N°147
16 октября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  16.10.2000
Без летального исхода
Михаил Плетнев поиграл со смертью

версия для печати
Новой программе Российского национального оркестра, отыгранной на днях в Большом зале Консерватории, не откажешь в цельности. Единая тема скрепляет ее с такой концептуальной прочностью, что и развлекательный бис потом не сыграешь. Какой уж тут бис, когда одна смерть кругом. Да не простая, а очень позднеромантическая: Лист, Рихард Штраус и, конечно, Вагнер.

Казалось бы, сопли и слезы в подобной программе гарантированы. Музыканты обычно в таком случае соревнуются в преддекадентском изломе чувств и гипертрофированных эмоциональных вывертах. Хотя соревноваться тут без толку, потому что победитель все равно давно известен -- Валерий Гергиев.

Возможно, поэтому главные участники концерта -- суховатый, скептичный пианист Михаил Плетнев и лучезарный дирижер Дмитрий Лисс -- пошли другим, совершенно нестандартным путем. Оба не столько попугали, сколько посмешили и удивили публику -- каждый в силу своих возможностей и отпущенного репетиционного времени.

Лиссу досталась музыка получше: вступление и смерть Изольды из соответствующей оперы Вагнера и самая знаменитая симфоническая поэма Штрауса «Дон Жуан». Эквилибристика штраусовских партитур -- суровый экзамен для оркестра. Немного подпортя общий результат ошибками духовых и жидкостью струнных, РНО справился с любвеобильным персонажем на четверочку. Вагнер -- напротив, соло для дирижера, по которому можно оценить его технику, кругозор и мировоззрение. У молодого и симпатичного екатеринбуржца Лисса Вагнер получился настоящим интеллигентом: роскошная и гениальная вульгарность стыдливо замаскирована, позолота потускнела, бархат пообтерся, пруд с лебедями затянуло ряской. Никакого перехлеста чувств, на каждый эпизод по одной скромной кульминации -- впрочем, весьма грамотно выстроенной.

Солисту Плетневу достался Лист -- со всей своей аппетитной пестротой, шумной концертностью и милой недалекостью. В результате именно Лист (Второй фортепианный концерт и парафраз «Пляска смерти») и стал главным героем вечера. Впрочем, конечно, не Лист -- Плетнев. Расхожее правило: чем хуже музыка, тем заметнее класс исполнителя -- как раз про этот случай. Плетнев расквитался с Листом на славу -- только косточки трещали. Пережевал и выплюнул. Вместо подарочного листовского ассорти преподнес что-то немыслимо свежее, неожиданное и даже интеллектуальное. Будто это не концерт Листа вовсе, а как минимум поздняя соната Бетховена. Четыре первых и самых лучших ноты (фортепиано в унисон с контрабасами) веселенького парафраза на тему Dies irae продал так, будто это настоящий шедевр. Нехотя наигрывая точнехонькие головокружительные пассажи, Плетнев удерживал слушательское внимание от первой до последней ноты. И это было именно внимание, а не привычное для музыки Листа цирковое восхищение.
Екатерина БИРЮКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  16.10.2000
«Гарри -- друг, который желает вам добра» вышел в московский кинопрокат
Доминик Молл принадлежит к новому поколению французских режиссеров, которому удалось избавиться от национального самодовольства и ограниченности. В Канне его второй полнометражный фильм «Гарри-друг, который желает вам добра» остался без официальных призов, но тот факт, что представители Miramax на фестивале купили фильм для американского проката, сам по себе награда. Теперь фильм добрался и до Москвы. >>
  • //  16.10.2000
Modern Talking теперь в Кремле
Как всегда, поход в Кремль на заезжих звезд превращается в приключение. На сей раз администрация Государственного кремлевского дворца решила воскресить в своей памяти бурные 80-е, когда Modern Talking властвовала над душами простых советских граждан. Стиль был выбран безошибочно - кремлевский ландшафт украшали две километровые очереди, упирающиеся в Кутафью башню. >>
  • //  16.10.2000
Михаил Плетнев поиграл со смертью
Новой программе Российского национального оркестра, отыгранной на днях в Большом зале Консерватории, не откажешь в цельности. Единая тема скрепляет ее с такой концептуальной прочностью, что и развлекательный бис потом не сыграешь. Какой уж тут бис, когда одна смерть кругом: Лист, Рихард Штраус, Вагнер... Казалось бы, сопли и слезы в подобной программе гарантированы. Но главные участники концерта - пианист Михаил Плетнев и дирижер Дмитрий Лисс - пошли другим, совершенно нестандартным путем. >>
  • //  16.10.2000
В книжных магазинах появилась «Книга мертвых»
«Перевалив за сорок лет, большой художник хочет Родину, или Бога, или Дьявола, или Нацию. Потому что хочет принадлежать к миру как можно более долговременных категорий». Потому и мемуары, свою «Книгу мертвых» Эдуард Лимонов пишет о тех, кого уже нет на этом свете. Не только для того, чтобы подвести итоги, но и затем, чтобы на фоне бесконечного мартиролога остаться живым самому. Получилось. >>
  • //  16.10.2000
Группа «Несчастный случай» представила свой новый альбом «Чернослив и курага»
Два с половиной года группа «Несчастный случай» не могла выпустить новый альбом. Собственно, отсюда и название: выбирая его, музыканты остановились на поговорке, которая гласит, что у запора - два врага: чернослив и курага. 12 октября на сцене закрытого клуба Андрея Бильжо «Петрович» музыканты блистали в костюмах цвета кураги. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика