N°157
30 октября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  30.10.2000
Задача по арифметике
Кинематографисты собрались поговорить о творчестве, а их призвали научиться считать деньги

версия для печати
На V пленуме правления СК России с названием «Свобода и ответственность художника» выяснились две вещи: внутреннюю свободу постсоветского художника никто давно не ограничивает, хотя многим уже хочется, а вот проблемы с ответственностью в основном перешли в сферу материальную, где незнание законов от нее, к сожалению, не освобождает.

Так, например, Владимир Грамматиков воззвал к собранию с просьбой защитить Киностудию Горького от агрессии компании "СИЛКОР". Дело в том, что студия получила в наследство от прежнего директора Сергея Ливнева неоплаченные векселя. Грамматиков решил до выяснения предыстории векселей их не оплачивать. Тогда банк-кредитор нанял компанию "СИЛКОР", которая уже провела через процедуру банкротства ряд предприятий из военно-промышленного комплекса. И хотя векселя оплатили, первый шаг к банкротству уже сделан: по решению судьи арбитражного суда на студии введено внешнее управление. Кинематографисты Грамматикову посочувствовали и приняли обращение к правительству с просьбой не допустить гибели киностудии.

Успокоить общественность взялся министр культуры Михаил Швыдкой, пообещавший, что процедура банкротства студии Горького не будет доведена до конца, что с компанией «СИЛКОР» договариваются. Однако добавил: «Премьер не может отменить решение арбитражного суда. Дела юридические решаются не в правительстве».

Кинематографисты (по крайней мере, те из них, что посещают пленум, а следовательно, являются активистами-общественниками) все еще исполнены уверенности, что судить надо не по закону, а по справедливости.

Один из самых больных вопросов -- приватизация в киноотрасли. Новый закон о приватизации, который позволяет менять профиль предприятий, но отказывает работникам в бесплатной передаче акций, в кулуарах 5-го пленума иначе как волчьим не называли. Если работники, к примеру "Мосфильма", не получат его акций бесплатно, значит, они их вообще не получат -- денег на их покупку не только у гримеров и осветителей, но и у народных артистов нет. А следовательно, считают кинематографисты, поскольку по новому закону разрешено перепрофилирование предприятий, новые хозяева тут же поделят землю на участки и сдадут их под казино. «Любое акционирование "Мосфильма" приведет не к инвестициям, а к изъятию прежде всего земли, -- считает гендиректор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров. -- "Мосфильм" -- это 34 гектара весьма дорогостоящей земли в лучшем районе Москвы, и нет никаких гарантий, что купивший всю территорию студии не будет строить отели, казино... Ни в коем случае сегодня нельзя отпускать кинематограф в область рыночного плавания, потому что он просто исчезнет и потом его уже не создашь. Его можно будет воссоздать только сверху, путем вложения огромных средств, и на это уйдут десятилетия».

"Мосфильм" хочет добиться особого статуса, как у Большого театра или Эрмитажа (всего в России не попадает под закон о приватизации 63 учреждения, включая 27 музеев, два университета, национальные библиотеки и архивы). Шахназаров на днях встречался с Валентиной Матвиенко и получил заверение, что "правительство не будет предпринимать шагов, которые ломали бы кинематографистов через колено".

Однако Михаил Швыдкой объяснял на пленуме: «На экономическом поле поменялись игроки -- пришли люди очень жесткие, грамотные, умеющие читать юридические законы и применять их в жизни. И кинематографистам пора либо учиться современному менеджменту, либо нанимать грамотных консультантов». Министр пояснил, что закон о приватизации вступает в противоречия с законом о кино: «По закону о государственной поддержке кинематографии 51% акций киностудий передается бесплатно (43 -- трудовому коллективу, 5 -- администрации, 3 -- внештатникам) и 49% выставляется на торги. По закону о приватизации, который был принят прошлым летом, ни одной акции бесплатно передать нельзя. 26 октября этот вопрос вновь обсуждался на заседании правительства, и вновь весь экономический блок высказался за то, чтобы ни одной акции не передавалось бесплатно. И потому Министерство культуры не какие-то страшные бумаги готовит, как, знаю, разносятся слухи в среде кинематографистов, а ломает голову над образовавшейся коллизией законов и уничтожать никого не собирается. Надо найти грамотные подходы к сохранению кинематографа как индустрии, юридические и экономические».

По одному из вариантов, рассматриваемых в Минкульте, можно основную часть активов студии передать государству, а те направления, которые не могут развиваться вне рыночных отношений, объединить в холдинг. Хотя бы на ближайшие пять лет, пока отрасль не станет на ноги.

Пока государство продолжает вкладывать средства в кино без надежды на отдачу. В этом году удалось увеличить бюджет до 700 млн рублей, и ведутся переговоры о выделении еще 200 млн. Однако сегодня, как сообщил Михаил Швыдкой, американские фильмы составляют 93% проката, и чтобы довести долю российского кино хотя бы до 30%, нужно снимать около 120 фильмов в год. К выделенным государством деньгам для этого нужно добавить еще примерно 170 млн долларов. Частные инвесторы -- не государство, за так отдавать деньги они не будут. А у нас сейчас есть только один положительный пример окупившего себя фильма -- «Брат-2», созданного, между прочим, без государственной поддержки и независимой кинокомпанией.

Деньги, выделенные государством в этом году, распределят между творцами в первой декаде ноября -- предпочтение будет отдано проектам для детской аудитории и семейного просмотра.
Вита РАММ, «Эхо Москвы», специально для «Времени новостей»

  КУЛЬТУРА  
  • //  30.10.2000
Вышел альбом -- посвящение Виктору Цою
Пластинка-трибьют (то бишь «посвящение») для отечественной звукозаписывающей индустрии - птица залетная, редкая, но не реликтовая. И все же первая часть трибьюта Виктору Цою под названием «КИНОпробы» выглядит по-особенному. >>
  • //  30.10.2000
Умер кинорежиссер Петр Луцик
Полгода назад мы с коллегами составляли список лучших российских фильмов последнего десятилетия. Споров не было только по одной позиции - первой. Лучший фильм нового российского кино - это «Окраина» Петра Луцика. Два дня назад Петр Луцик умер в возрасте сорока лет от сердечного приступа... >>
  • //  30.10.2000
Рождественский рассорился не только с балетом, но и с прессой
За два месяца своего правления (из которых в стенах Большого театра он провел всего несколько дней) Геннадий Рождественский уже успел нажить себе крупного врага - балетную труппу. И умудрился почти поссориться с ее примой - Ниной Ананиашвили. Несколько неуклюже дирижер попытался выправить ситуацию в нынешний приезд, но, похоже, увяз еще больше. За один час пресс-конференции Рождественский успешно нажил себе и второго врага - прессу. >>
  • //  30.10.2000
Кинематографисты собрались поговорить о творчестве, а их призвали научиться считать деньги
На V пленуме правления СК России с названием «Свобода и ответственность художника» выяснились две вещи: внутреннюю свободу постсоветского художника никто давно не ограничивает, хотя многим уже хочется, а вот проблемы с ответственностью в основном перешли в сферу материальную, где незнание законов от нее, к сожалению, не освобождает. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика