальному, в голове знаменитого дирижера не укладывается. Превосходство хореографии над музыкой, которое можно наблюдать во многих классических балетах, вместо уважения к богатой и развитой истории чужого искусства вызывает у Рождественского желание поскорее вычеркнуть название из репертуара. Рождественский мечтает о конкурсе, в котором композиторы могли бы сразиться за заказ на написание балета, получив для разминки сюжет из войновичевского «Чонкина» или ерофеевских «Петушков». Так пусть уж лучше пишут под готовую хореографию, облагораживают, скажем, пресловутую «Дочь фараона», музыка к которой так не нравится Рождественскому. Чем просто снимать ее с репертуара. Зачем же добро выкидывать. Ведь деньги потрачены.

С деньгами, кстати, должно стать лучше -- спонсором театра обещал быть Внешторгбанк. Но с репертуаром пока полная неясность, которая усугубляется тем, что и сам Рождественский в нем пока не до конца разобрался. Ничего связного про судьбу двух заявленных прошлым руководством постановок («Бугаку» Баланчина и бартоковский балет австралийца Уэлша) Рождественский сказать не смог. Вместо них всплыли столь же иллюзорные проекты на музыку Стравинского и Рихарда Штрауса, Шнитке и Шостаковича, Рахманинова и Прокофьева. Качество музыки тут, что и говорить, сомнения вызывать не должно. Что же касается хореографии, то с ней Большому театру обещали помочь Александр Ратманский (в следующем сезоне) и Юрий Григорович (восстановление «Лебединого озера» в самом скором времени). В перспективе маячат Джон Ноймайер и Игорь Моисеев. Ближайшая полноценная премьера Большого ожидается лишь в июне -- «Игрок» Прокофьева в первой, никогда и нигде не шедшей редакции. Режиссер -- Титель, художник -- Боровский.
Екатерина БИРЮКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  30.10.2000
Вышел альбом -- посвящение Виктору Цою
Пластинка-трибьют (то бишь «посвящение») для отечественной звукозаписывающей индустрии - птица залетная, редкая, но не реликтовая. И все же первая часть трибьюта Виктору Цою под названием «КИНОпробы» выглядит по-особенному. >>
  • //  30.10.2000
Умер кинорежиссер Петр Луцик
Полгода назад мы с коллегами составляли список лучших российских фильмов последнего десятилетия. Споров не было только по одной позиции - первой. Лучший фильм нового российского кино - это «Окраина» Петра Луцика. Два дня назад Петр Луцик умер в возрасте сорока лет от сердечного приступа... >>
  • //  30.10.2000
Рождественский рассорился не только с балетом, но и с прессой
За два месяца своего правления (из которых в стенах Большого театра он провел всего несколько дней) Геннадий Рождественский уже успел нажить себе крупного врага - балетную труппу. И умудрился почти поссориться с ее примой - Ниной Ананиашвили. Несколько неуклюже дирижер попытался выправить ситуацию в нынешний приезд, но, похоже, увяз еще больше. За один час пресс-конференции Рождественский успешно нажил себе и второго врага - прессу. >>
  • //  30.10.2000
Кинематографисты собрались поговорить о творчестве, а их призвали научиться считать деньги
На V пленуме правления СК России с названием «Свобода и ответственность художника» выяснились две вещи: внутреннюю свободу постсоветского художника никто давно не ограничивает, хотя многим уже хочется, а вот проблемы с ответственностью в основном перешли в сферу материальную, где незнание законов от нее, к сожалению, не освобождает. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика