N°156 27 октября 2000 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Русская баба Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Лидии Руслановой
Трудно найти в нашей истории другую фигуру, столь правдивым и одновременно художественным образом эту историю отражающую. Неграмотная русская баба из саратовской деревни, талантом, трудом и крестьянской хваткой достигшая всесоюзной славы и всенародной любви. Сиротское детство, церковный хор, Саратовская консерватория, хрестоматийные «Валенки», не менее хрестоматийное выступление на ступенях поверженного Рейхстага, темная история с коллекционированием антиквариата и бриллиантов, поздний брак с генералом Крюковым, принадлежащим к окружению Жукова, и в конце концов дело №1762 и неизбежная 58-я статья. Отсидев с 1948 по 1953 год, она прожила потом еще двадцать лет и успела выучить целую школу народных советских песенниц -- Людмилу Зыкину, Ольгу Воронец, Капитолину Лазаренко, ни в какое сравнение, впрочем, с Руслановой не шедших.
Ее редкий голос назывался контральто, хотя фирменными грудными нотами дело не ограничивалось -- большой диапазон доходил до самого верха. Русланова могла бы сделать карьеру академической певицы, но предпочла другую дорогу, более видную, броскую и опасную -- дорогу народной певицы и народного героя. Она как никто умела вдохнуть жизнь в тот сомнительный, не всегда доброкачественный товар, что всплыл в начале века под знаком фольклора, -- мещанский и цыганский романс, каторжную, фабричную, солдатскую песню, ну и конечно частушку, в которой равной Руслановой никого не было. Это сейчас «Раскинулось море широко» или «По диким степям Забайкалья» естественно выглядят только за рюмкой водки. А тогда этот поздний городской китч казался свежим и модным. Он служил источником вдохновения для Стравинского. Им не брезговал Шаляпин, кстати, восхищавшийся Руслановой. А Рахманинов с удовольствием аккомпанировал эмигрантскому эквиваленту Руслановой -- столь же легендарной и загадочной Надежде Плевицкой. Свой незамысловатый репертуар Русланова умела необычайно выразительно подать, пользуясь средствами балагана, буффонады, былинного повествования. Каждая песня превращалась у нее в законченный спектакль, несмотря на необычайную скупость жестов. В советской терминологии это называлось «театром песни». Он был понятен и близок каждому слушателю, потому что героиней оказывалась вовсе не абстрактно-жеманная мещаночка, а сама Русланова -- простецкая, грубоватая, сильная, знающая себе цену, не слишком красивая, но фантастически притягательная, та, что «по морозу босиком к милому ходила». Специалисты расходятся в подсчетах исполненных Руслановой песен. Во всяком случае их было не меньше ста. Среди них и блантеровская «Катюша», первой исполнительницей которой была как раз Русланова. Существует легенда о том, как Лидия Андреевна на спор пела с кем-то всю ночь -- кто кого перепоет. Перепела. А есть и другая легенда, куда более выразительная. Якобы на допросе Русланова с горделивой издевкой говорила доверчивому следователю: «Задание мое было таким -- петь народу русские песни и отвлекать его этим от строительства социализма». |
Художник Владислав Мамышев-Монро реконструировал жизнь великой актрисы Знаменитый петербургский художник, мастер маскировки, перевоплощений и травестии Владислав Мамышев-Монро решил реконструировать в фотографиях почти всю жизнь актрисы - от 30-х до 70-х годов. Часть этой огромной фотосерии (всего, надо думать, были отсняты десятки пленок) показана на открывшейся вчера выставке в Галерее Марата Гельмана. >>
В Нью-Йорке открылась выставка «Утопия: Поиски идеального общества в западном мире» Размышления об идеальном обществе - где и когда оно существовало, кем должно управляться, кто в нем живет и как туда попасть -- издавна занимали просвещенные умы. Выставка «Утопия: Поиски идеального общества в западном мире», открывшаяся на прошедшей неделе в Нью-Йоркской общественной библиотеке, дает представление о том, как на протяжении многих столетий люди западной культуры пытались представить себе «рай на земле». >>
Премьера «Свадьбы» Павла Лунгина состоялась в Липках В Липках есть музыкальная школа, стадион, кинотеатр, техникум, ресторан и гипсовый памятник шахтеру, встречающий вас у въезда в город. А еще в Липках снимали кино. Здесь проходили съемки «Свадьбы» режиссера Павла Лунгина, в которых участвовали и местные жители. Закончив съемки, Лунгин пообещал, что российская премьера «Свадьбы» пройдет в Липках. Свое слово Лунгин сдержал. >>
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Лидии Руслановой Трудно найти в нашей истории другую фигуру, столь правдивым и одновременно художественным образом эту историю отражающую. Неграмотная русская баба из саратовской деревни, талантом, трудом и крестьянской хваткой достигшая всесоюзной славы и всенародной любви. Специалисты расходятся в подсчетах исполненных Руслановой песен. Во всяком случае их было не меньше ста. Существует легенда о том, как Лидия Андреевна на спор пела с кем-то всю ночь - кто кого перепоет. >>
Татьяна Толстая надеется обучить грамоте всех буратин Роман Татьяны Толстой «Кысь» был восславлен до появления его печатной версии (М., «Подкова»; «Иностранка»).
Его долго анонсировал журнал «Знамя», в итоге оставшийся без лакомого куска. О нем гудел Интернет. Первую главу - с заливисто восторженной редакционной врезкой - тиснуло «Книжное обозрение». В общем, величие романа обнаружилось раньше, чем его текст. >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|